История победы эволюционизма над здравым смыслом.История победы эволюционизма над здравым смыслом.1. Библейская версияС древнейших времён человечеству известна история происхождения жизни на Земле, поведанная самим Богом Его пророку Моисею на горе Синай. Моисей изложил её в первой главе книги «Бытие» (на иврите «ברֵאשִית» - «б’решит», что значит «в начале»), первой книги «Пятикнижия Моисеева» или «Торы» («תורַה», в переводе с иврита «закон»). Сейчас эти книги входят в состав Библии - собрание канонических (что означает «признаваемые верными») еврейских Писаний.
Если верить самой Библии, «Торá» была дана людям примерно в 2500-х годах от сотворения мира (по Григорианскому календарю - на рубеже XIV и XIII веков до н.э.). Учёные (и не очень) всех времён и народов ставили под сомнение и дату написания «Торы», и авторство Моисея, и даже само его существование. Верующие тоже разделены на конфессии, спорят между собой, по-разному определяют даты жизни библейских персонажей, даты библейских событий, даты написания и авторство разных частей Библии, по-разному трактуют библейские положения.
Тем не менее, Библия существует, и очень давно. Споры вокруг неё являются как минимум доказательством древности и значимости еврейских Писаний. Огромное количество участников, вовлечённых в эти споры, их длительность, накал страстей, использование исторических, литературоведческих, археологических, астрономических и других данных, привлечение учёных-экспертов, различных научных методов подтверждают ценность и важность библейского повествования. Действительно, влияние Библии на культуру, науку, историю развития всего человечества не сравнимо ни с чем, никакое другое учение не оказало такого колоссального воздействия.
Какова же библейская версия образования земли, возникновения жизни, появления различных видов растений и животных и происхождения человека?
Согласно Библии, Бог, существующий вне времени и пространства, «Безначальный»
(1-е Иоанна 2:14) из ничего, только актом собственной воли сотворил («בּרא») весь материальный мир, свет, пространство, время и жизнь. Центром библейского повествования является Земля, с неё и начинается рассказ о
Творении. За шесть дней Создатель сотворил Землю и звёзды, заставил все небесные тела вращаться, Землю заселил разнообразными растениями и животными, а также
«из праха земного» (Бытие 2:7) создал человека, которого поместил в центре Своего Творения.
• 1-й день: создание Земли и неба, света и тьмы;
• 2-й день: создание запасов воды;
• 3-й день: формирование земной поверхности - морей и материков, приказание земле произрастить
«зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его» (Бытие 1:11).
«И произвела земля...» (Бытие 1:12);
• 4-й день:
«создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды» (Бытие 1:16);
• 5-й день:
«сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. ... И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Бытие 1:21-22);
• 6-й день:
«создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. ... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:25-27).
Все цитаты приведены в редакции Синодального перевода (утверждён в 1876 году). В других переводах («Российское библейское общество», «Благая Весть», «Всемирный библейский переводческий центр» и др.) вместо слова «пресмыкающиеся» можно встретить «кишащие», «ползучие», «что движется», «которые снуют» и т.п. Подобную находчивость проявляют переводчики и при интерпретации других текстов, но это обилие вариантов не меняет сути библейского рассказа.
Как видно из приведённых цитат, для обозначения видов растений и животных в Библии употребляется слово «род». Слово «вид» в «Пятикнижии» упоминается всего несколько раз в значении «внешность», «облик», «состояние».
Во второй главе книги «Бытие» есть важные уточнения. Например,
«Господь Бог создал ... всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла» (Бытие 2:4-5). Или:
«произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» (Бытие 2:9).
«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» (Бытие 2:19). Это означает, что не земля сама по себе «произвела» растения благодаря заложенным в неё свойствам, что биологические виды произошли не путём какой-либо трансформации из одного в другой, а что ВСЕ виды живых существ созданы лично Богом, благодаря Его воле, разуму и творческим способностям.
Библия - это не учебник мироздания, она не содержит химических формул, законов физики и математических моделей. «Пятикнижие» Моисея должно было быть понятно его современникам. Акт Творения, редкие астрономические события, аномальные явления природы, удивительное поведение животных Библия называет чудесами. Все книги, вошедшие в канон, были написаны не позднее I века новой эры; искать в них руководство по получению материи из ничего или живого из неживого бессмысленно. Вот типичное для Библии описание механизма Творения, того, КАК всё было создано:
«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - всё воинство их ... ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Псалтирь 32:6-9).
