Автор Тема: Психология атеизма  (Прочитано 79157 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #90 : 20 Сентябрь, 2007, 16:03:59 pm »
Цитата: "Atmel"
Цитата: "math"
Сослался, с целью опровержения этой идеи: если целые современные философские направления, вовсе не специфически связанные с верой, не разделяют идею, что "наука доказала", то, наверное, наука этого не доказывала.
А что бы Вы отнесли к убедительным доказательствам?


Я тут не оригинален: к убедительным доказательствам я бы относ убедительные доказательства и больше ничего.

Цитата: "Atmel"
Знаете, math, на мой взгляд все разглагольствования автора - не более чем разновидность  софистики.  


Я Вам очень благодарен: Вы начали обсуждать текст книги. Я на это не надеялся. Для того чтобы лучше понять текст книги, мне надо его с кем-нибудь обсудить. Спасибо!

Как нормальный читатель, Вы, конечно, начали читать книгу с конца. Должен сказать, что последняя глава книги мне показалась самой неудачной. Пока Прист анализирует различные философские системы, он очень хорош: ясен, тонок, лаконичен, логичен. Но как только он (в последней главе) начинает излагать свое решение проблемы, текст становится менее убедительным.

Все-таки, попробую сформулировать, что же сказано в книге. Если мы исходим из сформулированного, по крайней мере, Декартом, противопоставления сознания и материи, то появляется проблема их соотношения, которая может иметь 4 различных решения: (1) есть и сознание, и материя как не сводимые друг к другу сущности (дуализм); (2) есть только материя (материализм); (3) есть только сознание (идеализм); (4) как ни странно, возможен и четвертый вариант: нет ни сознания, ни материи как самостоятельных сущностей, и то, и другое – проявление чего-то третьего, не являющегося ни сознанием, ни материей (Прист относит подобные философские взгляды к «двухаспектной теории»). Деление достаточно логично, хотя, в результате, в одну лунку попадают такие разные философы как Спиноза и Бертран Рассел.

Замечу, что традиционно считается, что материализм связан с атеизмом, а идеализм – с теизмом. Прист подчеркивает, что это вовсе не так: может быть вариант идеализма несовместимый с теизмом, более того, может быть вариант материализма вполне совместимый с теизмом; видимо именно таким был материализм Демокрита. Вообще, интересно различать идеологию конкретного человека и его философские взгляды. Например, Рассел был атеистом (идеология), но его философская система, насколько я понял, нисколько не противоречит теизму. И т.д.

Но это все – если мы примем деление Декарта. Но есть философы, которые это деление не принимают (Прист в их числе). Появляются философские системы совсем другого типа, которые не укладываются в (1)-(4), для которых проблема соотношения сознания и метрии - псевдопроблема. Это бихевиоризм, функционализм и феноменология. На первый взгляд, бихевиоризм – это тот же материализм, но более тонкий и агрессивный, но Прист (и тут с ним можно согласится), под материализмом понимает совершенно определенный тип философии; в частности, по Присту, (и тут с ним тоже можно согласится) Маркс – не материалист.

В последней главе Прист критикует скопом и материализм (что Вас задело), и идеализм, с позиций критики вообще Декартовского деления на сознание и материю. Посмотрим его аргументацию.

Цитата: "Atmel"
Автор пишет:
"быть ментальным отчасти заключается в том, чтобы не иметь физических свойств, а быть физическим отчасти заключается в том, чтобы не иметь ментальных свойств. Самопротиворечивость – логически достаточное условие квалификации утверждения как ложного, следовательно, материализм ложен."

Что значит "отчасти"? Вполне ментальная мысль может иметь и физические свойства, например, скорость (быстрота). Но как можно из "отчасти" логически  вывести такое категорическое утверждение, как "следовательно, материализм ложен"?

Слово «отчасти», конечно, многозначное. Чтобы понять, что оно означает в данном месте, надо посмотреть контекст. Из предыдущего абзаца все становится ясным:

Я полагаю самопротиворечивым утверждение, что любое ментальное событие есть физическое событие, ибо на самом деле ментальные и физические события характеризуются взаимно исключающими свойствами, например каждое физическое событие имеет величину, но ни одно ментальное событие таковой не имеет. Только на основании этих двух посылок можно логически заключить, что никакое ментальное событие не является физическим.

