В теме Православный форум д. Кураева и манифест атеизма началась очередная дискуссия на тему "можно ли доказать отсустсвие бога". И тут я подумал, что дискуссия идет не вполне корректно, так как мы не определились с определением бога. Кстати, этот вопрос я поднимал на православном форуме, но вразумительного ответа не получил. Может, здесь получится продуктивнее?
Итак, можно ли дать определение бога, которое
- Было бы непротиворечивым.
- Под которое подходили бы боги основных мировых религий
- Давало бы эмпирические критерии, позволяющие сделать вывод о существовании/несучестововании бога.
Начнём с конца:
1.Определение "Бог" -дать невозможно. Потому, что словарь слишком
мал. Другими словами, чтоб что то определить, нужно из чего то исходить(основание ,посылка). Каждая посылка есть-повествовательное предложение. Которое естественно может состоять
из произвольного количества слов. При этом неодно слово входящее
в состав предложения не должно быть, словом "БОГ" или его синонимом. Иначе мы бы определили понятие через само себя.
Таким образом если бы мы имели определение "Бог" то -природа
бы последнего, сводилась к природе слов отличных от его самого
(к комбинации таких слов имеющих смысл, отличный от слова Бог).
Но это последнее противоречит целому ряду свойств, исповедываемых
христианами. Таких как:
а)Простота, Несложность
б)Непостижимость
в)Транцидентность
По этоту слово "Бог" должно входить в словарь без определения,
потому что, всех остальных отличных от слова "Бог" не достаточно,
что бы "определить" слово "Бог".
Свойство транцидентности Бога отвечает, также на 3-й Ваш вопросс.
2. Дело в том, что религия -это связь с Богом. Но не одна религия не имеет такой связи, за исключением православия. Боги всех мировых религий скорее фантомы, некоторые филосовские категории, а не
реальные Боги. Понятие и значение Бога в этих религиях либо не
является полным либо искаженно, но хуже всего то, что они понятие
и правильное суждение о Боге черпают в основном из себя и своих книг, в то время как православные постигают понятие Бога в аскетических трудах и таинствах церкви. То есть не измышляют мифов, и не пытаются постигнуть своей меньшей,ограниченной природой- существо Бога, а смиренно ждут ОТ НЕГО САМОГО откровения.
3. Бог-есть любовь. Очевидно ,что здесь не какого противоречия нет.