Многие считают Библию исключительно духовной книгой - сборником морально-нравственных наставлений. Но это не совсем так. Библия содержит множество положений естествознания - астрономии, геологии, медицины, биологии, генетики и т.д. Язык Библии рассчитан на людей с разным уровнем знаний. Развитие естественных наук, накопление человечеством знаний и эмпирического опыта, научные открытия на каждом этапе позволяют по-новому воспринимать положения Библии, заложенный в них смысл, выявляют логику библейского повествования.
«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Евангелие от Матфея 11:15 и др.).
Итак,
эволюцию видов как процесс постепенного превращения одного вида в другой за счёт накопления изменений, приобретаемых отдельными особями по каким-либо причинам и наследуемых от поколения к поколению, Библия исключает.
Из библейского повествования следует, что все виды появились последовательно: растения, рыбы, птицы, животные, человек; и в короткий период времени: за четыре дня, с третьего по шестой дни Творения. Все виды способны к воспроизводству, но каждый вид производит свойственный только ему плод, в котором в свою очередь уже заложено семя исключительно
«по роду своему» (Бытие 1:11): «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Евангелие от Матфея 7:17-18).
«Всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Евангелие от Луки 6:44).
Некоторые толкователи Библии в попытках увязать её с современной наукой утверждают, что слово «день» (на иврите «יום» - «йом») может означать «период времени», в том числе и миллиарды лет. Безусловно, значение каждого слова зависит от контекста, в котором оно употреблено. Именно поэтому считать день Творения равным миллиарду лет невозможно - такая трактовка не соответствует положениям 20-й главы книги «Исход», где изложены так называемые «десять заповедей». Устанавливая семидневную неделю с шестью рабочими днями и одним выходным, Моисей использовал то же самое слово - «יום» - и, более того, прямую ссылку на акт Творения:
«ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил» (Исход 20:8-11; а также 23:12, 31:15, Второзаконие 5:14 и др.). При любом отношении к Библии наличие в ней предписания работать шесть миллиардов лет не представляется возможным.
Жизнедеятельность растений осуществляется за счёт фотосинтеза. Созданные в третий день Творения, растения смогли бы выжить и дать потомство только при наличии света, а источники света - Солнце, Луна и звёзды - по Библии были созданы лишь в четвёртый день. Многим видам растений для размножения необходимы насекомые, птицы и «звери земные», которые были сотворены и вовсе в 5-й и 6-й дни Творения. Животные также необходимы и для утилизации погибших растений и их частей. Необходимо принять во внимание и явление симбиоза, а особенно мутуализм - сосуществование организмов разных видов. Таким образом, ни 4-й, ни другие дни Творения не могли длиться миллиарды лет; Библия предполагает исключительно компактный период появления всех биологических видов и образования экосистем.
Слово «человек», использованное в книге «Бытие» (1:25-28, 6-й день Творения), - это перевод еврейского слова «אַדַם» («адáм»). На греческий язык оно, как правило, переводится словом «άνθρωπος», на латынь - «hominem». Евангельское «ίδε άνθρωπος»
(«се, человек» - Евангелие от Иоанна 19:5) переведено на латынь как «ecce homo». Во второй главе «Бытия» и далее слово «אַדַם» используется как собственное имя первого созданного Богом человека - Адам.
Но следует заметить, что слово «אַדַם» родственно другому еврейскому слову «אֲדַמַה» («адамá» - «земля», «грунт», «почва») и может переводиться на русский язык как «земной», «земляной», «образованный из земли».
Эту мысль подтверждает фраза, сказанная Богом Адаму при изгнании из рая:
«возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). Множество прямых и косвенных подтверждений божественно-земного (Богом из земли) происхождения человека содержат и другие книги Библии. Например:
«Ибо отходит человек ... И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екклесиаст 12:5-7). Словом «прах» в этих фрагментах переведено с иврита слово «עַפַר», означающее «пыль», «прах», «сухая земля», «глина», «пепел». Ещё один вариант перевода этого слова - «персть». В этом же значении апостол Павел использует греческое слово «χοϊός»:
«Первый человек - из земли, перстный» (1-е Коринфянам 15:47).
