]
Да, да, я всё понимаю. Прошу начинайте.
Ок. Тогда мы принимаем как аксиому, что материальный мир имел свое начало и уже исходя из этой предпосылки выстраиваем логическую систему, которая показывает почему причина мира должна быть нематериальной, вневременной и внепространственной. Здесь мы можем использовать так называемое "космологическое доказательство".
Вместо тотального небытия чего бы то ни было, существует вселенная, которая должна иметь свою причину в чем-то вне себя самой. Принцип причинности утверждает, что всякая финитная сущность должна иметь свою причину в чем-то, отличном от нее самой.
Следовательно, исходя из того, что вселенная имела начало и используя принцип причинности, доказательство может быть выстроено следующим образом:
1. все, что начинает существовать, должно иметь свою причину в чем-то внешнем,
2. следовательно, Вселенная была порождена чем-то внешним по отношению к ней самой.
Итак, - калам или - горизонтальная форма космологического доказательства:
Ось времени не может простираться в прошлое до бесконечности, так как невозможно пройти через актуально бесконечное число моментов (точек на этой оси). Теоретически, бесконечное число не имеющих протяженности точек существует между моим большим и указательным пальцами, но я не мог бы зажать между ними бесконечное число листков бумаги, какими бы тонкими те ни были. В каждый данный момент настоящего проходит реальное время, к которому мы уже никогда не сможем вернуться. Скользя пальцем по бесконечному числу книжных корешков в библиотеке, мы никогда не доберемся до последней книги. Невозможно дойти до конца бесконечной цепочки реальных сущностей.
Коль скоро все это так, время должно иметь свое начало. Если бы у мироздания нигде в прошлом не было начала, мы бы никогда не достигли настоящего момента. Но мы достигли настоящего момента, значит, время должно было начаться в какой-то конкретный момент прошлого и продолжаться до настоящего. Следовательно, мир, в конечном счете, есть финитный процесс и нуждается в причине для начала своего существования. Это же рассуждение можно вкратце изложить так:
1. Бесконечную цепочку моментов времени пройти до конца невозможно.
2. Если бы до настоящего момента пришлось бы преодолевать бесконечную цепочку моментов времени, настоящий момент никогда бы не наступил.
3. Однако настоящий момент наступил.
4. Следовательно, до настоящего момента не преодолевалась бесконечная цепочка моментов времени (то есть вселенная имела свое начало).
5. Но все, что имеет свое начало во времени, порождено чем-то еще.
6. Поэтому должна существовать причина вселенной, находящаяся вне вселенной.
7. Поскольку вселенная материальна, то причина порождения материи должна быть нематериальна.
8. Поскольку пространство и время есть способ (форма) существования материи, то нематериальная причина материи должны быть вневременна и внепространственна.
9. Нематериальной (духовной), вневременной (вечной) и внепространственной (вездесущей) причиной мы и называем Бога.
В принципе, эта цепочка рассуждений не показывает, что таковая причина может быть только одна. но этого от данного доказательство и не требуется.