подобный поступок Авраама вовсе и не выглядел предосудительным для евреев.
А почему он выглядим таковым для нас?
Вопрос конечно хороший, однако по этому поводу сложно сказать что-либо однозначно.
Мы эту ситуацию видим со стороны для нас это миф еврейского народа, где Авраам, фараон, бог, Сара герои этого мифа.
Взглядом со стороны мы видим, что Авраам совершает мерзкий поступок, даже два:
1) Обманывает фараона
2) Толкает жену на прелюбодеяние
По логике вещей Авраам должен быть наказан Яговой и за обман и за подобное обращение с женой. Это было бы справедливо, но в библейских легендах эта справедливость вывернута на изнанку. Евреи видимо смотрели на эту ситуацию иначе.
Фараон взял чужую жену – наказан богом (он то как раз и попал под «статью» не прелюбодействуй), с точки зрения здравого смысла не справедливо, т. к. он не знал об этом.
Аврам отдает свою жену фараону, чтобы выжить и обогащается при этом – с точки зрения здравого смысла это подло, но с точки зрения евреев поступок Аврама оправдан, тем что ему якобы угрожала опасность. Если бы этот поступок выглядел предосудительным для евреев, наверняка бы Аврам получил наказание от бога (все таки бог целиком вымышленный персонаж ему можно приписать любые действия, любое поведение, любые слова).
К тому же доминантой библейских легенд, на мой взгляд, является показать силу еврейского бога, и в этой легенде эта сила бога довольно ярко демонстрируется, ведь Его убоялся сам фараон и щедро одарив Аврама вернул жену и отпустил с миром (хотя по идеи должен был на месте расстрелять)
А вот что касается вопроса, который Вы О. Кот задавали в самом начале
Почему в легендах о них есть такие нелицеприятные моменты? Так по-моему этим вопросом можно задаваться на протяжении всего ВЗ. Плюс к этому, не ясно собственно за какие такие заслуги Аврам являлся избранником бога, в чем выражается его праведность, библия дает ответ одной строчкой: «
Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Вот она главная задача этих легенд – показать, как важно верить богу, верить в его силу, бояться бога, моральность поступков на втором плане.