Создание человека Библия представляет сложным многоэтапным процессом. Очень романтично, например, он описан в книге «Иов»:
«Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, ... Ты, как глину, обделал меня, ... вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твоё хранило дух мой» (Иов 10:8-12). Кажущаяся простота библейских текстов тем не менее не позволяет воспринимать человека оживлённой по волшебству глиняной фигуркой. Очевидно, «перстью» или «прахом» Библия называет различные элементы и вещества, присутствующие на Земле и использованные для создания живого организма. Библия также указывает и главный компонент, необходимый для создания жизни. Чтобы неживое стало живым, кроме физических процессов и химических реакций необходимо «дыхание жизни»:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7).
Тело человека имеет сложную внутреннюю структуру, состоит из множества тканей, органов и систем:
«Тело же не из одного члена, но из многих» (1-е Коринфянам 12:14),
«Бог расположил члены, каждый ... как Ему было угодно» (1-е Коринфянам 12:18). В организме человека нет ничего лишнего,
«напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1-е Коринфянам 12:22). Все «члены» одинаково важны и взаимозависимы. Нарушение функции любого из органов ухудшает жизнедеятельность всего организма:
«страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1-е Коринфянам 12:26). Многофункциональность органов, иммунная система, множество других защитных механизмов организма - свидетельства того, что
«Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы ... все члены одинаково заботились друг о друге» (1-е Коринфянам 12:24-25).
Ни один орган в человеческом теле не может считаться рудиментом или атавизмом. Даже если функция органа ограничена какой-либо стадией развития организма или периодом жизни, его нельзя называть «лишним». Наоборот,
«у вас и волосы на голове все сочтены» (Евангелие от Луки 12:7; Евангелие от Матфея 10:30).
Несмотря на биологическую тождественность человека всему живому миру (иначе ему просто было бы нечего кушать!), человек, согласно Библии, не имеет никаких эволюционных предков. Более того, Библия рассказывает о ряде принципиальных отличий человека от животных.
Человек создан,
«чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Бытие 3:23). Первая же заповедь, данная Богом человеку, утверждает его особый статус и предназначение:
«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Человек - венец Творения; животные, растения, Земля в целом и вся вселенная создавались во имя и для блага человека.
«Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских» (Псалтирь 8:6-9).
«Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» (1-е Коринфянам 15:39). Библия говорит о возможности преобразования человеческого тела в некую «нетленную» форму. Более того, согласно Библии, возможно и обязательно произойдёт восстановление тел всех умерших людей. Это явление Библия называет
воскресением (на иврите «היח», на греческом «ανάστασις» или «έγερσις»):
«не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, ... и мёртвые воскреснут нетленными ... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1-е Коринфянам 15:51-53). В Библии описано несколько случаев воскресения
(4-я Царств 4:18-37; Евангелие от Иоанна 11:10-45; Деяния 9:36-42 и др.), в том числе массовое воскресение святых после казни Иисуса Христа:
«и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Евангелие от Матфея 27:52-53). К сожалению, понять по таким описаниям механизм этого явления не представляется возможным.
Возможно, воскресение как-то связано с ещё одним важным и не менее загадочным отличием человека от животных. Единственный из всех живых существ,
«человек создан по образу Божию» (Бытие 9:6),
«по подобию Божию» (Бытие 5:1; Иаков 3:9). Неконкретность этих формулировок породила массу разных толкований. Одно из них - представление о телесном сходстве и изображение Бога в виде гуманоида, как правило, преклонного возраста. Но библейские определения Бога:
«Бог есть дух» (Евангелие от Иоанна 4:24),
«Бог есть свет» (1-е Иоанна 1:5),
«Бог есть истина» (Иеремия 10:10),
«Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4:8; 4:16),
«Бог ... есть Творец» (Иеремия 10:16; 51:19) и другие ведут к иному пониманию принципов богоподобия. Вряд ли следует говорить об анатомическом сходстве и вообще о чём-то материальном. Скорее всего, речь идёт о душé или сознании человека - его чувствах и интеллектуальных способностях.
Книга пророка Даниила содержит рассказ об уроке, который Бог преподал вавилонскому царю Навуходоносору. Лишённый разума, он стал подобен животному,
«сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою» (Даниил 5:21),
«так что волосы у него выросли как у льва, и ногти ... - как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвёл глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне» (Даниил 4:30-31).
