Спектр религиозных ориентаций нынешних русских националистов достаточно широк - от полного неприятия христианства и реанимации языческих культов до демонстрации приверженности православной версии христианства. Существуют и промежуточные варианты, в различных пропорциях сочетающие элементы язычества и православия. Среди современных русских национал-экстремистских организаций практически нет таких, которые заявляли бы о приверженности атеизму.
Существует прямая взаимосвязь между религиозными ориентациями националистических организаций, их идеологией и политическими программами. Организации, ориентирующиеся на Православие, как правило, ставят своей политической целью реставрацию самодержавия, в их рядах активно пропагандируется идея "русской православной монархии". Это Национально-патриотический фронт "Память" Д. Васильева, "Черная сотня" А.Штильмарка, ряд других группировок, занимающих позиции, схожие с позициями черносотенных русских националистических организаций начала века.
Другая группа - организации, идеология которых представляет собой симбиоз различных мифологических и религиозных концепций - ведических, русского язычества, Православия в его различных, преимущественно "исторически ранних" формах. В большинстве своем это партии национал-социалистического толка, ориентирующиеся на конкретные образцы европейских фашистских режимов 20-40 годов. В числе таких организаций - Русское Национальное Единство А. Баркашова (выдвигающего идею "национально-трудового государства", руководство которым должно осуществляться "национальной иерархией" во главе с "общенациональным вождем"), Русский национальный союз К.Касимовского (доктрина "русского национал-социализма", не отрицающая, впрочем, возможность восстановления монархии).
Политические цели большинства организаций, отвергающих Православие, пропагандирующих языческие религии, обычно формулируются крайне неопределенно. В основном они сводятся к обеспечению этнического русского или славянского единства. Формы государственного устройства могут быть самыми различными, однако демократические принципы отвергаются напрочь. Это - Русская партия В. Корчагина, "Союз венедов" В.Безверхого, Национально-республиканская партия России Ю. Беляева и некоторые другие.
Не вызывают сомнения положения доклада В. И. Илюшенко, высказанные на конференции 4 декабря 1997 г. "Распространение национал-экстремизма в России", о том, что группировки, пропагандирующие откровенное язычество, крайне немногочисленны и, по всей видимости, не имеют политической перспективы. Зато православная составляющая идеологии русского национализма становится в последние годы все более значимой. Большинство организаций русских радикальных националистов в той или иной степени связывают себя с Православием, ориентируясь преимущественно на ультраконсервативные, ортодоксальные течения внутри него.
Слияние национального и религиозного факторов становится весьма опасной тенденцией. Националисты стремятся сделать Церковь своим союзником. В программах почти всех националистических партий присутствует в той или иной форме положение "Россия - для русских и православных". В радикальных печатных изданиях ("Память", "Русский порядок", "Штурмовик", "Черная сотня" и др.) помещено много различных материалов о религии. Лозунги, символы - все это так или иначе связывается с Православием. Достаточно взглянуть на эмблемы этих организаций - непременное присутствие креста как символа христианской веры, достаточно вспомнить звучание девизов: "Чистота веры и чистота крови!" (Русский национальный союз), "За Веру, Царя и Отечество" ("Черная сотня"), "Богъ, Царь, Нация" ("Память"). В программных документах большинства экстремистских организаций приверженность Православию - непременный постулат. Красноречивой иллюстрацией может служить цитата из 99-100 номера "Земщины" за 1995 год, в котором опубликована программа Народной национальной партии: "Лица нерусской национальности или неправославного вероисповедания не могут быть гражданами России, ... российские официальные лица должны быть русскими по крови и православного вероисповедания"[35].
Демонстративный нейтралитет Русской Православной Церкви в отношении национал-радикалов облегчает последним задачу приспособить религию для собственных целей. Националистические движения находят сочувствие у "правого" крыла церковных деятелей. Русский православный национализм превращается в сильное течение внутри Русской Православной Церкви (РПЦ). Это - крайне тревожная тенденция, так как для российского менталитета вопрос веры - один из важнейших.
http://school.ort.spb.ru/library/torah/ ... hua018.htm