Автор Тема: Приводит ли развитие науки к интеллектуальной деградации?  (Прочитано 21321 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
Мой вопрос немного напоминает известный вопрос Дижонской академии.

Развитие науки в последние четыреста лет явно пошло по пути "экономии мышления". Во времена Ньютона и Лейбница считалось, что "высшую математику" могут понять лишь несколько гениев во всем мире. Сейчас интеграл и производную обязан понимать любой старшекласник.

Можно, конечно, объяснить это тем, что уровень современного среднего старшеклассника заметно превысил уровень корифеев науки 17 века. Можно объяснить это и по-другому, а именно, тем, что сама наука сильно упрощена, сведена к "приемчикам", легким для запоминания. Не надо ничего "понимать", надо просто продемонстрировать практический навык манипулирования со значками (формулами). Фактически, овладение научными знаниями свелось к тому, чтобы тебя "натаскали", или, если угодно, "запрограммировали" на определенные действия, смысл которых понимать не требуется. Человек стал роботом, и даже не замечает этого, даже гордится этим.

Как тут не вспомнить концепцию "языковых игр" Витгенштейна, утверждавшего, что любое "понимание" - это лишь навык реагировать на ситуацию принятым в данном сообществе способом.

Вспомним, что уже Платон считал, что изобретение письменности привело к деградации человеческой памяти и потери умения общаться, разговаривать. А ведь потом было еще изобретение книгопечатания. Массовое использование компьютеров, конечно, сильно ускорило процесс интеллектуальной деградации человечества. Стреневековые мыслители смотрятся сейчас как интеллектуальные гиганты, но сейчас уже некому встать с ними вровень.  :(
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн farmazon

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 396
  • Репутация: +1/-0
Цитата: "math"
Вспомним, что уже Платон считал, что изобретение письменности привело к деградации человеческой памяти и потери умения общаться, разговаривать. А ведь потом было еще изобретение книгопечатания.

Как тут не помянуть добрым словом инквизицию, сжигавшую книги - источник интеллектуальной деградации - зачастую вместе с авторами :lol:  :lol:  :lol:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от farmazon »
"Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими?"(с) Черномырдин В.С.

Оффлайн Ivan

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 044
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #2 : 05 Август, 2007, 16:55:09 pm »
Хорошо, что хоть знак вопроса в названии темы поставили...
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Ivan »

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "farmazon"
Как тут не помянуть добрым словом инквизицию, сжигавшую книги - источник интеллектуальной деградации - зачастую вместе с авторами :lol:  :lol:  :lol:


Вы говорите о сжигании людей, но это почему-то вызывает у Вас много веселья. Вы уверены, что это смешно, когда сжигают людей? Что Вы в этом веселого увидели?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн farmazon

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 396
  • Репутация: +1/-0
Цитата: "math"
Цитата: "farmazon"
Как тут не помянуть добрым словом инквизицию, сжигавшую книги - источник интеллектуальной деградации - зачастую вместе с авторами :lol:  :lol:  :lol:

Вы говорите о сжигании людей, но это почему-то вызывает у Вас много веселья. Вы уверены, что это смешно, когда сжигают людей? Что Вы в этом веселого увидели?

А целиком предложение осмыслить не пробовали?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от farmazon »
"Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими?"(с) Черномырдин В.С.

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "farmazon"
А целиком предложение осмыслить не пробовали?


Вам Ваши идеи значат больше, чем человеческие жизни?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн farmazon

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 4 396
  • Репутация: +1/-0
Цитата: "math"
Цитата: "farmazon"
А целиком предложение осмыслить не пробовали?

Вам Ваши идеи значат больше, чем человеческие жизни?

Это церковная прерогатива :wink:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от farmazon »
"Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими?"(с) Черномырдин В.С.