«Отчасти» означает, что есть хотя бы одно свойство (иметь величину), которое присуще физическому и не присуще ментальному. Логика Приста очень проста: не могут две вещи (ментальное и физическое) одновременно обладать противоположными свойствами (хотя бы отчасти, в смысле, хотя бы некоторыми) и быть одним и тем же. Из этого следует, что утверждение, что ментальное есть (сводится к) физическое (именно это Прист называет материализмом) или что физическое есть (сводится к) ментальное (идеализм) – ложно.

Цитата: "Atmel"
В число имманентных свойств ментального, например, автор поставил "свободное", а физическое свойство в этом пункте противопоставляется "детерминированное". Но из чего автор сделал заключение, что ментальное не есть детерминированное? Такие же сомнения возникают вотношении противопоставления "бесформенное" (ментальное) - "обладающее формой" (физическое). Ну а, скажем, электрон формой обладает? А поле какую форму имеет поле? Оппозиции же "духовное -   плотское" и "субъективное и   объективное" вообще лишены смысла в нашем вопросе (они лишь повторяют оппозицию материя - дух).

Относительно свободного-детерминированного или касающегося формы Вы просто невнимательно прочли (или вообще не прочли) Приста. Он пишет, предваряя вызвавшую Ваши вопросы таблицу свойств ментального и физического:

Я отнюдь не хочу навязывать мнения, что все эти свойства правильно подразумеваются или что все из них вообще подразумеваются в обыденном словоупотреблении. Я лишь хочу сказать, что многие из них подразумеваются при использовании многими людьми.

Он вовсе не утверждает взгляд, с которым Вы высказали несогласие. Надо, все-таки, читать внимательнее.
 
Цитата: "Atmel"
Авто задается вопросами -
Цитировать
"Вопрос "Почему мы здесь?" является глубоким метафизическим вопросом"
и
Цитировать
"Для того чтобы увидеть философскую проблему индивидуальности, рассмотрим следующее. На планете Земля существуют миллиарды людей; в прошлом на планете Земля существовали миллиарды людей; и, вероятно, еще больше миллиардов будет существовать в будущем. Рассмотрите всех людей прошлого (поставленными в один ряд, если желаете), прибавьте к ним всех настоящих и будущих людей (опять, если желаете, поставив их в ряд). А теперь посмотрите на себя. Это поразительный и загадочный факт, что вы сами оказываетесь одним из тех людей, что были, есть и будут. Вы, так сказать, вставлены в историю. Почему так должно происходить? И как же? Почему должно было так случиться, что вы оказались одним из всех этих людей? "

Эти вопросы действительно крайне важны, но это не проблема научая, не проблема научного описания действительности. Это проблема субъективная, экзистенциальная, и я на нее обращал Ваше внимание, когда мы с Вами коснулись при обсуждении  философии  Гуссерля. Да и ясно написано - "является глубоким метафизическим вопросом"

Я не согласен, что это проблема субъективная, а с остальным согласен. Но вообще, деление на субъект-объект аналогично делению на сознание и материю и так же спорно (или в еще большей степени).

Цитата: "Atmel"
А что такое материя? Нам там отвечают - "Материя – это материальная субстанция, из которой состоят физические объекты." Но такое толкование - не более чем тавтология (или туфтология, как угодно).

Вы не поняли, это не совсем определение (кстати, можете предложить лучшее). Но смотрим далее.

Цитата: "Atmel"
А выражение - "эмпирическая недоступность материи и невыразимость ее понятия одновременно получают объяснение от моего взгляда: нет такой вещи, как материя." мне вообще кажется странным: разве материя эмпирически недоступна?

Еще раз обратите внимание на определение материи, которое Вам показалось тавтологией (и тем самым, само собой разумеющимся). Есть материальные объекты. Но эмпирически нет материи самой по себе, отдельно от материальных объектов. Так же, как нет голубизны вне голубых объектов. Эмпирически мы всегда имеем дело с объектами, которым можем приписать свойство материальности, но саму материальность вне материальных объектов мы эмпирически пощупать не можем.

Цитата: "Atmel"
Цитата: "math"
Mind-body problem - это специфическая постановка проблемы соотношения тела и сознания.
Нет такой проблемы!

Прист утверждает то же. Но для обоснования этого ему пришлось написать книжку в 300 страниц и проанализировать историю европейской философии, которая считала, что эта проблема есть, и именно в связи с этим, возникали всякие материализмы-идеализмы, пытающиеся разрешить именно эту проблему. Хорошо, что Вам это было ясно с самого начала. «Во многом знании много печали». Мне кажется, одни и те же слова («нет такой проблемы») в устах Приста значат нечто другое, чем у Вас, и звучат, по крайней мере, для меня, весомее.

