Автор Тема: Смерть - неужели вам не страшно?  (Прочитано 34122 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Newman

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 419
  • Репутация: +3/-1
Re: Смерть - неужели вам не страшно?
« Ответ #100 : 28 Июнь, 2024, 18:21:20 pm »
Цитата: Newman
Это вопрос намерения (духа). Намерение следует взращивать, а не просто помнить о нем. Оно должно стать частью природы практикующего.
Чтобы что-то стало частью природы - это надо запомнить. Навыки и черты характера - это тоже память.

Да, конечно. Я имел в виду следующее:

Повторяя запомнить чтобы "забыть". И действовать автоматически, неосознанно, на уровне рефлексов, без необходимости вспоминать. Пусть тело помнит, а не я. Вот что подразумевается под "взращивать и делать частью природы".


Истина важнее общественного одобрения.

Оффлайн Behaviourist

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 153
  • Репутация: +1/-1
Re: Смерть - неужели вам не страшно?
« Ответ #101 : 28 Июнь, 2024, 19:09:45 pm »
Цитата: Newman
И действовать автоматически, неосознанно, на уровне рефлексов, без необходимости вспоминать.
Условные рефлексы - это тоже память. Стереть всю память - это стереть и условные рефлексы.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 769
  • Репутация: +14/-0
Re: Смерть - неужели вам не страшно?
« Ответ #102 : 28 Июнь, 2024, 22:11:06 pm »
У речных раков точно есть нервные клетки и нервная система, причём центральная нервная система тоже есть. Также у ракообразных есть ноцицепторы, на которые действуют местные анестетики, и это видно по их поведению. У людей ноцицепторы ответственны как раз за болевую чувствительность. Поэтому на 100% исключать у речных раков субъективное восприятие боли нельзя.

Разве я сказал не то же самое?

Цитировать
Тогда понятно, почему они задают больше вопросов: у них нет столь жёстких границ между формами движения материи, а любой переход количества в качество требует описания механизма этого перехода.

Думаю, философский концепт образования нового качества системы путем достижения определенного предела, определенной меры количественных изменений, происходящих в системе всегда требовал и требует специально-научного изучения механизма, той самой меры, по достижению которой количественные изменения элементов системы дают эмерджентный взрыв,  - новое качество системы.

Ф. Энгельс, в свое время, хотя и где-то поверхностно, а где-то и неубедительно, но описывал известные ему переходы в новое качество (см. "Диалектика природы"), но лучше всего, данные переходы описывает специальная наука. Например, химия или нейробиология. Так, количественное изменений нейронов в головном мозгу в определенных локально-функциональных его зонах объясняет качественные различия психических систем у разных людей (теория таланта), или количественное изменение нейросетей в головном мозгу может объяснить появление нового качества мозга как системы, - сознания, квалиа, субъективной реального, идеального.

К слову, я рассматриваю эмерджентный материализм как продолжение диалектического материализма, хотя, понятно, что диалектический материализм шире эмерджентного, который развивается в философии сознания. Полагаю, диалектические законы развития эффективно объясняют саму эмерджентность, причины ее появления, с философской точки зрения.

Цитировать
Сборка живой клетки из химических реактивов - это совершенно не философская проблема, а научная и скорее даже инженерная. Ибо хотя бы принципиально понятно, что такое жизнь и как собрать искусственную клетку. А вот как собрать искусственное сознание - не понятно вообще.

Я имел в виду, что понятия "сознание", "дух", мышление" во многих философских работах несет в себе печать старых еще религиозных подходов, мифологического понимания. Так, некоторые понимают под сознанием что-то похожее на религиозную душу, что-то трансцендентное, пытаются найти способ объяснить с точки зрения материализма появление и существование сознания, но у них, естественно, с таким подходом к сознанию, не всегда это получается, и они констатируют: "трудная проблема". Я, конечно, не разделяю позиции редукционистского материализма  или элиминативного, но очищать понятия о сознании от средневековой идеалистической шелухи тоже, полагаю, необходимо.