Оффлайн Кн. Мира Сего

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 662
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #7 : 05 Август, 2007, 18:21:05 pm »
Важна не столько информация сама по себе, сколько навыки, методология работы с ней. Пример: один сотрудник вызубрил номера приказов и директив назубок, но затрудняется охарактеризовать в целом работу системы, как результат - неспособность принять нетривиальное решение, т.к. оговоренности, а значит, обоснованности принятия этого решения в выученных приказах не усматривает. Такие редко становятся руководителями большого ранга, а если становятся - это беда! Эрудированность-осведомленность сама по себе просто задел. Академику-историку не "позорно" забыть какого числа и месяца  отменили "крепостное право" в России, т.к. он работает с обширными массивами информации и производит оценку предпосылок, причин, последствий на качественно ином уровне абстракции. Т.е. важно не запихивать тупо информацию в голову, а вырабатывать навыки работы с ней, т.е. как и где можно наиболее быстро её найти и воспользоваться. Это - реалии современного мира. Никакой деградации здесь не усматривается. Вот в потребительстве, пожалуй, деградация есть, но это другой вопрос.
Важна мыслительная стабильность. В этом плане тесты на IQ - херня. Т.е. один человек показал результат 100, другой - 80. Когда обоих помещают в комнату, где, скажем, орет сирена или царапают гвоздем по стеклу, первый покажет, например - 50, а второй - 70. Говорит это о чем-либо? Конечно - в неблагоприятных условиях "выживет" второй как более мыслестабильный.
Чтобы сравнить мыслительный потенциал двух разных людей достаточно взглянуть на рисунок руки, в частности, протяженность, очерченность и соотношение линии головы с другими линиями. Если кто воспринимает пальмистрию как ересь и сравнивает исследования У. Бенхама или сотрудников Мюнхенского университета, скажем, с цыганским "гаданием", отрицает возможность дактилоскопии говорить о чертах характера подозреваемого (в уголовной практике) - его право. Христианство говорит о "печати Дьявола" на руке, имея в виду соответствующий рисунок линий на ладони. Если принимать рисунок как карту деятельности головного мозга - так и выходит, т.е. взглянув на руку человека с "двумя, тремя и более образованиями" я могу отдать предпочтение менее эрудированному, но более умному "ученику подворотни", т.к. дипломы пишет секретарь, а на ладони - мозг. Мой критерий объективен, исключений за всё существование Цивилизации не встречал, если есть - покажите. Заспиртую и поставлю в Кунсткамеру))).
Вывод: 2007 год - полет нормальный.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Кн. Мира Сего »
Есть четыре вида лжи: ложь, наглая ложь, статистика и статьи коммунистов.

Оффлайн Злой сок

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 491
  • Репутация: +0/-0
Приводит ли развитие науки к интеллектуальной деградации?

Нет, не приводит.
Если была бы деградация, то и развития науки не было.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Злой сок »
Ну что, болваны и олухи?

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 911
  • Репутация: +17/-1
Цитата: "math"
Развитие науки в последние четыреста лет явно пошло по пути "экономии мышления".
Почему экономии? Скорее, специализации научной мысли. Этот процесс, конечно, имеет негативные стороны, но сам по себе положителен.

Цитата: "math"
Можно, конечно, объяснить это тем, что уровень современного среднего старшеклассника заметно превысил уровень корифеев науки 17 века.
Данное утверждение довольно сомнительно. Уровень чего, - научных знаний? Может быть, но не интеллекта.

Цитата: "math"
Можно объяснить это и по-другому, а именно, тем, что сама наука сильно упрощена, сведена к "приемчикам", легким для запоминания. Не надо ничего "понимать", надо просто продемонстрировать практический навык манипулирования со значками (формулами).
Не знаю уж. Чтобы правильно применить "приемчики" необходимо понимать, что делаешь. Сам по себе рост научных знаний и приемов исследования ведет к росту понимания.

Цитата: "math"
Фактически, овладение научными знаниями свелось к тому, чтобы тебя "натаскали", или, если угодно, запрограммировали" на определенные действия, смысл которых понимать не требуется.
Такое бывает только с природными тупицами :) (Квакс и Книжеция мира кого-то там - не обижайтесь). Даже в период обучения в университете/институте студенты уже не только накапливают знания, но учатся их осмысливать, критиковать и применять.

Цитата: "math"
Вспомним, что уже Платон считал, что изобретение письменности привело к деградации человеческой памяти и потери умения общаться, разговаривать.
Платон сознательно лукавил, - не любил он народ, был ярым аристократом, поэтому и мыслил в таком цвете :)

Любое развитие есть виток, как известно, поэтому кризисы ("деградация") всегда будут, но они проходят, освобождая место новому качеству научного знания.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".