Автор Тема: Бог. Ничего лишнего. (Религия как интроекция проекций.)  (Прочитано 64202 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Злой сок

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 491
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #180 : 19 Январь, 2007, 10:19:32 am »
А вот попробую сделать краткий вывод.
Вера в бога - это психологический приём для создания гармонии в себе (для себя).
Или так? Это психологическая защита от окружающего мира и ухода в себя?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Злой сок »
Ну что, болваны и олухи?

Оффлайн Wаlsh code

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 863
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #181 : 19 Январь, 2007, 18:07:50 pm »
Второй вариане-правильный.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Wаlsh code »
Primus in orbe deos fecit timor!

Оффлайн Злой сок

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 491
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #182 : 23 Январь, 2007, 14:30:54 pm »
И ещё вот попытка найти отличие между веруюими и атеистами:
атеисты живут, совершают поступки, действуют и уже по этим причинам становятся атеистами в то время, как верующие наоборот - подгоняют свою жизнь под рамки веры.
Не.
Как-то непонятно наверное написал.
Попробую так. Как-то раз вёл беседу на подобную тему про готов. Что настоящим готом становятся и считают себя им, если посмотреть на свои дела и поступки и увидеть, что они соответствуют жизненному образу готов, а не в том случае, если решить, что  Я - ГОТ и подгонять свои свои дела и поступки под это определение.
Вот. Т.е. первичны дела и поступки, а не то, кем ты себя считаешь и веришь во что-то или нет. Можно сказать, что я - джедай, но после этого я всё равно не смогу перемещать на расстоянии космический корабль и притягивать предметы. Вот если я буду притягивать предметы и делать прыжки через здания и вдруг узнаю, что обладателей этих способностей называют джедаями, то значит и я смогу себя назвать джедаем.
Сумбурно как-то получилось.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Злой сок »
Ну что, болваны и олухи?

Оффлайн Молот

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 164
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "Youri"

Было бы интересно рассмотреть ВЕРУЮЩИХ с точки зрения современной психологии или, точнее, некоторых распространенных в ней понятий.

И неверующих тоже интересно рассмотреть с позиции этих же понятий.

Цитата: "Youri"
Наблюдая некритичность верующих  по отношению к попыткам  найти основы психоанализа в библиях, ...я увидел, как верующие проявляют вид сопротивления, который можно охарактеризовать, как ИНТРОЕКЦИЯ.

Наблюдая некритичнсть неверующих, по отношению к попыткам найти основы веры в себе самом и в окружающем мире, я вижу тот же самый вид сопротивления, на который вы указываете, эту вашу - интроекцию.

То есть. Неверующие осуществляют интроекцию, относительно своего утверждения о наличии интроекций у верующих; а также относительно всего остального, что они утверждают о верующих. Также неверующие обладают мощнейшей интроекцией, относительно своих собственных мировоззренческих основ. Сознанием атеиста, утверждение "Бога нет", принимается a*priori - то есть до-опытно, до-доказательно, до-осмысленно; это утверждение воспринимается им, как неподвергемая сомнению аксиома, как нечто лежащее вне поля сомнения - полагаемое как аподиктическая истина, сама собой разумеющаяся (вспомним Марксово:"этого не может быть потому, что этого не может быть никогда). То есть психология догмата - тут наличествует в гораздо большей степени, нежели в случае с принятием сонанием религиозного догмата (религиозный догмат -  о б о с н о в ы в а е т с я). Так что, если взвесить атеистические и религиозные интроекции, то,боюсь, атеистические перевесят.

Цитата: "Youri"
Интроекция вообще очень характерна для догматических учений и основы свои имеет в одной из стратегий выживания, основанной на ИМПРИНТИНГЕ - т.е. запечатлении, когда однажды усвоенные стереотипы поддерживаются, как зарекомендовавшие себя,как полезные.
Совершенно верно. Именно, однажды усвоенные воспитанием и образованем атеистическо-материалитические установки, твёрдо запечатлеваются, и поддерживаются, как полезные. К примеру, этот  форум создан именно для поддержания атеистического мировоззрения, рассматриваемого, как наиверное, наилучшее, и наиполезное.

 
Цитата: "Youri"
Проекция же –механизм защиты, когда нечто, принадлежащее своему внутреннему миру приписывается внешнему миру – тоже очень круто участвует в создании религии.
:
Осмелюсь утверждать, что в создании религии, проекция не учавствует - вовсе (я говорю не о языческой мифологии, а о христианстве). А вот в создании атеистического мировоззрения, проекция учавствует активно.

