Вы уж извините меня заранее, уважаемые форумчане, если что, но вот что мне, на днях, пришло в голову.
Видимо, до сих пор, человеком не придумано ничего более надёжного и действенного, для регулирования общества, группы людей (толпы), чем религия и строй, которые взаимодействуют друг с другом, неотделимы одно от другого и обладают общей, характерной чертой - иерархией.
Религия (верование в высшие силы, в высший разум) явление сугубо социальное, присутствует в любом человеческом обществе. С моей точки зрения, не является исключением и советское, социалистическое общество,члены которого, в подавляющем большинстве исповедовали, по существу, нуль - теистическую религию, т.е. антеизм, а вовсе не атеизм, как принято полагать многими, слепую веру в светлое коммунистическое будущее и непогрешимость своих пророков. Человеку свойственно совершать поступки и делать выводы исключительно с позиций целесообразности (ложной или нет, не суть важно). С учетом вышесказанного, попробую представить свой взгляд на религию и религиозные сообщества.
Итак, религия, на мой взгляд, неотьемлимая составляющая иерархического общества, его идеологическая часть, в отличии от строя, функциональной части общества, и оперирует не только и не столько экономическими категориями, сколь этическими, морально-нравственными. Это своего рода клей, обьект, позволяющий индивидууму персонифицировать себя как члена общественного образования, группы людей. Зачем индивидууму это нужно ? Прежде, чем перейти к этому вопросу, рассмотрим структуру религиозного сообщества, которая, отнюдь, не однородна по своему составу. Разделим религиозную группу на две основных части.
I. ПРОПОВЕДНИКИ.
Ядро религиозного сообщества, составляют люди не всегда разделяющие догматы, а зачастую и вовсе, действующие согласно прямо-противоположными морально-нравственными критериям, нежели декларируемые культом, но в обязательном порядке использующие внешнюю атрибутику и преследующие определённую, как правило, политико - экономическую выгоду. Обычно у религиозной группы есть глава, хотя его наличие и не обязательно. Глава, который, либо пренадлежащит к касте ядра, либо выдвинут ядром, этакий экзальтированный зиц-председатель, обладающий харизмой или внешним обаянием, на которого, в случае чего, принято свешивать всех собак.
II. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ.
Адепты, примкнувшие в следствие нахождения параллелей между своими ценностными ориентирами и догматами религиозного сообщества. Среди них встречаются наиболее агрессивные в своём поведении личности, в особенности из числа преследующих определённые, очень редко экономические цели.
Фанатики. Легко внушаемые люди, с не всегда здоровой психикой. (Чаще всего страдающие нервными расстройствами, а иногда и, действительно, психически больные.)
Обыватели знакомые с догмами, обрядами и традицией весьма поверхностно,не проявляющие большой активности, но безусловно ассоциирующие себя с данной группой.Они и составляют большинство.
Зеваки. Это, зачастую, просто любопытствующие, в основном молодые люди, присоединение которых к религиозной группе весьма условно. Не влияют на улучшение качества состава группы, но увеличивают её количественно. Являются потенциальными последователями.
Теперь вернёмся к вопросу о необходимости, для индивидуума, идентифицировать себя, как члена группы.Человек это живое существо, которым в первую очередь руководят инстинкты продолжения и обеспечения безопасности рода и чуство самосохранения. Особей с нарушениями, в расчёт не берём. Природа, постепенно избавляется от них в процессе эволюции.
Надеюсь, что с первой категорией членов религиозного сообщества,а именно с ядром, всё предельно ясно. Это каста. Эти люди преследуют своей целью власть и богатство, что в первую очередь, обусловленно, именно вышеупомянутыми инстинктами. Отдельно останавливаться на них сейчас не будем. Обратим внимание на вторую более многочисленную категорию, на последователей (верующих).
Только предыдущий жизненный опыт делает человека таким,каков он есть.Весь предыдущий опыт верующего говорит ему о безусловной рациональности подчинения, будешь маму слушать и кашку кушать - хороший мальчик (девочка), будешь баловаться, т.е. демонстрировать неповиновение - останешся без сладкого.Рефлекс подчинения, является условным, привит с детства и на всю жизнь. По этой простой причине, верующий не может стать свободным человеком, в полном смысле этого слова,т.е. самостоятельно принимать решения и брать на себя полноту ответственности за результаты принятия этих решений. Попытки снять рефлекторную тягу к почитанию авторитетов, поставив верующего перед жесткой необходимостью принимать собственные решения, более того, пытаться заставить его формировать собственные критерии морального поведения, преводят,зачастую, к весьма плачевным результатам,а именно, ломают психику верующего, вызывают неврозы, повергают верующего в депрессивное состояние, что создаёт реальную угрозу его жизни. В таких случаях мозг верующего пытается защитить себя, абстрагируясь от действительности, что проявляется в стойком нежелании верующего, прислушиваться к строго аргументированным доводам, это особенно свойственно адептам и фанатикам, верующий может впасть в состаение истерии, закрывать уши ладонями, громко кричать:"Я тебя не слушаю!..", пытаться физически воспрепятствовать опоненту.