Цитата: "Atmel"
Ну а что в заключение нам скажект сам  автор этой мудрой книжки? -

Цитировать
"В заключение отмечу, что решение проблемы сознания и тела состоит в том, что мышление есть ментальная активность мозга"

Ха, стоило ли городить весь этот огород ради такого естественного вывода? Может, я просто что-то не рассмотрел? А, math? В чем, как грится, фишка-то?


Я боюсь, что Вы просто не поняли, что стоит за этой короткой фразой Приста. Замечу, что с точки зрения Приста, эта фраза противоречит материализму, идеализму, дуализму, "нейтральному монизму" Рассела, пантеизму Спинозы, бихевиоризму, функционализму, то есть, всем проанализированным в книге философским направлениям. Прист предлагает новое решение старой проблемы (другой вопрос, убедительно это решение или нет). Но я подозреваю, что, чтобы Вам понять какое решение какой проблемы предлагает Прист, Вам придется прочитать книжку. Причем внимательно.
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь, 2007, 17:43:40 pm от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн Микротон

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 175
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #91 : 20 Сентябрь, 2007, 16:07:42 pm »
Цитата: "Aquinas"
Еще сравнительно недавно люди считали, что жизнь в некоторых случаях может возникать сама собой, что, например, в яблоке саморождаются живые червяки, что с навоза или болота вылезают мухи, что с грязи происходят вши и т.п. Но сегодня...
Неудачное вступление. Еще сравнительно недавно люди из-за отсутствия знаний, считали, что Земля - плоская. А Солнце - вращается вокруг Земли. А небо - твердь. А звезды - прикреплены к небесной тверди. И именно тогда, когда люди всё это "неправильно" считали, придумали и некую "душу". Так что Ваше понятие "души" равноценно знаниям о том, что земля - плоская.
Цитата: "Aquinas"
Без этого новая жизнь невозможна. Когда какую-то мертвую (неорганическую) материю под высокой температурой или в другой способ лишить всех зародышей жизни, – с нее никогда уже не возникнет ничто живое.
Делать такое утверждение - демонстрировать полное отсутствие знаний по этому вопросу. Для начала, автору необходимо бы дать точное, понятное, однозначное определение, что такое жизнь. А уж после этого утверждать, что она (жизнь) не имеет свойства самозарождения.
Цитата: "Aquinas"
Потому что каждая жизнь, даже самой низкой степени, обязательно требует существования души, а душа никоим образом не может образоваться с мертвой материи.
Аналогично: сперва вводится какое-то непонятное явление (душа) а потом голословно заявляется, что без этого (души) жизнь невозможна.
Где доказательства того, что без некой "души" жизнь невозможна? Дайте либо определение, что такое "душа", либо уж докажите, что вот, мол, вставляем "душу" - жизнь есть. Вынимаем - жизни нет.
Пришла в голову аналогия: Вставляю штепсель в розетку - пылесос жужжит. Вытаскиваю штепсель из розетки - перестал жужжать. Вывод: штепсель - и есть "душа" пылесоса, так как только с ним, вставленным в розетку - пылесос живёт.
Цитата: "Aquinas"
Но почему те различные материальные частицы-составляющие, которые по своей природе являются мертвыми (кто когда-либо видел живое железо?)
Да сколько угодно! Любой электродвигатель, тот же пылесос, включенный и работающий - чем отличается от живого? Вот Вам и "мертвое железо"!!
Цитата: "Aquinas"
Все это можно объяснить только тем, что в них действует какой-то фактор, какая-то сила, которой имя душа.
Не верно! Уже сейчас есть машины(роботы) собирающие на конвеере другие машины, так что же по тем признакам, которые Вы привели, отнесём их к разряду живых?
Цитата: "Aquinas"
Хотя все живые существа имеют души, но эти души неодинаковы – между ними есть большая разница. Ниже всего стоят души растений.
Ниже чего стоят души растений? Ниже плинтуса? Чем и как Вы измеряете их уровень? На глазок? Так они ведь невидимы и неощущаемы, по Вашему же определению. Тогда какими мерками Вы их меряете?
Цитата: "Aquinas"
Они дают растению рост, возобновление, способность размножаться, но не имеют они ни движения, ни познания (ума).
Из такого определения я должен сделать утверждение, что и обычная поваренная соль - имеет душу. Так как кристаллы соли растут, возобновляются, из маленьких - становятся большими, стареют, трескаются и рассыпаются. Ну, жизнь, в чистом виде.
Цитата: "Aquinas"
потому когда распадается материя – погибает и растительная душа.
А когда именно погибает растительная душа? В момент, когда дерево спилили, или в момент, когда дерево сгорает в виде дров?
Цитата: "Aquinas"
Намного выше стоит душа животных. Она дает возможность животному не только пробуждаться (например, после зимней спячки), расти, размножаться, но и также распознавать (например, собака всегда помнит и узнает своего хозяина)... двигаться.
Современные автомобили, оснащенные противоугонными устройствами, так же на стоянке находятся в состоянии спячки. И узнают хозяина, приветствуя его миганием фар и звуковым сигналом.
Да и двигаются не хило.
Цитата: "Aquinas"
Как например, когда сгорит бумага, то с ней исчезает рисунок или надпись, что была на ней, так с уничтожением тел животных погибают и их души.
И тот же вопрос: в какой именно момент погибает душа животного? В момент, когда его забьют на скотобойне, или же в момент, когда из его мяса приготовят котлету?
Цитата: "Aquinas"
Эти действия являются сугубо духовными: умственное познание и свободное желание.
Неверно!! Любое животное способно обучаться!! Примеры этого мы видим в цирке: медведь запросто катается на мотоцикле, выполняя все , необходимые для этого действия. Волки в дикой природе также учат волчат охотиться за добычей, и волчата учатся этим познаниям.
И любое животное проявлет явственно "свободное желание". Если кот хочет есть, и привык еду получать от хозяина, то так воет, что любой здравомыслящий человек понимает - жрать хочет. Так же и корова. Если мычит - есть хочет. Вот и проявление "свободных желаний".
Цитата: "Aquinas"
Человеческая душа живет также в материи и дает ей то же, что и низшие души, однако она может обойтись и без материи и после смерти последней продолжает существование.
Где доказательства данного утверждения?

