В дискуссии с Любопытным мы пришли к выводу,
что фараон узнал правду от Сары.
Вывод необоснован - ничто в Библии на это не указывает.
Так же, ничто в Библии не указывает,
что фараон узнал правду от Бога непосредственно.
Однако, предположить участие Сары проще, - чуда не требуется.
фараон "и дом его" получил несколько весьма чувстввительных ударов от Яхве. Ну и зачем Саре такой неудачник?
Фараон - неудачник? Шутите! Кто по сравнению с ним Аврам?
Нищий бродяга, у которого не было ничего.
И если Сара решила к нему вернуться,
то он, по логике, терял и подарок фараона.
Тем сложнее, в рамках вашей версии, объяснить поступок Сары
Если Яхве говорил с фараоном - это чудо.
Это с обычной точки зрения - чудо. а с библейской - заурядное событие. Там Яхве всё время с кем-нибудь говорит.
Извините, в Библии разговор Бога с человеком
- это далеко не заурядное событие.
Не так уж много подобных случаев отмечено в ВЗ.
Библия посвящена вопросам общения с Богом.
Предположение, что автор забыл упомянуть столь
важную подробность, выглядит не серьезно.
Если Авраам сам сказал фараону, тоже чуда нет и всё понятно.
Это забавное предположение. Но допустим.
Получается, Аврам
отказывается от денег и подвергает
свою жизнь самой реальной опасности.
Кроме того, Аврам ни на что не мог претендовать.
Что такое развод в те времена, знаете?
Это когда муж говорит жене: "иди, ты мне больше не нужна".
И все, она свободна.
После этого он уже не имеет права взять ее назад в жены.
Если кто-то подслушал разговор Аврама и Сары и донёс фараону - тоже чуда нет и всё понятно. Если фараон нашёл какую-нибудь вещь Сары (записку или ещё что-то), указывающую, что она - жена Аврама, тоже чуда нет и всё понятно... продолжать или хватит?
Тогда у фараона появляется законный повод казнить их обоих.
За обман.
Достаточно было просто возвратить жену мужу и потребовать назад "залог".
Нет нужды оказывать этому мужу царские почести.
А кто знает, что у этого Яхве на уме? Если за поступок, в котором фараон не виноват, его так отделали, то что будет, если он ещё и начнёт что-то требовать? Поэтому спровадить этих проходимцев и ещё дать им для верности провожатых, чтобы наверняка и подальше - это вполне объяснимая реакция в такой непростой обстановке.
А фараон, судя по тексту, не удивляется. Действия Бога ему понятны.
Бог гневается за то, что фараон "
взял было ее себе в жену".
Может, вы считаете, что незнание закона оправдывает?
Фараон так не считал.
И когда вернул Сару Авраму, - претензий к нему больше нет.
Так-то оно так, но взял-то он её, не имея понятия о том, что она чья-то там жена. Так что не надо про "незнание закона".
Под "незнанием закона" подразумевается так же
отсутствие какой-либо существенной информации.
Так вот, оно не оправдывает человека, так обычно считается.
Допустим, вы не знали, что участок земли принадлежит Пупкину.
Вы раскопали его, и Пупкин имеет право предъявить вам претензии.
Так и в этом случае. Фараон не знал, но все равно виноват.
Такой закон принят в любом государстве и ныне и в прошлом.
Я прав? Я нигде не писал насчёт "прогнуться". Фараон, вероятнее всего, от этих опасных гостей хотел как можно быстрее отделаться с наименьшими последствиями для себя и "дома его".
Вы сказали, что фараон испугался и на всякий случай решил щедро наградить Аврама, удостоить его царских почестей (почетный конвой)
Я называю это "прогнуться". Может, для вас такое поведение
в порядке вещей. Для меня - нет.
Бог не говорил фараону, что он должен по царски наградить Аврама.
Фараон сделал это по собственной инициативе. Почему?