Проблема происхождения жизни или живой клетки,  - это, бесспорно, биологическая проблема, которая, как известно, уже имеет ряд научных решений. Начнем с того факта, что элементарные частицы в космосе образуются постоянно в силу движения самой материи. А это основа образования молекул на планетах. Энергию для химической эволюции Земля получала от многих источников: распада К40 (где среднее количество энергии на всей поверхности Земли по формуле х10 в 20 кал/год составило от 0,3 до 1,2), ультрафиолетового излучения (от 0,08 до 4,5), вулканизма (0,04), ударов метеоритов (0,05), молний и так далее. Затем в первичном океане, водных растворах на поверхности Земля, вероятно, образуются первые простейшие органические соединения, причем небиологическим путем.

Есть несколько теория происхождения, так сказать, первых протобиополимеров: термическая теория, теория адсорбции, низкотемпературная теория, коацерватная теория, все из которых имеют фактические основания для своего существования и так или иначе объясняют появление на Земле первых биополимеров, метаболизма и пр. Отмечу, что коацерватная теория имеет экспериментальное подтверждение своих основных постулатов.

В принципе, если брать за основу коацерватную теорию происхождения биополимеров, то дальше все более-менее объясняется: органические молекулы путем соединения с различными формами фосфата получают в водном растворе реакционные качества. При переносе фосфатной группы высвобождается или поглощается энергия, а значит, органические молекулы могут эту энергию запасать для своих реакций конденсации, обмена веществ. Вообще, высокоэнергетические связи, которые образуются между фосфатами и органическими соединениями обеспечивают протекание и существование почти всех биологических реакций. И тут, замечу, что появление РНК, ДНК - это эволюционное закрепление наиболее удачных формах каталитической активности молекул белка.

Ну, это разговор для другой темы.

Словом, биологическая наука вплотную подошла к решению проблемы появления биополимеров, а значит,  и живых клеток, а может, и уже решила эту проблему.

Цитировать
. А психиатры никаких чужих квалиа не наблюдают, они наблюдают за поведением людей и корректируют это поведение медицинскими методами, в том числе таблетками.

Вы, наверное, проигнорировали то, что я Вам написал: редукционизм, эмпиризм в вопросе квалиа  - это ошибочный подход. Квалиа имеет такие свойства, которые не позволяют эти квалиа увидеть. Вы требуете от науки того, что невозможно в природе. Как можно увидеть непосредственно (а Вы, как я понимаю, этого требуете) внутренние ощущения, переживание опыта? Это же изначально абсурдное требование. И на этом жидком фундаменте строится здание "трудной проблемы"?

Я поэтому и писал о формах движения материи, чтобы подчеркнуть то, что для каждой формы эффективны свои методы, свои законы движения.

Квалиа, сознание - это формы психической, нервной формы движения, так сказать, это не физическая, не химическая и даже не биологическая формы движения, где непосредственное наблюдение за вещами - эффективный метод. В сфере социальной формы движения, а в специальных рамках  - психической, субъективной реальности метод непосредственного наблюдения не даст в ощущении квалиа, идей, мыслей и переживаний. Мы можем использовать лишь метод опосредованного наблюдения - через поведение, реакции, знаки и так далее.

Однако помимо метода наблюдения у нас имеется система иных методов получения научных знаний: анализ, синтез, эксперимент и так далее.

Повторю, чтобы познать квалиа, установить существование сознания, идей не обязательно надо непосредственно наблюдать идеи, сам процесс переживаний и так далее. Ну, это просто нелогично и ненаучно. Квалиа - это феномен иной формы движения материи, требующих особых методов своего изучения. Под одну гребенку все зачесывать, полагаю, нельзя.

Кстати, этот подход (все под одно грести) очень характерен для философствующих спецов,  - физиков, химиков, биологов, которые решили на досуге заняться философией. В США имеется острейшая борьба с тем же физикализмом (для чего и придуман был аргумент "философского зомби"). В России нет такой проблемы, а поэтому она особо нам не понятно,  - зачем копья ломают там, где борьбы уже давно нет?

Повторю свою мысль еще раз: квалиа, сознание, явления субъективной реальности ненаблюдаемы непосредственно в силу своей природы, что не делает их "вещами-в-себе", а требует особых методов их познания.

Цитировать
Это может быть полезно из-за того, что вокруг роботов крутится меньше всяких религиозных предрассудков.

