Не будут изобретать велосипед, а просто процитирую экономиста Усова
Усов
«ТРУДОВАЯ" ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ МАРКСА
"Потребительные стоимости, написал Маркс, образуют
вещественное содержание богатства..." (т. 23, стр. 44)
Таким образом, Маркс ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ потребительную
стоимость с полезными свойствами, то есть с веществом
товара. Поэтому потребительная стоимость у него не
существует как экономическое отношение, но
"осуществляется лишь в пользовании или потреблении"
(там же).
То есть ЗА ПРЕДЕЛАМИ производства, распределения и
обмена, короче, за пределами экономических отношений.
Поэтому потребительную стоимость Маркс вообще
выдворяет за пределы политэкономии:
(Не удивительно что Маркс постоянно проигрывал на бирже и жил на деньги Энгельса.
Он плохо понимал полезность не саму по себе, а для потребителя.
Впрочим для социалистов всегда важен производитель, а не потребитель -А.)
"Потребительные стоимости товаров составляют предмет
особой дисциплины товароведения" (там же).
Окончательно точки над i Маркс расставляет на следующих
45 и 46 страницах, когда вплотную подходит к
определению понятия "стоимость":
"...как меновые стоимости... (товары) не заключают в
себе ни атома потребительной стоимости" (стр. 46).
"НИ АТОМА потребительной стоимости" запомним эти
слова.
"Если отвлечься от потребительной стоимости товарных
тел, продолжает Маркс, то у них остаётся лишь одно
свойство, а именно то, что они продукты труда" (там
же).
Итак, Маркс "подробно говорит" о потребительной
стоимости, но все его "разговоры" сводятся к тому, что
он отказывается видеть в ней экономическое,
СТОИМОСТНОЕ отношение. И к главному понятию
политэкономии, понятию стоимости, Маркс приходит не
ПРИВЛЕКАЯ понятие потребительной стоимости, но
ОТВЛЕКАЯСЬ от него:
"В... меновом отношении товаров их меновая стоимость
явилась вне понятия (теории)."
Это можно расценить как то, что как реальное понятие
стоимости у Маркса ОТСУТСТВУЕТ. Предложению на уровне
теории стоимости соответствует труд, спросу же... не
соответствует НИЧЕГО.
Система на уровне стоимости получается несимметричной,
обратные связи в ней невозможны и никакие спонтанные
движения стоимости равно невозможны и даже немыслимы.
Иначе говоря, теория стоимости Маркса противоречит
рыночным механизмам ценообразования. Противоречие
очевидно и бесспорно: сопоставьте 10 гл. 3 тома
"Капитала" с 1 гл. 1 тома и Вы увидите, что на уровне
обмена и рынка Маркс, наравне с другими экономистами,
признаёт роль потребления и порождаемого им спроса, но
на уровне теории стоимости он не признаёт ни
потребления, ни порождаемой им потребительной
стоимости. Отсюда вся моя критика.
Следуем далее.
Что такое стоимость, по Марксу Очень важно дать на
это предельно ясный ответ.
"Как стоимости, писал Маркс, все товары суть
лишь определённые количества застывшего рабочего
времени." (стр. 48)
Труд есть субстанция стоимости, товары как стоимости
суть "кристаллы" этой субстанции и т.п. (стр. 46). Все
эти и подобные фразы Маркса имеют, я думаю, один
простой смысл: СТОИМОСТЬ ЕСТЬ ТРУД. Конечно, не просто
труд, но абстрактный человеческий, общественно-
необходимый и т.п. но на этом я уже не
останавливаюсь.
Итак, Маркс берёт для рассмотрения товар, отвлекается
от его потребительной стоимости и приходит к понятию
трудовой стоимости. Эта-то последняя и является, по
Марксу, подлинным фундаментом обмена и вообще всех
экономических процессов.
Кажется, тут всё ясно Нет!
Нет поскольку в самом конце 1-ой главы Маркс пишет
два предложения, которые взрывают все его предыдущие
рассуждения. Вот они, эти два предложения:
"...вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом
потребления. Если она бесполезна, то и затраченный на
неё труд бесполезен, не считается за труд и потому не
образует никакой стоимости" (стр. 49).
Итак, сначала Маркс прикладывает все силы, чтобы
освободиться от потребительной стоимости; ему вроде бы
это удается и он приходит к понятию трудовой
стоимости. И вот теперь, когда уже надо бы поставить
последнюю точку, мы вдруг узнаём, что труд не является
субстанцией стоимости, что сам по себе он не создаёт
стоимости, и мы даже не можем сказать, что количество
труда ОПРЕДЕЛЯЕТ величину стоимости. И то, и другое, и
третье мы можем утверждать лишь в том случае, если
труд направлен на удовлетворение потребности, то есть
если этот труд создаёт ПОТРЕБИТЕЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ.
Следовательно, не труд сам по себе, как бы он ни
определялся, а вот эта-то потребительная стоимость и
есть СТОИМОСТЬ. Не "ТРУД СОЗДАЁТ СТОИМОСТЬ", но сам
труд может чего-то стоить лишь в том случае, если он
кому-нибудь полезен. Иначе говоря, труд это никакая
не субстанция стоимости, а всего лишь товар, который,
как и любой другой товар может чего-то стоить, а может
и ничего не стоить.
Таким образом, сначала нам говорят, что стоимость есть
труд и не содержит в себе ни атома потребительной
стоимости, теперь же оказывается, что сам труд как
стоимость есть всего лишь функция потребительной
стоимости. Земля на ките, кит на воде, вода на земле.
Такова теория стоимости Маркса.
Из написанного должно быть ясно, что мы не можем
назвать её трудовой, поскольку стоимость у Маркса
всегда каким-то неявным, но роковым образом связана с
потреблением и потребительной стоимостью, то есть
Марксу фактически так и не удалось избавиться от
потребительной стоимости. На деле у него нет вообще
никакой теории стоимости, а есть лишь путаница между
понятиями трудовой и потребительной стоимости.
Было бы нетрудно проследить эту путаницу во всех
дальнейших построениях Маркса вплоть до 3-его тома,
где речь идёт уже не о потреблении, труде и стоимости,
а о спросе, предложении и цене. Но с другой стороны,
ясно, что если нам удалось выявить эту путаницу в
самом начале его рассуждений, в самом корне его
теории, и если нам удастся устранить эту путаницу, то
в исследовании всех экономических процессов и
капиталистического общества в целом мы, тем самым,
выйдем совсем на другую дорогу, нежели та, по которой
пошёл Маркс, и дальнейшая критика марксизма поэтому
станет уже узкоспециальной задачей.
Как же нам распутать марксову путаницу Ответ на этот
вопрос очевиден. Нам надо понять, что материальное
бытие человека сводится к двум простейшим и
противоположным процессам: труду и потреблению. Этим
процессам на уровне экономики соответствуют понятия
трудовой и потребительной стоимостей, которые
составляют две противоположных стороны ОДНОГО И ТОГО
ЖЕ явления СТОИМОСТИ. Таким образом, речь должна
идти не от том, что "важнее" в экономике труд или
потребление и, соответственно, что нужно изгнать за
пределы политэкономии, а что поставить во главу
угла. Речь у нас должна идти о СИНТЕЗЕ, о диалектике
потребительной и трудовой стоимостей. Далее развивать
эти мысли не стану, так как не намерен писать здесь
диссертацию.
Я попытаюсь лишь на самом простом примере показать,
насколько плодотворен этот подход в отличие от подхода
Маркса, который даже в объяснении самых простых
экономических явлений прямо и с ходу заводит в
безнадёжный тупик.
»