Цитата: "Aquinas"
Человек, кроме материального тела, имеет нематериальную душу, о чем свидетельствует:
1) НАША МЫСЛЬ
Не свидетельствует. Ибо мысль - это процесс. Такой же процесс как движение автомобиля, кипение чайника. Пока автомобиль движется - процесс существует. Как только остановился - процесс не исчезат, а прекращается. Чайник кипит, пока кипит. Перестал кипеть - куда исчезло его кипение? Да ни куда не исчезло, просто прекратилось. Так и мысль человека: пока живет - мыслит. И то не всегда. Уснул - не мыслит. Ну а умер - и не мыслит и не возобновит мыслительной деятельности. И здесь явно видно, что мышление не исчезает, а прекращается. И в случае со сном - может возобновиться.
Цитата: "Aquinas"
Но откуда же мы можем знать о ней; какое имеем право утверждать о ее существовании?
Ни какого права говорить о её существовании Вы не имеете.
Цитата: "Aquinas"
Что-то подобное происходит и в нашем уме, где одна мысль догоняет другую.
Что-то подобное происходит и в чайнике, когда он кипит. Там один пузырь - догоняет другой.
Цитата: "Aquinas"
Каждый предмет, который мы видим, каждое услышанное слово или звук вызывает в нашем сознании соответствующий образ.
При одном непременнейшем условии: если кто-то когда-то нам объяснил, что обозначает данное слово. Попробуйте вызвать в своем сознании образ "порагвирда". Если Вы в первый раз слышите (видите) это слово, то ни какого образа у Вас возникнуть не может.
Цитата: "Aquinas"
Те образы мы соединяем вместе, удерживаем в памяти и таким способом создаем различные мысли.
Магнитофон и видеокамера так же хранят в своей памяти и звуки и изображения, значит ли это, что когда они включаются по таймеру - они "вспоминают" или "мыслят"?

И таким образом - до бесконечности! Почти на каждую Вашу фразу есть аналог, который под корень делает Ваше утверждение не верным. О чем это свидетельствет? О том, что я лично к Вам испытываю озлобленность? Вовсе нет. Скорее всего о том, что Вы все это наговорили сгоряча, не подумавши хорошенько.
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь, 2007, 16:15:13 pm от Микротон »
Люди всегда готовы помочь Богу совершить чудо. На свой, человеческий лад.