Не надо привирать - там ничего не сказано про царские награды. Награды были поначалу - за то, что бабу подогнал. А после "тяжких ударов" никаких наград не было: "И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним]". Не отобрали то, что подарили раньше - это понятно, вдруг Яхве ещё пуще рассердится. Но новых подарков ему также не делали.
насчет "бабу подогнал" - оставляю на вашей совести.
А насчет денег - так Аврам не имел права ни на что,
после того, как Сара вернулась к нему.
Фараон оставил ему деньги - это царский подарок.
Фараон даже дал ему охрану до границы. Это великая милость.
Может, вы считаете такое поведение из страха нормальным.
Я не считаю.
А кто вам сказал, что поведение Аврама было нехорошим?
Библия об этом ничего не говорит.
Ну вот и я о том - с точки зрения авторов Библии это если и не похвальное, то вполне нормальное поведение. С точки зрения современного человека и, вероятно, многих древних людей (кроме авторов Библии, разумеется) такое поведение ненормально.
Если
наша версия справедлива, то
с точки зрения и древних, и современных людей
поведение Аврама является благородным.
И фараон оценил его по достоинству.
в этом фрагменте Библии вообще нет ни слова про уважение фараона.
Но есть зато о царских подарках и почестях Авраму от фараона.
Так где же здесь о трусости или жадности?
Может, вы это по своему понимаете.
А я понимаю, что Авраму будет хорошо,
"душа его будет жива", если Сара будет счастлива.
Насчёт "душа будет жива" там вроде прямо сказано - не убьют.
В Библии "душа жива" и "не убьют" это не всегда синонимы.
Бывает, и не убили, а душа умерла. И обратное тоже бывает.
Хочу спросить, зачем Авраму преувеличивать опасность в Египте?
Вообще-то разумнее преувеличить опасность, чем недооценить. Дабы не попасть впросак. Или Ваш оптимизм рекомендует недооценивать опасность? Тогда оптимисты как вид скоро вымрут.
На это не надейтесь.
Но зачем Авраму специально преувеличивать
опасность в разговоре с Сарой?
И почему он пренебрегал более серьезной
опасностью уже в следующей главе?
Да и в начале этой главы - тоже. Ведь в те времена
путешествие без охраны было смертельно опасно.
Значит, вопрос остается.
Евреи гордились Аврамом и не считали его жадным трусом.
Почему?
Потому что для них такой поступок не считался проявлением жадности и трусости.
А почему не считался?
А это называется круговая аргументация.
Так почему вы решили, что в этом отрывке была торговля женой?
Каккая круговая? В этом отрывке пряо сказано, что Аврам подсунул Сару фараону,
Вранье! Нет такого.
выдав за сестру, и поимел с этой сделки бонусы. Я называю это торговлей женой. Что-то не так? Если я передам кому-то во владение свой автомобиль и получу за него деньги, можно я назову это продажей автомобиля или у Вас тоже будут возражения?
Может, с вашей точки зрения что жена, что автомобиль ...
Может, вы допускаете передачу жены во владение кому-то?
А с моей точки зрения - это не так. И с точки зрения Аврама - тоже.
Аврам здесь относится к Саре как с человеку, а не к вещи.
Причем, равному с ним.
Как видим, он сначала обращается к ней с просьбой.
Фактически, Аврам предоставил ей право выбора.
Дальнейшая судьба Сары зависила от того, скажет
ли она фараону, что является женой Аврама.
Или не скажет, и тогда с Аврамом они окажутся в разводе.
В этой истории Аврам поступил так, потому что любил Сару.
Он не хотел, чтобы она страдала и скиталась вместе с ним.
Каждый порядочный человек в подобных обстоятельствах
должен подумать, а делает ли он счастливым свою жену?
Или ей будет лучше с кем-то другим?Если вы считаете, что имеете право удерживать жену любой ценой,
хочет она этого или не хочет, то вы, конечно, не поймете Аврама.