Я о том, что отождествлять человека с его инструментами - нелогично и ненаучно. Это пошлый ошибочный редукционизм, ведущий только к иллюзиям и непониманию настоящей природы человека.

Человек - не робот, не молоток, не машина, хотя многие соблазняются так человека обозвать. Это понятно: человеку свойственно все упрощать, вульгаризировать, идти по линии наименьшего сопротивления, но это пути в никуда,  - в иллюзии.

Цитировать
Даже если этот разрыв неустраним, это не означает сверхъестественность сознания.

Вы не совсем правы: означает. Более того, отрицает принцип материалистического монизма и сам материализм. А значит, утверждает идеализм или дуализм, в любом случае, защищает позицию о существовании сверхъестественной субстанции в бытии.

Цитировать
Если мы не можем свести электрический заряд к времени или массе, это не значит, что он сверхъестественен.

Вы снова игнорируете то, что я пишу: не о отождествлении речь идет, а о связи между формами материи, которые все едины между собой (едины в своих противоположностях). Так, биологическая форма включает в себя и химическую и физическую, без которых она бы не существовала.

Принципиальный разрыв в объяснении сознания в философии сознания понимает так: сознание никак не связано формами материи, к материи отношения не имеет, - здесь рвется сам принцип монизма, а сознание и субъективная реальность уводится в трансцендентность.

Я же говорю, что сознание - это форма движения той же материи, но новая форма, то есть она связана с социальной, биологической, химической, физической, без которых не может существовать и появиться. В этом смысле, разрыва в объяснении нет. Есть только наше незнание этой формы, неосведомленность, "белое пятно", предмет изучения нейронаук.

Цитировать
И даже если нейтральный монизм и панпсихизм в итоге окажутся верными, то это не будет означать сверхъестественности сознания. Просто появится таблица соответствий между состояниями материи и субъективными ощущениями, носящая характер закона природы и ни к чему не сводимая.

Не могу с Вами согласиться. Если Вы предполагаете существование "состояний материи", которые ни к чему не сводятся и ни с чем не связаны, - это сверхъестественность и есть.

Цитировать
Эксперимент Либета показывает, что выбор осуществляется скорее всего до его осознания.

Ну, есть критика данного эксперимента, во-1-х, а во-2-х, данный эксперимент не отрицает факт свободы выборы организмом, находящимся в определенной среде, и на который влияют различные триггеры.

Полагаю, здесь снова довлеют традиции: свобода воли понимается в рамка средневековых идеалистических понятий как некое сверхъестественное абстрактное явление, которое ни с чем не связано, а является чистым актом трансцендентной свободы духа.

Понятно, что в таком понимании свободы воли не существует, так как не существует никакой трансцендентности и "чистой" свободы. Свобода воли - это возможность выбора поведения организма как единицы этой свободы, и конечно, этот выбор будет связан с мозгом, нейронами, социализацией, рефлексами, инстинктами, культурными паттернами, и в этом смысле свобода воли не имеет в себе ничего сверхъестественного, беспричинного, наоборот, она предопределяется многими причинами, но в силу этой множественности и изначальной неопределенности бытия, существования в природной среде, возникает возможность выбора (события в мире вероятны, фундаментально случайны (случай - тоже не сверхъестественность, а следствие вероятности наступления событий, которая, сама по себе, продукт изменчивости, движения, флуктационности самой ткани бытия). 
Écrasez l’infâme. Voltaire.
Правила форума

Оффлайн Behaviourist

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 153
  • Репутация: +1/-1
Re: Смерть - неужели вам не страшно?
« Ответ #103 : 28 Июнь, 2024, 23:44:05 pm »
Цитата: Vivekkk
Вы, наверное, проигнорировали то, что я Вам написал: редукционизм, эмпиризм в вопросе квалиа  - это ошибочный подход. Квалиа имеет такие свойства, которые не позволяют эти квалиа увидеть. Вы требуете от науки того, что невозможно в природе. Как можно увидеть непосредственно (а Вы, как я понимаю, этого требуете) внутренние ощущения, переживание опыта?
Редукционизм - да, возможно и ошибочен. Но вот на эмпиризме основан вообще весь научный метод. Впрочем, с точки зрения эмпиризма ситуация с квалиа, возможно, не столь уж безнадёжна. Если некоторые сросшиеся головами сиамские близнецы могут получать доступ к субъективным ощущениям друг друга, то это наводит на мысль о принципиальной возможности установки дополнительных модулей в обычный человеческий мозг для получения доступа к чужим квалиа. И если под действием психоделиков люди могут получать какие-то непредставимые субъективные впечатления, то, возможно, гибкости мозга хватит и для прямого восприятия даже нечеловеческих квалиа вроде четырёхцветного зрения птиц. Да, сейчас у нас нет таких нейроинтерфейсов. Но ведь и у Демокрита не было приборов для обнаружения атомов.

