Вас почитать - так сложится впечатление, что иудейские дни не переходили один в другой, а имели еще и некоторый буфер: сперва кончался день первый, потом шло "межвечерье" (часа этак 3-4, чтоб всё успеть) и уж потом наступал второй.
К каким суткам Вы относите межвечерье - к уходящим или к настающим? Или так: с чего по Торе начинается новый день - с "межвечерья" или с "вечера"?
По Торе, как ни странно, нельзя точно сказать, с чего начинается день.
Сутки - от вечера до вечера, т.е. начинаются с вечера
и вечером заканчиваются.
Но что такое "вечер" - можно понять по разному.
Наиболее естественным рубежом суток следовало бы считать закат солнца.
Можно и 6 часов вечера, такая практика тоже была.
Можно и появление "двух звезд на небе", как в позднем иудаизме.
Но тогда придется определить, что в это время,
когда две звезды уже видны, еще не ночь, а только вечер.
Я думаю, что Бог намеренно не определил четкое время
наступления суток. Межвечерье - это мгновенная граница суток.
Момент от вечера уходящих суток до вечера наступающих.
Но поскольку граница точно не определена, Бог допускает
некоторый интервал, учитывая человеческий фактор...
Ему совсем не требуется, чтобы евреи с ножом в руках
сидели перед ягненком, ожидая наступления точного времени.
Как и во многих заповедях, Бог позволяет человеку
определять смысл, руководствуясь совестью.
Иначе говоря:
"Сами решите, что по вашему есть межвечерье...,
прелюбодеяние и лжесвидетельство....
Но не лукавьте, ибо Я - Господь, видящий вас насквозь..."
Похоже, Вы опять забыли, чем вызван вопрос. Терпеливо напоминаю. Я предложил Вам своими словами вкратце изложить, что именно говорит Талмуд о совпадении Пейсаха с календарной субботой.
Извиняюсь. А чтобы мне было проще, цитируйте,
пожалуйста, контекст нашего разговора.
Пока вот что нашел:
http://www.chassidus.ru/library/ki_tov/ ... aah/20.htmСуббота, непосредственно предшествующая празднику Песах, по ряду причин, которые будут изложены ниже, называется Великой субботой – Шабат га-гадолъ.
Обращаю внимание. Речь не идет о совпадении субботы и кануна Песах.
Речь идет о ежегодном празднике, который всегда отмечается в субботу,
ближайшую к Песах. По крайней мере, так я понял.
Читаем дальше:
Мы отмечаем память о чуде, совершенном в Великую субботу, не десятого Нисана – календарную дату этой субботы, а именно в субботу – последнюю субботу перед праздником Песах, а десятое Нисана не отмечаем совсем.
дальше там приводится объяснение и даже не одно...
вы можете их прочитать самостоятельно.
Если Великая суббота приходится на какун праздника Песах, в некоторых общинах переносят выступление мудреца на предыдущую субботу, поскольку законы, о которых он рассказывает, должны быть применены в ходе подготовки к празднику. В случае, когда Великая суббота непосредственно предшествуют Песаху, все приготовления к празднику завершаются до ее наступления.
Отметим только главный момент. "Шабат га-гадолъ" всегда
проходил в ближайшую к Песах субботу. Но как быть, если
суббота совпадает с Песах? Полагаю, в тот год так и было.
И думаю, что Песах и "Шабат га-гадолъ" совпадали.
Ибо неразумно отмечать "Шабат га-гадолъ" за неделю до Песах.
Он должен быть в ближайшую субботу. Событие, в память
о котором этот праздник соблюдается, было 10 нисана.
Пока я так понял, возможно и ошибаюсь.
Ожидаю аргументированных возражений,
буду еще изучать этот вопрос.