Не совсем так. Библия тем и интересна для нас, что оценка прошлого влияет и на нашу оценку будущего. Не хотите в это углубляться?
По-прежнему не хочу углубляться. Оценка прошлого, безусловно, может влиять на нашу оценку будущего. А оценка будущего может влиять на оценку прошлого? Мое мнение - нет. Как ваша оценка перспектив развития российского государства влияет на оценку происходящего на Руси в 10 веке?
Конечно, никак не влияет.
Но если бы Россией в 10 веке управлял тот же самый правитель, что
и сегодня, думаю вы согласитесь, тогда наша оценка событий 10 века
и наша перспектива на будущее были бы тесно связаны.
Именно такую ситуацию мы рассматриваем.
Тот же самый Бог управлял событиями в далеком прошлом
и будет управлять ими в будущем.
Вот почему наша оценка Его действий в прошлом,
Его намерений и целей зависит от того, имеем ли мы
на будущее оптимистичный или пессимистичный взгляд.
Сочетание «разумный пессимизм» мне не понятно в отношении нашей жизни.
Что же непонятного? «Разумный оптимизм» вас не смущает, а «разумный пессимизм» смущает. Виктор, а почему такая дискриминация? Не потому ли, что «разумный пессимизм» не вписывается в вашу (заданную) картину бытия? Прочтите, что я написал ранее по поводу «критерия разумности», и все станет понятно.
Вы не пояснили, что такое «разумный пессимизм»
в отношении нашей жизни и нашего будущего.
1) Про факты и их твердость. Давайте определимся раз и навсегда: можем мы или не можем реконструировать картины из жизни древних евреев? По-моему, можем. Причем, если будем привлекать все возможные источники и методы, то это будет историческая реконструкция; а если только на основе анализа текста Библии – «то библейская версия». Я предлагаю идти по второму пути. Но какой бы путь мы ни выбрали, реконструкция возможна. Сообщите, согласны вы с этим или нет. Если нет, то разговор теряет всякий смысл.
Источников помимо Библии слишком мало, чтобы мы могли на
их основе реконструировать картины из жизни древних евреев.
Библейские истории обладают интересным свойством.
Независимо от того, принимаете вы их за чистый вымысел
или за подлинные события, вы можете сформировать
ваше личное отношение к этим событиям.
Вот например, наш разговор по поводу Исхода и покорения Ханаана
с рядом оппонентов зашел в тупик.
Им представляется, что
оставить в беде людей - это нормально.А с нашей точки зрения -
это преступление. Так же и Библия говорит.
Отсюда понятно, каким образом оценка прошлого влияет на наше будущее.
Ведь если в мире будут преобладать люди, которые легко оставляют
ближних в беде, жалеют корки хлеба голодающим детям,
во что может превратиться наш мир!
Но Библия говорит, к счастью, такие люди
не будут участвовать в создании нового мира.
И это оптимистичный взгляд.
Итого: мы не разбираем (пока) чего касается вопрос Втор.23:15. Мы разбираем сам вопрос Втор.23:15. А вот он – в прошлом. Согласны или нет?
А если вспомнить, что Законодатель до сих пор жив и играет ключевую
роль в нашем мире, то вопрос касается и нас, и нашего будущего.
По отношению к прошлому и оптимизм, и пессимизм методологически не верны. Верным является реализм. То есть такая позиция, которая не отметает факты и аргументы по принципу «мне нравится – мне не нравится». То есть позиция, где факты и аргументы отбираются по принципу «истина – ложь».
Реализм должен быть в отношении фактов, событий.
И это правильно. Мы принимаем события так, как они были.
Но в отношении целей и намерений Правителя, который
до сих пор жив, возможны только оптимизм или пессимизм.
Мы можем или верить или не верить в Его добрые намерения о нас.
А реализм настанет тогда, когда они свершатся.
Читайте до просветления или до посинения – как угодно.
мне жаль, что вы так быстро раздражаетесь.
Если некое событие (в прошлом) объективно нехорошо, но имеет некие хорошие аспекты. То оптимистическая позиция (событие все-таки хорошее), как и пессимистическая (событие абсолютное плохое) – в равное степени не верны. Верным будет только реализм, отражающий объективную реальность.
Согласен.
Мы с вами расходимся не в оценке событий, но в оценке
намерений и целей Того, кто этими событиями управлял,
действуя в сложной реальной обстановке.
Вовсе нет. Ваша оптимистическая оценка действий Бога в те древние времена проистекает от собственного «хотения, чтобы так было».
Оценка намерений и целей очень часто зависит
от личной жизненной позиции того, кто оценивает.
Например, если человек сам лжец,
то он склонен заранее подозревать других во лжи.
мы можем рассуждать о мыслях, намерениях и целях Бога, руководствуясь текстом Библии. Ведь вы же рассуждаете? Делаете выводы, а? – делаете. Разница в наших подходах только в том, что я читаю текст «как он есть», а вы – «как мне хочется».
Где вы прочитали в тексте о целях и намерениях Бога?
В частности по поводу текста
Втор.23:15 Ваш пример как раз-таки и не подходит, ибо наркоман прогнозирует.
Мой пример с наркоманом отлично подходит к нашей ситуации.
От его оценки целей и намерений врачей, которыми они руководствовались
в прошлом, когда отправили его на лечение, зависит его будущая жизнь.
И оценка целей и намерений врачей с его точки зрения
может быть пессимистичной (но это принесет ему смерть)
или оптимистичной (это принесет ему жизнь).