И эти особые свойства квалиа ведут не только к "трудной проблеме сознания". Но ещё и к невозможности различить на практике открытый, закрытый и пустой индивидуализмы.

Цитировать
И на этом жидком фундаменте строится здание "трудной проблемы"?
А она становится всё труднее по мере всё меньшей похожести объекта на нас самих. Люди, кошки и даже раки - это ещё ладно, т.к. и там, и там - нейроны и обработка сенсорной информацией. Но вот как проверить наличие или отсутствие субъективного опыта у небиологической сложной системы - уже не ясно. Например, в будущем человечество может научиться заменять на протезы выходящие из строя части головного мозга. И если в какой-то момент мозг полностью заменят на протезы - то сохранятся ли квалиа у этого киборга или робота, бывшего когда-то человеком? А если наделаем копий этих протезов и поместим в другие тела - что будет с сознанием? Разумеется, это всё - научная фантастика, но куда менее фантастичная, чем Ефремов, и в этой фантастике нет каких-то логических противоречий, нарушения законов природы и т.п. А значит - годится как мысленный эксперимент для философии.

Цитировать
Проблема происхождения жизни или живой клетки
Я говорил не о естественном абиогенезе, а о сборке клетки в лаборатории. И мы точно знаем, что живую клетку из химических реактивов в лаборатории собрать в принципе можно. А вот о том, как собрать искусственное феноменальное сознание, мы не имеем ни малейшего представления.

Цитировать
Более того, отрицает принцип материалистического монизма и сам материализм.
Не совсем понимаю, как замена материалистического монизма на нейтральный монизм или панпсихизм приводит к чему-то сверхъестественному. Объективная реальность никуда не девается, сверхъестественные сущности не вводятся. Феноменальное сознание остаётся свойством материи. Просто оно не появляется на каком-то уровне организации материи, а всегда с ней.

Цитировать
сознание - это форма движения той же материи
Полностью согласен с тем, что это - форма движения материи. Но из-за почти непреодолимых сложностей с восприятием чужих квалиа мы точно не знаем, где проходит граница между системами с субъективным опытом и без него. Сначала думали, что сознание есть только у людей. Потом признали его наличие у позвоночных. Сейчас уже идёт речь о доказательствах существования боли у насекомых. А ведь болевые рецепторы есть и у животных попроще, у нематод. И вообще где гарантия, что границы не будут расширяться дальше и не провалятся даже ниже биологического уровня организации материи?

Цитировать
случай - тоже не сверхъестественность, а следствие вероятности наступления событий, которая, сама по себе, продукт изменчивости, движения, флуктационности самой ткани бытия
Мы не можем строго доказать существование случайности в природе: проверка чего-либо на случайность алгоритмически неразрешима, не может быть выполнена за конечное время. Существующие статистические тесты для контроля качества случайных чисел довольно легко обмануть сравнительно простыми алгоритмами. Думаю, что ближе всего к строгому пониманию свободы воли подошли в супердетерминистских интерпретациях квантовой механики. В них не просто нет случайности, но законы природы таким образом предопределяют действия экспериментаторов, что создают у них иллюзию квантовой нелокальности. Т.е. отсутствие свободы воли означает не просто предопределённость. А предопределённость, вводящей в заблуждение экспериментатора.

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 769
  • Репутация: +14/-0
Re: Смерть - неужели вам не страшно?
« Ответ #104 : 29 Июнь, 2024, 06:03:31 am »
Ясно.
В принципе, я сказал всё, что хотел. Графоманией и болтологией не страдаю, поэтому на этом и заканчиваю.