Цитата: "Youri"
Но вот чем больше человек «увлекается» в этом процессе, чем в большей степени человек, перенося «свою часть» на другого, отчуждает ее от самого себя, перестает ее осознавать, как свою собственную

В этом смысле самая распространенная РЕЛИГИОЗНАЯ ПРОЕКЦИЯ – это ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ природы. Все религиозные системы, начиная с тотемных, это прямое следствие переноса, когда человеку чудится, что мир устроен так же, как устроено его ближайшее человеческое окружение, а сам мир относится к индивиду примерно так же как индивид относится к себе подобным.
К примеру – если мое племя устроено по принципу иерархии – то и «племя богов» - пантеон, тоже должен иметь главного бога и богов помельче.


Начнём с того, что вы отождествляете Бога, богов, и природу. Да, в язычестве, как в античном греческом, так и в шаманическом африканском, или славянском, между богами и природой не проводилась ясная грань. Язычество - пантеистично. Но даже на этой мифологической до-рефлективной ступени, язычество, тем не менее, и не сливает явно богов и природу, интуитивно переживая некую их разносущность. А на этапе рефлексии, эта вульгарная пантеистическая мифология, разбивается на первых шагах - первейшей задачей первых греческих философов было развенчание богов, то есть, преодоление вульгарной мифологии, в которой боги ссорятся, женятся, лгут, мстят.... Но это развенчание не сменяется утверждением о том, что Бога нет : б о г о в  нет, а Бог есть. Да, боги - это воплощение человеческих аффектов - но не Бог. И если мы говорим о Боге, а не о богах, то тут уже совершенно неуместны утверждения о каких-то проекциях в религии.

Конечно, проекцию, как кепочку, можно на многое набросить. К примеру, смотрит Петя на солнце, любуется, радуется, и говорит: "Какое же оно светлое и тёплое, наше солнце !"  - а психолог Федя даёт нам комментарий: "Зеркальная проекция ! Петя налагает на солнце то, чем хочет обладать сам; он чувствует в себе недостаток света, тепла, красоты... - вот и говорит, что солнце тёпло, светло, красиво..." -Или другой пример. Смотрит Петя на жабу, и говорит: "Фу какая гадость !" Психолог Федя ему на ухо: "Проекция катарсиса ! Ты, Петя, просто не хочешь признать, что ты, в сущности - жаба, вот и говоришь, что жаба безобразна."

Эти примеры показывают, что понятие проекции, можно применить к чему угодно; всё зависит от субъективного мастерства интерпритатора. И конечно, поднатужившись, его можно применить и к религии. Но если в отношении язычества, это ещё можно отчасти принять, то в отношении, скажем, христианства - это будет чистейшей воды произвол.

Возмём, к примеру, учение о человеке, как образе и подобии Божием. Атеист говорит: проекция. А почему он так говорит ? Да потому, что под его утверждением лежит догматически принятая установка "Бога нет". А раз Бога нет, а учение о человеке как подобии Божием есть - то откуда же оно взялось ?! -Проекция конечно, что же ещё ! -Но вот примем на миг противоположную догматическую установку "Бог есть" - тогда учение о человеке как подобии Божием, мы можем объяснять и из Бога, а не только из человека. И тогда никакой проекции нет. То есть, другими словами, утверждение о том, что учение о человеке как подобии Божием, суть проекция - утверждение в рамках атеистических догматических установок, которые признавая в системе "человек - Бог", лишь человека, из него и выводят данное учение. То есть это обычная форма догматического сознания, не предполагающая каких-либо объяснений, выходищих за рамки этого сознания.

А атеистическая проекция состоит в том, что атеист проецирует своё атеистическое миросозерцание на на действительность как таковую. И поскольку в субъективном мире атеиста Бога нет, то, по мнению атеиста, Его и в действительности нет; а раз так, то откуда же  взяться учению о том, что человек, это образ Бога ? –Об ответе не нужно и думать:человек, придумавший Бога, спроецировал себя на Него ! Логика простая. Логика кинопроектора. Почему ? Да потому что утверждение «Бога нет», истинно только в силу веры в его истинность, а не в силу безусловной его доказанности ; а стало быть, это утверждение, может обитать на законных основаниях, только в субъективном мире атеиста – а это, в свою очередь, означает, что если атеист делает утверждения о чём-то из религиозного мира, то он всего лишь осуществляет проекцию. То есть втискивает в религиозную жизнь, свои собственные о ней представления.

И что же возразит атеист на сказанное ? Он возразит: никакая это у меня не проекция – ведь Бога действительно нет. -И тут уместно спросить: а с чего это вы взяли, что Бога нет ? Из какой такой эмпирической очевидности, таковое утверждение следует ? -Да не из какой ! «Бога нет», с позиций атеиста, не потому, что это следует из того-то и того-то, как очевидность, а  потому, что в сознании атеиста, Его нет потому, что Его может быть никогда; Его нет, потому, что нет. Другими словами, атеист будет говорит о проекциях у верующих, и не видеть проекций своих собственных потому, что некритически и пассивно принял культурную установку о том, что Бога нет - принял на веру. И его критика теизма - это критика веры, с позиций - другой веры. А не с позиций какой-то там химерической объективности.

