Мы много говорим об усвоении религиозных представлений современными людьми, но почти не касаемся того, каким образом они формируются изначально. Лишь Nail Lowe немного коснулся этиологии религии с позиции фрейдизма.
Современные верующие делятся также как и остальные люди по типам личности. Для одних религия важна прежде всего как традиция, так как традиция всегда была одной из первейших социальных потребностей. Им неважно содержание религии, а важно выполнение некого ритуала и принадлежность к некой традиции, которую они рефлекторно полагают необыкновенно ценной. Чаще всего такие люди – экстраверты. Многие из них обладают истеричной акцентуацией или истерической, паранойяльной или шизоидной психопатией, которая делает их психические процессы тугоподвижными, а мышление - стереотипным, алогичным и особо консервативным (особенно у паранойяльных).
Другие ищут в религии именно душевного успокоения, обычно это люди интроверсивного склада, преимущественно так называемые психастеники (от "психе"=душа + "астения"=слабость, «мимозоподобные», как их еще называют), которые склонны к философствованию, к отвлеченным и резонерским рассуждениям о вещах безотносительных к ним. Характерной чертой таких людей является гипобулия, т.е. ослабление волевой активности, вплоть до абулии (полного отсутствия таковой). Христианство привлекает таких людей тем, что оправдывает их психопатологию. Так, например, трансформация лозунга «блаженны нищие» в «блаженны нищие духом» в поздних греческих евангелиях, отражает приспособление канона этой мировой религии к потребностям широких масс – если вначале христианство абстрактно реализовывало потребности людей низших сословий, то в дальнейшем оно включило в число своих последователей более широкие слои, в том числе немало и психастеников.
Не нужно исключать и тех, кто профессионально или иными способами получает от насаждения религии доход. И отдельной категорией религиозных последователей являются люди с тяжелой психопатологией. Интересно отметить, что такие люди часто считались особенными в смысле приближенности к неким мистическим откровениям. Так, например, во многих религиях эпилепсия считалась божественной болезнью. Не случайно и почитание «юродивых ради Христа» и в христианстве. Также нужно здесь вспомнить культы «подвижников», «постников», «молчальников», «столпников», «пещерников», «блаженных» и прочих. Так, «столпники» - течение, идущее от некоего Симеона, который жил некоторое время в пустом колодце, затем в небольшой келье в горе, а затем поставил столб, устроил в нем тесное жилье и стал в нем проводить жизнь в посте и молитвах, в полном отрыве от жизни. Собственно говоря, Симеон продолжил традицию некоторых языческих культов, о которых сообщает греческий писатель Лукиан – почитателей сирийской богини Кибелы. Православная церковь причислила Симеона к лику святых.
«Юродство ради Христа» церковные деятели почитают как особый, высший вид христианского подвижничества, когда, не довольствуясь всеми другими лишениями, самоотрекаются от обычного употребления разума, добровольно (или от рождения) принимают вид безумного («Жития святых», т.II, Синод. изд-е, стр. 55).
Все эти излишества с точки зрения психиатрии являются патологиями, психогенными, в основе которых лежат нереализованные страсти, канализирующиеся в страстном служении в культе, хотя часто так себя проявляют шизоидные, гипотимные (добрые, но замкнутые в себе, полные самоуничижения и вины люди), астенические и паранойяльные психопаты.
Вообще, атараксия (отстраненность от страстей) является хорошим способом психической саморегуляции, к которому порой прибегают совершенно сознательно и взвешенно. Таков путь многих философов (как тут не вспомнить Диогена, одного из киников – киники были атеистами и видели в такой отстраненности гармоничный способ существования). Патогенез глубоких психопатов не таков.
Но теперь уместно перейти к психопатологиям сугубо органического генеза – психозам. Прежде чем упоминать нозологические формы этих заболеваний, познакомимся с типичными для больных психозом с религиозным содержанием симптомами, которые обнаруживаются на приеме психиатра.
Иллюзии – большая группа проявлений нарушения восприятия. К ней относятся прежде всего галлюцинации – восприятие предметов и явлений, которые объективно не существуют. При сложных слуховых галлюцинациях больные «слышат» музыку, песни, голоса, крики, целые монологи, чаще всего осуждающие их поведение, комментирующие или убеждающие.
При сложных зрительных галлюцинациях больные видят животных, насекомых, людей, предметы как обычной величины, так и бесформенными, уменьшенными или увеличенными. Иногда галлюцинации образуют яркие сценоподобные видения (панорамические галлюцинации). Галлюцинации бывают императивно-повелительные.
Уместно предположить, что видения пророка Иезекииля имели именно такую природу:
8 И видно было у Херувимов подобие рук человеческих под крыльями их.
9 И видел я: и вот четыре колеса подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима, и колеса по виду как бы из камня топаза.
10 И по виду все четыре сходны, как будто бы колесо находилось в колесе.
11 Когда шли они, то шли на четыре свои стороны; во время шествия своего не оборачивались, но к тому месту, куда обращена была голова, и они туда шли; во время шествия своего не оборачивались.
12 И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их.
13 К колесам сим, как я слышал, сказано было: "галгал".
14 И у каждого из животных четыре лица: первое лице - лице херувимово, второе лице - лице человеческое, третье лице львиное и четвертое лице орлиное. (10:8-14)
12 И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. (1:14 ) – далеко ли они шли, не говорится.
13 И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.
14 И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. (Иез. 1:12-14)
Здесь слуховые галлюцинации сочетаются со зрительными.
При псевдогаллюцинациях галлюцинаторные образы возникают не во внешней среде, а внутри больного. Они не кажутся реальными, а сопровождаются ощущением навязанности галлюцинаторных явлений посторонней силой. При этом больной слышит голоса в голове, груди, других органах.
Расстройства мышления, которые встречаются при таких видах психозов делятся на бредовые идеи, бред преследования, бред самообвинения…Часто появляются сверхценные идеи (в отличие от навязчивых состояний, они не сопровождаются тягостным чувством, желанием избавиться от них).
Все эти симптомы проявляются в виде синдромов. Чаще всего эти синдромы выражают простую или параноидную форму шизофрении Первая обычно начинается в юношеском возрасте и развивается очень медленно. Бывают и нетипичные течения и формы этой болезни, и очень часто - латентные течения. Очень часто подверженные таким синдромам люди воспринимаются как «богооткровенные» личности, и результаты их разорванного мышления порой ложатся в основу религиозных канонов.