По теме.

Страх смерти, конечно, самый сильный страх, отравляющий нашу жизнь ежедневно. Мы боимся случайной смерти, ее форм, - рака или инсульта, или инфаркта, или еще чего-то, что обязательно станет нашей смертью. Забавно, мы,  - смертные, и боимся смерти. Штука в том, что мы не можем ее контролировать, не можем контролировать случайность, неопределенность завтрашнего дня, вероятность той же онкологии или инсульта, или атеросклероза, деменции. Не контролируем и боимся.

Может, стоит принять смерть? Принять случайность ее появления, как и ее необходимость? Согласиться умереть сегодня? Если мы примем смерть, согласившись с ней, то и боятся тогда ее уже станет не нужно. И мы, наконец, сможем нормально жить, - без страха.

А если у нас нет страха, то зачем нам боги? Зачем нам бессмертность? Тогда нам не нужны ни боги, ни бессмертие. И получаем свободу жить без страха и надежд. Жить свободным человеком, которому не надо кому-то кланяться, чтобы получить бессмертие, спасение от болезни или смерти. Мы же согласились умереть сегодня. Может, только тогда мы сможем понять: что значит человеческое достоинство?
Écrasez l’infâme. Voltaire.
Правила форума

Оффлайн Behaviourist

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 153
  • Репутация: +1/-1
Re: Смерть - неужели вам не страшно?
« Ответ #105 : 29 Июнь, 2024, 06:35:00 am »
Да, Вы правы, мы сильно ушли от темы.

Цитата: Vivekkk
Может, стоит принять смерть?
На самом деле культура полна принятия смерти, не вполне нами осознаваемым. Если бы это было не так - к старению относились бы так же, как к ВИЧ: т.е. как к неизлечимому, инвалидизирующему и 100% смертельному заболеванию. С одной стороны этому мешают религиозные мифы о бессмертии души, а с другой - проникшие в из религии в атеизм байки про "вершину эволюции". Также в искусстве физическое бессмертие нередко описывается как зло: тот же Кошей Бессмертный и прочая нежить. Или фильм "200-летний человек", главный герой которого отказался от бессмертия.

Цитировать
Штука в том, что мы не можем ее контролировать [...]  Принять случайность ее появления, как и ее необходимость?
Да, не можем. Но тут нужно не принятие невозможности контроля, а честное признание своей технологической отсталости. И разработка технологий для борьбы со старением. Мы живём где-то на 11 порядков меньше, чем разрешено законами термодинамики. Верхний предел - не 120 лет, а 10 триллионов лет, время жизни красных карликов. Если научиться лечить старение и рак, то средняя продолжительность жизни будет около 5000 лет и ограничена несчастными случаями, убийствами и самоубийствами. А вот чтобы перейти от 5000 лет к 10 триллионам - понадобятся какие-то уж очень крутые модификации тела, системы резервного копирования и т.п.

Оффлайн Nowhere

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 230
  • Репутация: +0/-12
Re: Смерть - неужели вам не страшно?
« Ответ #106 : 29 Июнь, 2024, 06:56:53 am »
Ясно.
В принципе, я сказал всё, что хотел. Графоманией и болтологией не страдаю, поэтому на этом и заканчиваю.

По теме.

Страх смерти, конечно, самый сильный страх, отравляющий нашу жизнь ежедневно. Мы боимся случайной смерти, ее форм, - рака или инсульта, или инфаркта, или еще чего-то, что обязательно станет нашей смертью. Забавно, мы,  - смертные, и боимся смерти. Штука в том, что мы не можем ее контролировать, не можем контролировать случайность, неопределенность завтрашнего дня, вероятность той же онкологии или инсульта, или атеросклероза, деменции. Не контролируем и боимся.

Может, стоит принять смерть? Принять случайность ее появления, как и ее необходимость? Согласиться умереть сегодня? Если мы примем смерть, согласившись с ней, то и боятся тогда ее уже станет не нужно. И мы, наконец, сможем нормально жить, - без страха.