Именно разум считали главным отличием человека от животных цари Израиля Давид и Соломон.
«Человек, который в чести и неразумен, подобен животным» (Псалтирь 48:21).
«Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притчи 4:7). Логично предположить, что именно разум делает человека богоподобным, потому что разум - одно из главных качеств Творца,
«у Него премудрость и сила; Его совет и разум» (Иов 12:13),
«и разум Его неизмерим» (Псалтирь 146:5).
«Он … утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса» (Иеремия 10:12; 51:15).
Кстати, Соломона Библия называет самым мудрым царём всех времён и народов:
«за то, что ты ... не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума ... Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (3-я Царств 3:5-14; 2-я Паралипоменон 11:7-12).
Библия говорит, что есть
«внешний»[/b] человек и
«внутренний»[/b] (
2-е Коринфянам 4:16; а также Захария 12:1; Ефесянам 3:16; Евангелие от Луки 11:40; Римлянам 7:22; Откровение 2:23 и др.), есть
«дух в человеке и дыхание Вседержителя даёт ему разумение» (Иов 32:8). Бог снабдил человека интеллектом, волей, способностями к речи, к абстрактному мышлению, к свободному целеполаганию, творческими способностями. Сознание человека содержит также иррациональные компоненты: эмоции, чувства, совесть, понятие о чести и долге, добре и зле, истине и лжи, любовь и ненависть, гнев и сострадание, печаль и радость, чувство юмора, тяга к прекрасному, готовность к самопожертвованию. Согласно Библии, именно богатый внутренний мир человека является главной его частью, определяющей его суть. Тело же -
«суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» (1-е Коринфянам 6:19).
Инстинкты животных не позволяют осознавать своё место и предназначение в мире, оценивать последствия собственных поступков, делать осознанный выбор и нести ответственность. Способность думать и чувствовать, наблюдать, воспринимать окружающую действительность, выносить суждения и делать умозаключения даны человеку не просто так. Разум и чувства должны привести человека к пониманию себя творением Божьим, к осознанию собственной греховности, искреннему раскаянию и обращению к Богу с просьбой о прощении и помощи в соблюдении заповедей.
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Псалтирь 50:12). В этом, собственно, смысл Библии, весь её пафос. А для человека это - единственный путь в
«жизнь вечную» (Евангелие от Матфея 19:16-26; Евангелие от Марка 10:17-27; Евангелие от Луки 10:25-28 и др.).
Но вернёмся от философских проблем к биологическим. Кроме механизма наследования видовых признаков, являющегося залогом неизменности биологических видов (в Библии - «род»), Библия констатирует наличие у живых организмов также механизма изменчивости, необходимого видам для сохранения, для приспособления их к изменяющимся условиям окружающей среды. Это было известно людям задолго до написания «Торы» Моисеем, и люди этим механизмом пользовались.
В 30-й главе книги «Бытие» содержится рассказ о селекционной работе одного из библейских героев - Иакова. Иакову было нужно, чтобы
«рождался скот пёстрый, и с крапинами, и с пятнами» (Бытие 30:39), и он нашёл такой способ. Он заготовил
«свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями» (Бытие 30:37-38). Кроме того,
«каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал» (Бытие 30:41-42).
Очевидно, в таком виде Библия содержит информацию о богатом генетическом потенциале, заложенном в каждом «роде», о возможном проявлении различий у особей одного вида по окрасу и другим признакам, т.е. о существовании сортов или пород. В третьей книге «Пятикнижия» («Левит»), а также в пятой книге («Второзаконие») понятие «порода» введено прямо: человеку запрещается употреблять в пищу
«сокола с породою его, всякого ворона с породою его» (Левит 11:14-15, а также Второзаконие 14:13-15) и т.д. Люди издревле выводили различные сорта или породы искусственно. Вполне возможно, что Иаков, живший ориентировочно в XVIII веке до Рождества Христова, был не первым селекционером.