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #92 : 20 Сентябрь, 2007, 16:14:54 pm »
Цитата: "KWAKS"
Цитировать
Философия - это не наука.
ГЫ .. гы гыЫЫЫ ... УПАЛ KWAK под стул со смеху ...
(видимо - навсегда).

Тов. math ! А Вы хоть один учебн. по философии видели ?
Хотя бы те стр., где Вступительное Слово ? ? ?

а там - чёрным по белому : Предмет, Метод и Задачи ... науки философии !
(и даже объяснено - почему философия наука ...
и чем именно она отличается от болтологии -
 на кофейной гуще).


Кажется, ни одного учебника под названием "Философия"  я не читал. Может, именно это и позволило мне полюбить и немного узнать философию.

Yandex (конкретно, В.С.Степин) говорит:

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

Где тут "наука"?

А ведь написал это B.C. Степин, серьезный академический философ, автор многочисленных книг, например, посвященных научной картине мира, так что в науке он разбирается.
« Последнее редактирование: 21 Сентябрь, 2007, 06:53:12 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 587
  • Репутация: +1/-1
(Нет темы)
« Ответ #93 : 20 Сентябрь, 2007, 18:54:15 pm »
Цитата: "math"
Цитата: "KWAKS"
Цитировать
Философия - это не наука.
ГЫ .. гы гыЫЫЫ ...
Тов. math ! А Вы хоть один учебн. по философии видели ?
Хотя бы те стр., где .. : Предмет, Метод и Задачи ... науки философии !
(и даже ...).
.., ни одного учебника под названием "Философия"  я не читал. Может, именно это и позволило мне полюбить и немного узнать философию.
<блин>-сьсяшшЭй пассаж , тов. math ! Умник-аААльный ! ! ! Эт-тож нада ! ! !
*ни одного учебника - не читал. .., именно это и позволило мне полюбить и немного узнать философию* ! ! !

Позвольте же спросить - это ж где???(помимо учебника) ...
такой уникальный "Кладезь Знаний" нах-хооо-диЦЦа ? ? ?

Цитата: "math"
Yandex говорит:

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

Где тут "наука"?
ВСЮДУ = ЗДЕСЬ наука ! ! !

Нука продемонстрируйте обомлевшему человечеству ...
какая-такая особая форма познания мира, ПОМИМО НАУКИ -
СПОСОБНА *вырабатывать систему знаний* ? ? ?
(тем более - об *о фундаментальных принципах и основах* ...
*о наиболее общих сущностных характеристиках* ...
да к тому же : *рациональными средствами* ! ! ! ).

И ЧЕМ ИМЕННО в таком "прискорбном случае" -
она "должна" КАРДИНАЛЬНО ОТЛИЧАТЬСЯ от Науки ? ? ?

Цитата: "math"
А ведь это B.C. Степин, философ вполне советского типа. (Советская философия - может быть, и наука, но зато это не философия).  :D
Некрасиво с Вашей стороны - пальчиком кивать на других ! ! !

ПРЕДЪЯВИТЕ страждущему человечеству свои -
собственные Критерии НЕнаучности философии ! ! !
(мотивированные Критерии , ес-нно, а не голые вопли ...).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн дарго магомед

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 6 326
  • Репутация: +0/-4
(Нет темы)
« Ответ #94 : 20 Сентябрь, 2007, 19:07:48 pm »
Цитата: "math"
Кажется, ни одного учебника под названием "Философия"  я не читал. Может, именно это и позволило мне полюбить и немного узнать философию.

Ни разу воды не видел, но плавать умею... :lol:

Оффлайн KWAKS

  • Почётный Афтар
  • *******
  • Сообщений: 9 587
  • Репутация: +1/-1
(Нет темы)
« Ответ #95 : 20 Сентябрь, 2007, 19:22:23 pm »
Цитата: "dargo"
Цитата: "math"
Кажется, ни одного учебника под названием "Философия"  я не читал. Может, именно это и позволило мне полюбить и немного узнать философию.
Пи разу воды не видел, но плавать умею... :lol:
ДаджЭЭ если сам и не умею... но других-ХХ :
ЗАПРОСТО НАУЧУ
! ! !

(и поплывут mathовы ученики, - акы топоры в проруби).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от KWAKS »
Заранее благодарен = [ KWAKS ]
______________________________
КWА-ффэсор
тИнно-болотнУтого Ничего Не ИследУюшшего И-а.