А если у нас нет страха, то зачем нам боги? Зачем нам бессмертность? Тогда нам не нужны ни боги, ни бессмертие. И получаем свободу жить без страха и надежд. Жить свободным человеком, которому не надо кому-то кланяться, чтобы получить бессмертие, спасение от болезни или смерти. Мы же согласились умереть сегодня. Может, только тогда мы сможем понять: что значит человеческое достоинство?

А могли бы Вы четко определить, что Вы контролируете, а что нет?

Судя по Вашим вопросам о смерти я надеюсь до Вас начинает доходить, то что пишу здесь уже много лет.

Смотрите!

Окружающий мир воспринимается. Очевидно? Тело воспринимается. Очевидно?

А теперь важный момент! Мысли тоже воспринимаются! Они такие же внешние по отношению к восприятию как и тело, и стул, и улица.

Еще более важный момент! Я - это мысль! Такая же как мысль о еде, чайнике, стуле. Просто мысль!

Самый важный момент!!!

Кто знает о том, что есть мысль Я?
« Последнее редактирование: 29 Июнь, 2024, 07:24:45 am от Nowhere »

Оффлайн Behaviourist

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 153
  • Репутация: +1/-1
Re: Смерть - неужели вам не страшно?
« Ответ #107 : 29 Июнь, 2024, 07:57:20 am »
Цитата: Nowhere
Еще более важный момент! Я - это мысль! Такая же как мысль о еде, чайнике, стуле. Просто мысль!
Не совсем так: на обеспечение целостности "я" работает ещё и ряд бессознательных механизмов. Вроде той же схемы тела, вообще корректной работы органов чувств, способности отличать внутренний голос от реальных сигналов с органов чувств. Если эти механизмы ломаются, то мысли обычно не помогают.

Цитировать
Кто знает о том, что есть мысль Я?
А это и есть трудная проблема сознания. Чем бы ни был этот "восприниматель" - на самой по себе способность испытывать субъективный опыт личность не построить.

Оффлайн Nowhere

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 230
  • Репутация: +0/-12
Re: Смерть - неужели вам не страшно?
« Ответ #108 : 29 Июнь, 2024, 08:04:14 am »
Vivekkk

Обратили внимание? Я задал конкретный вопрос. Прямо сейчас и всегда, кто-то знает о том, что есть мир. Кто?

Вместо ответа, болталка в голове Behaviourist пошла в разнос и забрызгала форум глупыми фантазиями :)

Вот эта самая болталка и есть то, что боится смерти. Но она, не Вы!

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 769
  • Репутация: +14/-0
Re: Смерть - неужели вам не страшно?
« Ответ #109 : 29 Июнь, 2024, 08:05:11 am »
.. Также в искусстве физическое бессмертие нередко описывается как зло: тот же Кошей Бессмертный и прочая нежить. Или фильм "200-летний человек", главный герой которого отказался от бессмертия.

Не будем наивны: вековая мечта человека  - стать бессмертным. Просто пора повзрослеть, поняв невозможность личного бессмертия, приняв смерть. И на этом - конец.

Как ни вспомнить эпос о Гильгамеше:

Энкиду, друг мой любимый, стал землею!
Так же, как он, и я не лягу ль,
Чтоб не встать во веки веков?

* Теперь же, хозяйка, тебя я встретил, -
* Смерти, что страшусь я, пусть не увижу!»

Хозяйка ему вещает, Гильгамешу:

* «Гильгамеш! Куда ты стремишься?
* Жизни, что ищешь, не найдешь ты!
* Боги, когда создавали человека, -
* Смерть они определили человеку,
*– Жизнь в своих руках удержали.

* Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
* Днем и ночью да будешь ты весел,
* Праздник справляй ежедневно,
* Днем и ночью играй и пляши ты!

* Светлы да будут твои одежды,
* Волосы чисты, водой омывайся,
* Гляди, как дитя твою руку держит,
* Своими объятьями радуй подругу -
* Только в этом дело человека!»

П.С.
Эпос кончается тем, что Гильгамеш смиряется перед смертью, но делает он это при помощи веры в богов, религии.
Честно говоря, религия  - сильнейшее средство утешения.
« Последнее редактирование: 29 Июнь, 2024, 09:44:57 am от Vivekkk »
Écrasez l’infâme. Voltaire.
Правила форума