Согласно Библии, человеческий «род» также имеет сложный генетический механизм. Из ребра Адама была сделана первая женщина - Ева, и
«она стала матерью всех живущих» (Бытие 3:20). Т.е., все люди - потомки всего лишь одной человеческой пары, одного генотипа. Человеческий генотип был настолько совершенен, а условия на Земле были настолько «тепличными», что люди жили по несколько столетий (библейский рекордсмен долгожительства Мафусал прожил 969 лет -
Бытие 5:27), а ближайшие родственники - родные брат и сестра - могли производить здоровое плодовитое потомство.
Примерно в 1666 году от сотворения мира на Земле произошла катастрофа планетарного масштаба - всемирный потоп
(Бытие 6:17-8:19). Рельеф планеты, климат, давление, влажность, суточные и годовые перепады температур, ветры, уровень солнечной радиации и прочие условия радикально изменились. Выжить в этой катастрофе смогли только восемь человек: Ной, три его сына (Сим, Хам и Иафет) и их жёны. Они и их потомки
«в земле Сеннаар» (Бытие 10:10) основали первую цивилизацию. В то время (период расцвета Шумерского царства, примерно XXIII-XXV векa до н.э.) на Земле был
«один народ, и один у всех язык» (Бытие 11:6).
Но вслед за изменением условий жизни изменился и сам человек. До потопа человек должен был быть вегетарианцем:
«Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу» (Бытие 1:29). После потопа Бог дал иное повеление:
«всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё» (Бытие 9:3). Резко сократился срок жизни человека. В новых поколениях люди стали значительно отличаться друг от друга по фенотипическим признакам.
Кроме того,
«рассеял их Господь по всей земле» (Бытие 11:9). Разобщённые географически популяции, обладая фенотипическими особенностями, создав разные языки, религии, ремёсла, культуру и т.д. образовали народы.
В отличие от эволюционной гипотезы, предполагающей медленное постепенное накопление незначительных изменений от поколения к поколению, Библия говорит о резком появлении значительных отличий в признаках уже у внуков Ноя. Сыновья Сима образовали группу семитских народов, расселившихся в Междуречье и в Аравии; сыновья Хама (хамиты) заселили Ханаан (современная Палестина) и Африку; самую большую группу народов образовали потомки Иафета (иафетиты) - это индоевропейская семья: европейцы, индусы, китайцы, индейцы, аборигены Австралии и все остальные народы. Основы библейской генеалогии содержатся в 10-й и 11-й главах книги «Бытие».
Один из типичных для Библии случаев «народообразования» приведён в 25-й главе «Бытия». Ревекка, жена Исаака, забеременела.
«Сыновья в утробе её стали биться ... Господь сказал ей: два племени во чреве твоём, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. ... и вот близнецы в утробе её. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. ... и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Бытие 25:22-27). Исав получил
«прозвание: Едом» [/b](«אֻדום», это слово на иврите означает «красный» -
Бытие 25:30), его потомков Библия называет идумеями
(Бытие 36:9). Одним из самых известных идумеев стал царь Ирод, во время правления которого родился Иисус Христос. Иаков тоже получил ещё одно имя - Израиль
(Бытие 32:28), его двенадцать сыновей
(Бытие 35:22; 42:13; 49:28 и др.) образовали еврейский народ.
Примерно таким образом образовались
«острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Бытие 10:5).
Не все библейские народы сохранились до наших дней. Ещё до Рождества Христова, например, успели исчезнуть с лица Земли хетты и филистимляне. Об их существовании, истории, культуре, генетических особенностях сейчас известно лишь из документов соседних народов и археологических раскопок. За более чем четыре тысячелетия многие народы успели в силу различных обстоятельств многократно переселиться, разделиться, смешаться, поменять самоназвание, получить наименование от новых соседей. Но многие народы сохранили свою библейскую географию и названия. Например, «יִהוּדים» («егудим» - иудеи), «מִצְרִים» («мицрим» - египтяне), «יַוַנִים» («яваним» - греки).
Констатируя деление людей на множество больших и малых групп, на племена и народы, Библия тем не менее не даёт ни малейшего повода для расизма и других форм национальной нетерпимости. Библейские положения не позволяют делить людей на «низшие» и «привилегированные» расы. Отличаясь по множеству признаков: окрасу, ареалу обитания, размеру популяции, структуре питания, политическим взглядам, вероисповеданию, социальному положению и т.д. и т.п., все люди планеты остаются одним видом, кровными родственниками, произошедшими от одного праотца.
