Это как раз то, что Гегель называл "дурной" или "оконеченной" бесконечностью.
Эта бесконечность есть дурная, или отрицательная, бесконечность, так как она есть не что иное, как отрицание конечного,
которое, однако, снова возникает и, следовательно, не снимается;
или, иными словами, эта бесконечность выражает только долженствование снятия конечного.
Прогресс в бесконечность не идет дальше выражения того противоречия,
которое содержится в конечном,
а именно конечное есть как нечто, так и его другое;
этот прогресс есть вечная и непрестанная смена этих приводящих друг к другу определений.
Гегель "Наука логики"
Склеено 05 Декабрь, 2019, 08:28:09 am
Т.е., диалектическое разделение на конечное и бесконечное, не снятое спекулятивно, не даёт нам ничего нового по сравнению со старым метафизическим пониманием.
Это касается, кстати, и всей марксистско-ленинской диалектики, в которой диалектическое противоречие абсолютизировалось и если и снималось формально, то только формально.
Склеено 05 Декабрь, 2019, 08:52:36 am
К примеру, моё любимое ленинское определение материи: он определят материю противопоставляя её сознанию - противоположности есть, а где единство?
Вот если бы он объективную реальность противопоставил субъективной (что он, собственно, и сделал), но не обозвал при этом объективную реальность материей, а спекулятивно объявил бы материей то общее, что их объединяет, сторонами чего они являются (спекулятивно, потому что это выходит за рамки формальности), это было бы по нашему, диалектически.
А так в его определении остаётся лазейка для чего-то третьего, единого для материи и духа - догадайтесь, что это может быть?
Склеено 05 Декабрь, 2019, 09:19:24 am
Подставьте в приведённую выше цитату из Гегеля вместо бесконечного и конечного материю и сознание - получите "дурную" материю.