Ибо неразумно отмечать "Шабат га-гадолъ" за неделю до Песах.
Он должен быть в ближайшую субботу.
Ну как же так, Виктор! Такую ссылку полезную нашли, сами выделили из нее самый нужный для нашего разговора момент – и все равно делаете прямо противоположный вывод:
Если Великая суббота приходится на какун праздника Песах, в некоторых общинах переносят выступление мудреца на предыдущую субботу, поскольку законы, о которых он рассказывает, должны быть применены в ходе подготовки к празднику.
То есть: чем дальше (в пределах недели) эта «ближайшая суббота» от самого Пейсаха – тем лучше, потому что в синагогах именно в Шаббат га-гадол «книжники и старейшины» напоминают народу о правилах подготовки и проведения праздника.
Пока я считаю, что вы не правы.
В том отрывке идет речь не о переносе Великой субботы.
Она - сама по себе праздник, в память о чуде 10 нисана.
Как её перенести?
А тот отрывок говорит, что иудеи легко
находили выход из затруднения.
Функции Великой субботы, связанные с обучением народа,
переносились на другой день, вот и нет проблем.
А можно узнать, в чем, собственно, может заключаться выгода от переноса одних и тех же ритуалов с одного дня на другой?
Речь идет не просто о переносе ритуалов на другой день.
Нет, проблема гораздо серьезнее.
На сегодня мы считаем, что Исход был поспешным
(даже тесто не успело подняться)
Это очень важный момент. У евреев не было
времени насладиться будущей местью над врагами.
Мы так понимаем, что это не входило в Божьи планы.
Поэтому, где-то в течение 13-го нисана, может быть, к вечеру,
Бог сообщил Моисею, что времени совсем мало осталось.
И назвал время "Ч" - 14-е число
(как видим, только 14-е число упоминается в
Исх.12)
Евреи в страхе бросились исполнять повеление об агнце,
дабы им самим не умереть. Где тут вынашивать злорадные мысли!
Некогда. Они успели приготовить агнца до наступления темноты
14-го. И едва съели, как началось...
Конечно, можно слова Божьи понять и так, что жертвоприношение
следовало совершить вечером, на исходе 14-го. Но в моих глазах
выглядит невероятным предположение, что они решили подождать.
Ведь Бог несколько раз сказал о 14-м числе и ни разу о 15-м.
И сказал
"В сию самую ночь"Теперь насчет выгоды.
Как видим, такое поспешное жертвоприношение можно совершить
только лично, по семействам, как Бог и говорит.
Но в поздние времена появилась традиция заколать Пасху в храме.
И первосвященники зарабатывали немалые деньги на каждый Песах.
Ведь жертвы заставляли покупать при храме и втридорога.
Чтобы это было возможно, понадобилась другая трактовка Исхода.
Забыли о поспешности, стали настаивать, что народ уже с 10-го
числа выбрал агнцев "привязал к ножкам кроватей"
(интересно, какие были кровати в Египте?)
И само жертвоприношение растянулось с полудня до вечера 14-го.
Исход, якобы, начался лишь 15-го.
В пользу этой версии на сколько знаю,
приводят единственный стих,
который мы еще не обсуждали.
Против нее нахожу много текстов, о которых уже говорил.
Таким образом, Пасха, которую провел Иисус, отличалась
по содержанию от фарисейской. Ученики Христа не обращались
в храм. Как и во дни Исхода, они обошлись без посредников.
И на месте, которое избрал Господь.
Такая вот версия у нас. Разумная критика приветствуется.