Уважаемая Steen
К сожалению, вы перешли к самому непродуктивному этапу форумного разговора, когда начинается перетолковывание терминов, формулировок и понятий. У церковников это называется "изучение и толкование Текста" (с большой буква Текста), этому даже есть название герменевтика или экзегетика. Примером тому, как это происходит на форуме является, например, ваша полемика с Rebellion.
Вы пишете:
...нравственность – явление природное... ...Безнравственно то, что может нанести вред членам моей стаи и самой стае... ...А мораль – искусственное образование, аморально то, что ОСУЖДАЕТСЯ членами моей стаи ... ...Так вот, если нравственность для всех одна, то моралей всегда много...
Rebellion вам отвечает:
Нравственность - уровень соответствия морали того или иного социума, присущий конкретной личности. Из этого вытекает, что и уровень морали у всех разный, то есть каждый обладает собственной нравственностью... Таким образом, мораль применима в отношении к обществу, а нравственность - к определенному человеку. Согласны?
Насколько я понял, ваш оппонент утверждает чуть ли противоположное вашему. Вот также и в разговоре со мной вы после так понравившихся мне интересных рассуждений перешли к "герменевтике".
Чем, простите, Ваша глобальная идея «сохранения человеческой цивилизации» принципиально отличается от элементарного выживания человека как вида?
Нет, это пока ещё не герменевтика, это лишь намеренная демонстрация того, что вы "не поняли" о чём я говорю. А может "не поняли" надо писать без кавычек и никакой "намеренной демонстрации" здесь нет. Поясняю. Я говорю не о сохранении человеческой цивилизации, а об идее, которая может быть ЕДИНОЙ ДЛЯ ВСЕХ, и которая может постепенно заменить, вытеснить из общественной философии религиозные представления.
Все мои рассуждения на эту тему, чтение чужих рассуждений (например "Истинноверующий" Эрика Хоффера) приводят меня к заключению, что ни отдельный человек, ни общество в целом без идеи жить не могут. Прошу без скепсиса, например, о человеке. Любому человеку нужна идея, которая помогала бы ему определить для себя смысл его жизни, или хотя бы смирить с неизбежностью ухода из неё. Одна знакомая бомжиха так сказала: "Хоть бы пьяной-то умереть!". Для неё это тоже была идея и она ей каждодневно и следовала.
Так вот, поскольку свято место пусто не бывает, то сейчас на поле "идейности" безраздельно властвуют религии. Нет никаких других идей, объединяющих в довольно-таки глобальных масштабах человеческие сообщества. Идея о сохранении человеческой цивилизации видится мне именно такой идеей (намеренно не буду пока заменять так непонравившееся вам слово "сохранение", хотя, возможно, надо будет в дальнейшем использовать другое).
...подавляющему большинству людей разум, как таковой, во взрослом состоянии совершенно не нужен. На любое действие в жизни есть достаточно традиций, обычаев, ритуалов, методик.
Да, традиции, обычаи, ритуалы очень в значительной степени "упрощают" жизнь, в том смысле, что освобождают от необходимости напрягать мозговую деятельность. Это и используют религии.
"Большая часть жизни — это одно непрекращающееся усилие, направленное на то, чтобы уйти от необходимости думать", — говорит герой одного из рассказов О. Хаксли. Идея о сохранении человеческой цивилизации потребует не выполнения ритуалов, а включения разума. А ещё – включит чувство ответственности. Разум и ответственность – вот на что надо ставить.
СОХРАНЕНИЕ - самая губительная из всех идея. Сохранение это консервация, остановка, прекращение развития. Растение можно «сохранить» в гербарии, животное – в растворе формалина. Ещё раз: СОХРАНИТЬ МОЖНО ТОЛЬКО НЕЖИВОЕ. Человечество пока живо, у него иной путь – развитие, изменения, смерть (как минимум – отмирание ФОРМ существования).
О "сохранении". Так вот, я говорю в большей степени о том, что нам поможет выжить сейчас, и условно говоря, завтра и послезавтра. Никакой идеи, как помочь "сохранить" цивилизацию, допустим, через тысячу лет нет, и быть не может. Эту задачу будут решать наши дальние потомки. Наша задача в другом: 1) спасти цивилизацию от угроз нашего времени; 2) заложить основы в изменение общественной философии.
На одном из форумов я приводил следующий довод (несколько полушутейный, но очень жизненный, вроде бы я его и здесь уже приводил, но повторю ещё раз).
"...наводит на мысль, что у вас есть надежда, что человек может найти какую-то отдельную идею..."Эту идею и искать не надо, она есть. Причём она совершенно естественна. Если очень кратко, то эта идея в том, чтобы задаться целью сохранить земную цивилизацию (есть гипотеза, что она абсолютно уникальна, т.е. единственная на всю Вселенную) как в планетарном масштабе (уберечь от самоуничтожения, от экологических и прочих катаклизмов), так и в космическом (когда через несколько миллиардов лет Солнце начнёт умирать, суметь перебраться в другие звёздные системы).
Скажете: ну, батенька, куда вас понесло?!!..
Во-первых, мы же даже не можем себе представить научных достижений через 100, допустим, лет, не говоря уж – через 1000.
Во-вторых, только такая идея может оздоровлять общество. Оно ведь должно начать нравственно оздоровляться, иначе нам до самоуничтожения совсем немного осталось.
А теперь представим себе, что наука таки настолько развилась, что возможность переселения на другие планеты стала вполне реальной. И вот в одну галактику уходят звездолёты из, допустим, мусульманского мира, а в другую – из христианского. Там и там освоились и прижились. Ну, а потом, как всегда, экспансия, захватнические войны по причине того, что у одних условия для жизни оказались лучше, чем у других. Вот вам и "звёздные войны"...
Блин, он ещё и книги пишет!
Можете почитать
http://civil-identification.info/bcounter.php?book_id=1http://civil-identification.info/bcounter.php?book_id=3P.S.
Прошу прощения, если в моих сообщениях есть какие-то повторы в моих аргументах. Дело в том, что веду дискуссии на нескольких площадках, иной раз путаешься – где и о чём уже сказал. Производить скрупулёзную сверку нет ни желания, ни времени, да и необходимости. Несмотря на эти возможные повторы, к цельности, логичности и последовательности изложения, надеюсь, у вас особых претензий нет. Если есть на что указать – не стесняйтесь. Хотя насчёт "не стесняйтесь" – это, как я вижу, излишне.