«От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога ...» (Деяния 17:26-27);
«Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его» (Бытие 23:7);
«... нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос» (Колоссянам 3:11).
Библейская «эволюция» - это не совершенствование и не улучшение. Это, скорее, деградация. «Расслоение» генома человека, приведшее к расхождению в признаках, нельзя назвать положительным явлением. Наборы аллелей, образующиеся в генотипах отдельных особей, и генофонды целых народов далеко не идеальны. Кроме уже упомянутого сокращения срока жизни Библия начинает говорить о болезнях. К моменту написания «Торы» Моисеем болезни были уже настолько массовым явлением, что проблемам их диагностики, лечения и профилактики, описанию правил личной гигиены и санитарно-эпидемиологических мероприятий посвящено огромное количество текстов, в том числе несколько глав книги «Левит»
(Исход 30:17-21; Левит 13:1-15:33; Числа 19:11-22; Второзаконие 23:10-14 и др.). Ситуацию X века до новой эры зафиксировал израильский царь Давид:
«Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро» (Псалтирь 89:10).
Патриархи - Авраам, Исаак и Иаков - брали себе жён из числа ближайших родственников. Сарра, жена Авраама была
«подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою» (Бытие 20:12). Будучи бесплодной до девяноста лет, Сарра родила столетнему Аврааму здорового сына
(Бытие 17:17) и сама выкормила его грудью
(Бытие 21:7-9). Исаак женился на Ревекке, дочери своего двоюродного брата
(Бытие 25:20). Иаков взял в жёны дочерей своего дяди Лавана
(Бытие 28:2). Две дочери Лота, забеременев от своего отца, стали родоначальниками двух библейских народов - Моав и Аммон (современная Иордания)
(Бытие 19:31-38).
Но спустя всего несколько сот лет после жизни патриархов Моисей записал в Законе категорический запрет на браки ближайших родственников:
«Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу» (Левит 18:6-17). Уместно предположить, что это связано с появлением наследственных болезней и необходимостью их профилактики: здоровые гены, как правило, доминантны и подавляют болезни, которые вызываются рецессивными генами.
Библия категорически запрещает внебрачные сексуальные связи:
«да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Левит 20:10); крайне отрицательно говорит о гомосексуализме:
«Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти» (Левит 20:13); запрещает скотоложство:
«Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Если женщина пойдёт к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину» (Левит 20:15-16). Библия также строго регламентирует сексуальные отношения в законном браке. Все эти постановления повторяются в Библии многократно. Очевидно, что важнейшей их задачей является профилактика появившихся венерических заболеваний.
Спустя почти тысячу лет после потопа Моисей устанавливает новую «диету». Повеление Ною:
«всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу» (Бытие 9:3) меняется на закон о чистой и нечистой пище
(Левит 11:1-47; Второзаконие 14:3-21 и др.). Не объясняя почему, Библия делит животных, птиц и рыб на пригодных и непригодных для употребления в пищу человеком. Запрещается употреблять мясо хищников и тех, кто питается падалью. Впрочем, такое обобщение весьма условно, тем более, что в приведённых в Библии списках «чистых» и «нечистых» животных есть непонятные сегодня названия. Несколько раз в Библии запрещается употреблять в пищу животный жир:
«никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте» (Левит 7:23), а также субпродукты:
«обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени» (Левит 3:4 и др.).
Особняком в Библии стоит запрет на употребление в пищу крови
(Бытие 9:4; Левит 17:10-16; Второзаконие 12:23-25 и др.):
«не ешьте крови ни из какого тела» (Левит 17:14),
«на землю выливайте её, как воду» (Второзаконие 12:16). Это правило было предписано ещё Ною и сохраняется до наших дней. Первый апостольский собор, состоявшийся в 48 году в Иерусалиме
(Деяния 15:4-29), несмотря на решение
«не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деяния 15:19), оставил в силе требование воздерживаться
«от блуда, удавленины и крови» (Деяния 15:20). В отличие от других установлений о правильном питании, запрет на употребление крови Библией объясняется:
«потому что душа всякого тела есть кровь его» (Левит 17:14). Но имеет ли такое объяснение какое-либо отношение к биологии, сказать тяжело; многие и учёные, и верующие считают запрет есть кровь исключительно ритуальным.