В этой связи хочется напомнить о недавнем российском прошлом, в тот момент, когда рушилась советская религия, приказала долго жить антеистическая идеология, пострадала масса народа. Кто то спился и опустился на дно, кто то покончил жизнь самоубийством, кого то загнала в могилу депрессия. Стадо осталось без хозяина, без вожака, без ориентира и было обречено на гибель, но как говорится, свято место пусто не бывает.
На данном этапе развития человечества, необходимость в религии не вызывает сомнения, но , поймите меня правильно, я не считаю, что религия это есть хорошо. Вера это, простите за анологию, как высокая температура при гриппе, защитная реакция организма. В идеале лучше совсем не болеть. Но в данный момент это не возможно. Религия родом из детства. Продукт рабского воспитания, стремление преклонятся перед авторитетом.
Религия это не феномен, это вполне закономерное явление в обществе, состоящем преимущественно из рабов. Да – да, именно из рабов. Чтобы отменить рабство не достаточно издать высочайший указ, об отмене крепостного права. Рабство это не внешний атрибут, это то, что сидит глубоко внутри, что записано на подкорке. Это то, что передаётся от отца к сыну, от матери к дочери с нежностью, трепетом и аккуратностью, как бесценная семейная реликвия.
Благодаря тому, что рабы с исправностью часового механизма, производят несметные полчища новых рабов, всегда найдётся неограниченное количество людей, не желающих брать на себя обязанность отвечать не только за свои действия, но и за свои мысли, потому, что в каждом из нас сидит маленький скользкий тип, который в любой момент найдёт оправдание чему угодно. Он всегда постарается снять бремя ответственности со своего носителя и переложить его на кого бы то ни было, пусть даже и на вымышленное лицо. С ним можно бороться всю жизнь, и даже время от времени его одолевать, но этот паразит никогда не исчезает навсегда. Он может только замереть, затаиться и терпеливо ждать подходящего случая явить себя во всей красе. И вот когда этот маленький беспринципный уродец получает бразды правления в свои кривые ручонки – рождается раб. Религия это именно то, что так обожает этот карлик, бог лентяев и иждивенцев. Вера, слепая и наивная, неотъемлемая часть рабства, его топливо и катализатор.
Религия призывает к покорности, к долготерпению, к рабству.Чем более жесткую иерархию имеет строй, тем большей покорности и самопожертвования требует религия.
Свободных людей необходимо воспитывать с детства. В данный момент есть кого, да практически некому. Некому воспитывать свободных, самодостаточных людей. Марьиванны ничего путнего не воспитают. Переделывать сформировавшуюся личность бесперспективно. Проповедники это прекрасно понимают и предпринимают максимум усилий, в попытках приложить руку к воспитанию подрастающего поколения.Они знают, дети - их будущее, и будущее их собственных детей. Они уверены, они знают, что для вящего спокойствия за своих потомков, всю остальную популяцию необходимо держать в узде.
И ещё одно.
А как же быть с великими верующими художниками и учеными? Шедевр он потому и шедевр, что не массовое явление. Не благодаря религии, а вопреки догмам, религиозному ханжеству и мракобесию, создавались гениальные картины и являлись миру открытия, достойные веков.Только в тот момент, когда человек убивает в себе раба, рождается шедевр. Как только просыпается раб, всё кругом окатывает прогорклая и вязкая серость. Только так, а не иначе. Раб не любит истинной красоты, блеска и величия жизни, гениальность его расстраивает и злит, всё это напоминает ему о его собственном ничтожестве. И тогда, когда раб свирепеет, горят рукописи, взрываются памятники культуры, сравниваются с землёй города и погибают люди. Но рабу нет до этого дела, ответственность лежит не на нём. Он тешит себя тем, что сам всего лишь, чья то собственность и инструмент в руках господа.
Это моё личное мнение.
Может я в чём и не прав? Поправьте.