>А кто сказал, что у эллинизированных или неэллинизированных евреев или у других (языческих) народов Р.И. было такое же представление о посмертном состоянии, какое в сегодняшном христианстве? Разве состояние после смерти - нематериальная душа? Разве душа нематериальна? Разве не может быть пальцев?
у "эллинизированных" - да, душа была материальна и имела составные (пальцы и т.п.), но всё это позднейшие воззрения навеянные внешними культами, и философиями.
у "неэллинизированных" (тут библейских) - видимо вообще не было представлений даже о бессмертности души, а её составных и тем более, излишне говорить - что при бессмысленном состоянии души (состоянии сна), потребность во всяких пальцах и т.п. отпадает вообще.
>Эллин Лука наврал?
Скорее привнёс в своё евангелие - внешних верований, внешнего фолклора,
а вообще - данные логии (эти стихи) - возможно неаутентичны.
>А кто сказал, что не могут?
танах.
там везде поясняется - что шеоль находится глубоко под землёй.
>там еще и "первого сошествия" не было
ну, по евангелиям - это пришествие иисуса.
>Согласно НЗ, второе пришествие должно было произойти в течение жизни одного поколения максимум, так что евангелисты не задумывались над этой проблемой. Проблема возникла несколько позже.
Ясное дело, но это - уже совсем другая тема.
>Знать бы четкий критерий, как отличить те места, которые следует понимать аллегорически. Видимо их нет.
Пророчества (книги пророков), Определённые Псалмы, Притчи, и вообще места в библии где отображена семитская поэтика.
Но мы - тут обсуждаем именно притчу, а не буквальное описание событий.
>А умершие (в мифах) - да, разговаривают, и даже часто.
В подлинно еврейских (иудейских) - такого нету.
Если встречается - то вся такая "ситуация" опровергается последующими стихами.
(Во внешних верованиях (элинских в т.ч.) - это конечно есть).
Пример: 1 Царств 28 Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне.
И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты - Саул.
И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли.
Какой он видом? - спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился... и т.д.
-- Сказано же: Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них [...].
Не должен находиться у тебя [...] гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых [...].
Ворожеи не оставляй в живых». (Лев.19:31; Втор.18:10-11; Исх.22:18).
-- Ещё сказано: 1 Пар 10:13-14 За беззаконие обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его и передал царство Давиду.
>А еще, кстати, ослицы разговаривают (это притча?).
Нет.
Но она говорит (единичный случай кстати) - только под воздействием малаха, сама то (ослица) - никогда.
У нас же - именно Притча.
>Впрочем, все это неважно. Важно то, что даже притча моделирует условия действия, приближенные к реальности или отвечающие типичным представлениям слушателя. Иначе это уже не притча, а сказка.
Притча - это и есть нравоучительная Сказка (вымысел), а не буквальное описание событий имевших когда либо место.
Значение слова Притча по Ефремовой:
Притча - 1. Иносказательное повествование с нравоучительным выводом. // Иносказательное выражение.
2. устар. То же, что: басня.
Притча в Энциклопедическом словаре:
Притча - малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий всебе моральное или религиозное поучение. Близка к басне; всвоих модификациях - универсальное явление в мировом фольклоре илитературе (напр., притчи Евангелий).