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #96 : 20 Сентябрь, 2007, 19:52:15 pm »
Интересные вы люди! Вы думаете, что Пушкин внимательно прочитал учебники под названием "Поэзия" и "Проза", и потому научился писать стихи?

Математику или физику без учебника не изучишь (хотя академик Зельдович, который не имел не только высшего, но и среднего образования, наверное, учебников по физике не читал). Но я не слыхал о человеке, который бы научился философии по учебнику. Тот, кто хочет научиться философии, читает хороших философов, а они учебников, да еще под скромным названием "Философия", не писали.

Ну, да, есть неплохие учебники под названием "История философии" (из тех, в которые я заглядывал, и которые мне понравились: четырехтомник по истории русской философии В.Зеньковского, однотомник по истории русской философии Н.Лосского, четырехтомник Реале и Антисери (второе издание в трех книгах), четырехтомник под ред. Н.Мотрошиловой, пятитомник Ф.Коплстона (не все тома вышли по-русски), "Лекции по средневековой философии" Майкла Суини, "Философия в Средние века" Этьена Жильсона и т.д. и т.п)

Но ни одного хорошего учебника под названием "Философия" я просто не встретил.

А вот Мамардашвили (надо объяснять, кто это такой?) вообще сказал:
Мне кажется, в области приобщения к философскому знанию мы имеем дело с фундаментальным просчетом, касающимся природы самого дела, которому в мыслях своих хотят научить. Речь идет о природе философии, о природе того гуманитарного знания или гуманитарной искры, ее какой-то производящей духовной клеточки, которая описывается в понятиях философии и связана с духовным развитием личности. Преподавание философии, к сожалению, не имеет к этому отношения. Но у философии есть своя природа. Природа философии такова, что невозможно (и, более того, должно быть запрещено) обязательное преподавание философии будущим химикам, физикам, инженерам в высших учебных заведениях. Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия. Действия, в результате которых появляется картина, хорошо сработанный стол или создается удачная конструкция машины, требующая, кстати, отточенного интеллектуального мужества. В этот момент может возникнуть некоторая философская пауза, пауза причастности к какому-то первичному акту. Передать и эту паузу, и новую возможную пульсацию мысли обязательным научением просто нельзя. Ставить такую задачу абсурдно. Это возможно только в том случае, если то, что называется философией, воспринимают как институционализированную часть государственного идеологического аппарата, некоторое средство распространения единомыслия по тем или иным мировоззренческим проблемам.

Но это уже совсем другая задача, правомерность которой можно оспаривать или нет, но к философии она отношения не имеет.

Более того, философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя, имеющего такую-то фамилию, имя, отчество, послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить. Этому нельзя научиться у лектора, просто выполняющего функцию преподавателя, скажем, диамата. Общение возможно лишь тогда, когда слушаешь конкретного человека. Например, у Иванова есть какой-то свой способ выражения себя и в этом смысле своя философия, т.е. есть уже некий личный опыт, личный, пройденный человеком путь испытания, которое он пережил, узнал и идентифицировал в философских понятиях, воспользовавшись для этого существующей философской техникой. И, исходя из своего личного опыта, он вносит что-то новое в эту технику. Короче говоря, философия это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта.


KWAKS'у: Рационализм бывает разный, не только научный. Или Вы об этом даже не слыхали?

"...И люблю мою бедную землю
Потому, что иной не видал..."

И еще. От моего друга (он читает лекции по философии в МГУ) я как-то услышал интересную фразу: "Философия учит только тому, что на действительно важные вопросы нет однозначного ответа".
« Последнее редактирование: 21 Сентябрь, 2007, 06:55:57 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 883
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #97 : 20 Сентябрь, 2007, 20:06:03 pm »
Цитата: "math"
Леонтьева я когда-то, лет 30 назад, достаточно внимательно прочитал, к обсуждаемой проблеме он тоже отношения не имеет.
Настоятельно предлагаю перечитать его учебник психологии, тогда Вы поймете что такое психическая деятельность и какая существует зависимость духа от тела. Читайте Сеченова, Павлова, Выготского, пр.

