Как свои собственные. Эту проблему очень хорошо обозначил Томас Нагель в эссе "Что значит быть летучей мышью". Также есть аргумент "философского зомби", показывающий невозможность прямого наблюдения. Ещё можно вспомнить Декарта, отрицавшего наличие субъективных ощущений у всех животных, кроме человека.
Обсуждался уже этот вопрос.
https://ateism.ru/forum/index.php?topic=28185.msg558155#msg558155https://ateism.ru/forum/index.php?topic=8723.msg576511#msg576511Полагаю, некоторые философы и философствующие ученые лезут в бутылку, нарушая логичность собственных высказываний.
Необязательно ощущать чужое сознание как свое собственное, чтобы знать, что чужое сознание существует. Да это и невозможно, так как сознания вообще не существует, а есть конкретное сознание конкретного тела. Да, по аналогии можно установить факт существования чужого сознания, а можно экспериментально, используя в том числе методы поведенческой психологии, но лучше всего, на мой взгляд, - это теоретический анализ структур, их источника, генезиса и при установлении одинаковых структур, их источника и генезиса логически необходимо предполагать и одинаковость функций этих структур.
Декарта не станем вспоминать. Тело без сознания может существовать, но сознание без тела не может. Как бы там ни было, но позиция материалистического монизма, в рамках которого постулируется (и на основании целого массива научных фактов) вторичность сознания от тела, - общепринятая в науке позиция.
"Философский зомби"? Я полагаю, что он невозможен в реальности. Не всё, что мыслится - реально или может быть реализовано.
Мы наблюдаем не чужие квалиа, а поведение людей и прочих живых организмов.
Почему же? Квалиа же - это понятие, которое ввел в 1929 году Льюис для обозначения того, как вещи выглядят для нас, то есть как мы переживаем опыт, те самые ощущения. Квалиа у человека и у собаки - разные квалиа, они не одинаковы. Виной этому разная психическая организация, различия в структуре нервной системы, но квалиа доступны ощущению, мы можем их увидеть, понять, классифицировать, в том числе и через поведение живых организмов. С человеком еще проще, - он словами, знаками может Вам передать то, что чувствует, фантазирует, какие квалиа испытывает. Отсюда, лично я думаю, что фактического и теоретического материала уже достаточно, чтобы закрыть вопрос о квалиа.
Если человеку или собаке отдавили лапу и они визжат - мы их боль не видим, только визг и прочее трепыхание.
Если Вы ударили себе по пальцу, то Вы чувствуете боль, - увидеть её Вы тоже не можете. Боль - это не то, что можно увидеть. Боль - вопрос нервов. Вы бьете по пальцу, скажем, своей матери, - и Ваша мать кричит от боли, Вы её боль тоже не увидите, но со всей очевидностью ощущения понимаете, - Ваша мать испытывает боль, такую же, какую Вы испытали, ударив себе по пальцу. И да, теоретически Вы тоже можете это обосновать: единое строение нервов, тела, видовая идентичность и так далее.
К слову, нет никакого основания предполагать, что люди глупее, чем они есть. И не стоит забывать, помимо эмпирического познания, о познании теоретическом, абстрактно-понятийном, которое намного сильнее, глубже и шире эмпирического. Если Вашей собаке отдавали лапу и она визжит, то не надо быть гением, чтобы понимать причинно-следственную связь между "отдавали лапу" и "визг", зная, тем более, физиологию собак. Конечно, какой-нибудь клинический идиот, не сможет понять почему собака визжит, когда ей отдавливают хвост, но большинство людей, все же, не идиоты.
Собака сигнализирует о боли визгом, человек - визгом и словами. Само болевое ощущение увидеть нельзя, но знать о его существовании путем анализа поведенческих алгоритмов, высказанных слов - очевидная реальность повседневного познания.
Иначе, мы не видим атомов, но знаем, что они есть, или когда Эйнштейн создавал свою теорию, но фактов ее подтверждающих было мало, но теория оказалась верна и вскоре факты ее подтверждающие были обнаружены. Все это, - триумф теоретического абстрактного познания, которому не обязательно "увидеть" или "представить", чтобы установить истину.
И поэтому я на самом деле скептически отношусь к элиминативному материализму. Но считаю, что они поставили очень правильную проблему: можно ли объяснить поведение человека, не ссылаясь на субъективные ощущения и сознание. В поиске ответов на эти вопросы мы в итоге поймём лучше, что сознание на самом деле делает. Мне их идеи отчасти напоминают Декарта, только распространённые ещё на один вид животных, Homo Sapiens.
В свете фрейдистской теории бессознательного, можно сказать, что некоторые алгоритмы поведения человека не связаны с сознанием, волевыми решениями самого человека. Человек - диалектическое единство природных инстинктов, детерминирующих определенные паттерны поведения и триггеров социализации. Мне кажется, некоторые философы слишком обще подошли к этому вопросу, не разделив поведение инстинктивное и сознательное, смешав биологическое с социальным. Хотя те же биологические инстинкты могут проявлять себя и через субъективное сознание. Это вопрос места, времени и конкретного организма.
Как по мне, то наиболее интересными выглядят в философии сознания две теории: эмерджентного материализма и эпифеноменализма.