Библия говорит, что Бог,
«сотворивший небо и землю и море и всё, что в них» (Деяния 4:24), продолжает непосредственное управление Своим творением - наблюдает за развитием ситуации на Земле и при необходимости вмешивается. Бог
«восседает над кругом земли» (Исаия 40:22),
«повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Евангелие от Матфея 5:45),
«образует горы, и творит ветер» (Амос 4:13),
«острова как порошинку поднимает» (Исаия 40:15),
«изменяет времена и лета, низлагает ... и поставляет царей; даёт мудрость мудрым и разумение разумным» (Даниил 2:20-22),
«над царством человеческим владычествует ... и поставляет над ним, кого хочет» (Даниил 5:21), при этом
«не утомляется и не изнемогает» (Исаия 40:28).
Всё во вселенной существует и развивается по законам, установленным Богом:
«Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростёрли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Исаия 5:12). Слепая случайность, согласно Библии, не существует. Все события предопределены Богом и Его законами, имеют свои причины и следствия.
«В полу бросается жребий, но всё решение его - от Господа» (Притчи 16:33).
Библейские пророки утверждают, что Бог управляет деторождением. Он в состоянии сделать любого человека неплодным, «заключить» и «отверзнуть» утробу женщины.
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Псалтирь 126:3). Жёны многих библейских героев не могли зачать ребёнка, будучи в детородном возрасте и совершенно здоровы; и, наоборот, беременели и рожали здоровых детей, когда все надежды уже были потеряны. Так было с Саррой
(Бытие 16:2, 17:15-19), жёнами Иакова Лией и Рахилью
(Бытие 29:31-30:24), женой Маноя, ставшей матерью Самсона
(Судьи 13:2-25), Елисаветой, матерью Иоанна Крестителя
(Евангелие от Луки 1:5-25), а также со многими другими персонажами Библии.
Бога считали истинной причиной своего появления на свет Иов
(Иов 1:21; 10:18-19; 31:15), Давид
(Псалтирь 21:10; 70:6; 118:73; 138:13-16), Иеремия
(Иеремия 1:4-5) и другие пророки, а также герои их рассказов.
«Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. ... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» (Псалтирь 138:13-16).
Самый известный и загадочный случай деторождения, описанный в Библии - это история рождения Иисуса Христа. Его мать Мария забеременела и родила Младенца, не познав мужчину,
«от Духа Святого» (Исаия 42:1-6, 49:1-5; Евангелие от Луки 1:26-38; Евангелие от Матфея 1:18-25).
КАК происходит образование новой жизни и как однажды это было возможно без мужского семени, Библия не объясняет, объявляя это «делом Бога» и констатируя невозможность понимания этого процесса человеческим разумом:
«Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё» (Екклесиаст 11:5).
Библия также констатирует невозможность существования материального мира без постоянной заботы Бога:
«Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе дух её и дыхание её, вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов 34:13-15).
Вся вселенная и та форма жизни, которая существует сейчас на Земле, - не вечны. Библия содержит так называемый эсхатологический комплекс - учение о «конце света». Божий замысел относительно материального мира и человека был нарушен из-за мятежа одного из ангелов, в результате которого в мир проник грех, а за ним - смерть. Рано или поздно мир прекратит своё существование. Бог знал об этом заранее и разработал план спасения. Он создаст
«новое небо и новую землю» (Исаия 65:17, 66:22; Откровение 21:1).
Новый мир будет существовать вечно, он уже не будет иметь греха, в нём не будет времени, страданий, смерти, он будет состоять из нетленного. Люди будут обитать вместе с Богом.
«И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. ... И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откровение 21:1-22:5).
«Волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда» (Исаия 65:17-25).
Все умершие будут воскрешены и вместе с живыми подвергнуты проверке на предмет возможности существования в новом мире. Критерий, по которому Бог будет судить, прост - доказанная земной жизнью способность отказаться от греха, разумом и сердцем принять Бога и жить по Его законам.
Идею создания мира и жизни неким разумным сверхъестественным существом называют
креационизмом (от лат. creare - создавать).
2. Креационизм vs трансформизм...
3. Дарвинизм...
4. Кризисы дарвинизма и СТЭ...
5. Национал-дарвинизм...
© Игорь Шиповский, 2008
Продолжение см.:
http://www.ateis