Цитата: "math"
Что такое сознание? Как соотносятся сознание и тело? Какая наука это изучила? Какие у Вас аргументы за то, что "сначала возникает тело, а потом дух"? Или Вы это принимаете на веру? Почему Вы считаете, что "сначала формируются социально-экономические детерминанты, а потом происходят "революции в умах""? Какие есть для этого основания? Или Вы это принимаете на веру? Дух, идеальное и сознание это однои то же? Каким образом возникает дух? Влияет ли дух на тело? Влияет ли тело на дух? Влияет ли дух на дух? Каким образом? Детерминирован ли дух телом? Можно ли искусственным образом создать дух? Почему? Что является причиной "формирования социально-экономических детерминант"? Как это обосновать?
Все эти вопросы рассматриваются и изучаются на гуманитарных факультетах престижных высших школах. Не знаю, как Вы учились и продолжаете учиться в вузе, и еще не получили более-менее приличного ответа на свои вопросы. только не говорите, что, дескать, в разных вузах - по-разному объясняют: я тоже обучался в двух высших школах, и довольно неплохих - университете и академии, и особого различия в трактовке тех или иных проблем не заметил. А знаете почему? Потому что живут и работают более умные и образованные  люди, чем мы, - ученые, которые формируют научную парадигму наших знаний.

На все Ваши вопросы, извините, я не буду отвечать, - как хотите и оцениваете мой выбор, но у меня нет на это ни времени, ни особого желания. Скажу лишь, что на все вышеуказанные вопросы я в свое время получил ответ, который неоднократно подтверждается и углубляется практикой общественного существования.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 883
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #98 : 20 Сентябрь, 2007, 20:22:28 pm »
Цитата: "math"
Пока Прист анализирует различные философские системы, он очень хорош: ясен, тонок, лаконичен, логичен.
Это и есть Ваши критерии "хорошего"? Вы даже не заметили его фактические ошибки! Лично я считаю, что "хорошая" книга имеет следующие признаки: достоверность, фактическая полность, практическая и логическая  доказуемость, научность, историчность (в том смысле, что автор не пренебрегает принципом историзма). А если для Вас важнее "тонкость" и "лаконичность", то извините :).

Цитата: "math"
Замечу, что традиционно считается, что материализм связан с атеизмом, а идеализм – с теизмом.
Если Вы
это утверждаете, значит, Вы просто невежественны. И действительно не изучали философию как науку на курсах  высшей школы. Во всех практически учебниках философии (а для Вас продчеркну: философия делиться на две учебные части - историю философии и, собственно, теорию философской мысли, так сказать онтологию философии :) ) расписывается, что идеалисты бывают атеистами (скажем, тот же субъективный идеализм), а материалисты - верующими (пантеизм, гилозоизм). Прочитайте хотя бы учебник Радугина, если до академических изданий Вы не дотягиваете. А для Вас Прист явился "пророком", открывшим Вам двери в мир философии? :) Н-да.
 
Цитата: "math"
Я боюсь, что Вы просто не поняли, что стоит за этой короткой фразой Приста. Замечу, что с точки зрения Приста, эта фраза противоречит материализму, идеализму, дуализму, "нейтральному монизму" Рассела, пантеизму Спинозы, бихевиоризму, функционализму, то есть, всем проанализированным в книге философским направлениям.
Какой винегрет! Если Прист все отрицает, то этим утверждает трансцендентность :). Интересный ряд - совсем не понятно, чем материализм и идеализм схожи с дуализмом? Дуалистическая философия спорит с монистической, а не с материализмом и идеализмом (прочитайте хотя бы Плеханова), пантеизм же Спинозы есть материализм, а вот функционализм и структурализм совсем относятся к другому логическому ряду.  Неужели Вы не изучали со своими профессорами-наставниками все данные течения в философской мысли? А если изучали, то почему так и не сформировали свое личное мнение? Ведь главная цель философии состоит еще в том, чтобы научить человеческий ум строгой свободе :)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 883
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #99 : 20 Сентябрь, 2007, 20:33:18 pm »
Цитата: "math"
Кажется, ни одного учебника под названием "Философия"  я не читал. Может, именно это и позволило мне полюбить и немного узнать философию.
Вот видите как хорошо бывает, когда вы сами признаете свое невежество! Вы становитесь приятным человеком в общении :)

Цитата: "math"
Yandex говорит:
Хехе, насмешили Вы и меня, а не только уважаемого Квакса. А я могу Вам противопоставить: "Академия наук РФ говорит:". Что для нас важнее - мнение профессиональных ученых, убивших всю свое жизнь на изучение философии, или мнение Яндекса? Читайте, уважаемый math учебники и монографии академического уровня, а не популярно-литературного. Желаю успехов.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".