Той же природы и ваше утверждение о заповеди "поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой", как о профлексии. Будто позиция этой заповеди не может питаться простой любовью и сострданием к человеку !

Можно было бы ещё много писать, но я, увы, не располагаю временем; да и, признаюсь, подустал опровергать подобные вашим утверждения - все они давно опровергнуты в соответствующей литературе.

Характеризуя одним словом вашу статью, скажу - п с и х о л о г и з а ц и я. Тотальная психологизация. Подчинение конкретным психологическим  понятиям, всего без исключения, человеческого опыта; причём распознавание отдельных психологических феноменов, осуществляется путём совершенно произвольной интерпритации.
« Последнее редактирование: 04 Февраль, 2007, 17:07:24 pm от Молот »
Атеизм - это вера в то, что Бога нет.

Оффлайн Микротон

  • Заслуженный Афтар
  • ******
  • Сообщений: 5 175
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "Молот"
Да, боги - это воплощение человеческих аффектов - но не Бог. И если мы говорим о Боге, а не о богах, то тут уже совершенно неуместны утверждения о каких-то проекциях в религии.
<...>в отношении, скажем, христианства - это будет чистейшей воды произвол.
Да неужели??? Христиане так и не смогли выдумать одного бога. Мало того, что он у них триедин, так еще и дьявола к нему присовокупили, наделив последнего всеми атрибутами "злого" бога.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Микротон »
Люди всегда готовы помочь Богу совершить чудо. На свой, человеческий лад.

Оффлайн Злой сок

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 491
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #185 : 25 Январь, 2007, 08:20:31 am »
Цитировать
Сознанием атеиста, утверждение "Бога нет", принимается a*priori - то есть до-опытно, до-доказательно, до-осмысленно; это утверждение воспринимается им, как неподвергемая сомнению аксиома, как нечто лежащее вне поля сомнения - полагаемое как аподиктическая истина, сама собой разумеющаяся


А вот позвольте не согласиться. Я готов поверить, что бог есть. Я даже могу сделать кучу допущений, у меня фантазия хорошо работает. Но даже после этого обязательно находится что-то, что встаёт поперёк и соответственно наличие бога просто теряется. Или происходит просто неимоверное число допущений, которое переходит все границы или которые уже начинают противоречить сами с собой.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Злой сок »
Ну что, болваны и олухи?

Оффлайн NAVY

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 848
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "Молот"
Сознанием атеиста, утверждение "Бога нет", принимается a*priori - то есть до-опытно, до-доказательно, до-осмысленно; это утверждение воспринимается им, как неподвергемая сомнению аксиома, как нечто лежащее вне поля сомнения - полагаемое как аподиктическая истина, сама собой разумеющаяся (вспомним Марксово:"этого не может быть потому, что этого не может быть никогда"). То есть психология догмата - тут наличествует в гораздо большей степени, нежели в случае с принятием сонанием религиозного догмата (религиозный догмат -  о б о с н о в ы в а е т с я).

Хм... Однако... Пройдемся по пунктам.
1. в сознании атеиста аксиома "бога нет" - априорна и до-опытна. То есть с момента рождения мы все атеисты и знаем о том, что бога нет еще до получения знаний об окружающем мире. А потом нам, если повезет, доказываются религиозные догматы, а если не повезет - мы остаемся при первоначальных до-опытных атеистических убеждениях. Вообще, сильно сказано. А, простите, о многострадальной ТЭ мы тоже с рождения знаем и так до тех пор, пока какой-нибудь встречный креационист нас не просветит?
2. ну и те самые "доказательства" религиозных догм - отдельная песня. Текст библии и евангелия, допустим, доказательство весьма сомнительное. Труды "всятых отцов" - еще более сомнительное, особенно когда в одном труде цитируются все четыре противоречащих друг другу во многих местах евангелия. Цитируются выборочно, из одного - одно, из другого - другое, по принципу - что откуда удобнее для продвижения своей мысли...
3. вспомним Марксово... Ну и под занавес вопрос: а Маркса мы тоже "до-опытно" знаем?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от NAVY »
Марксизм - не догма, а руководство к ней А. Зиновьев

Оффлайн Молот

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 164
  • Репутация: +0/-0
Цитата: "Микротон"
  Христиане так и не смогли выдумать одного бога.... он у них триедин,

Для того, чтобы критиковать религию, уважаемый, нужно её сперва изучить. Представления атеистов о триединстве - это  в с е г д а  чудовещнейший примитив, от которого просто опускаются руки.

Ну и потом, вы сейчас просто выкрикнули бездоказательные утверждения. Вы сами обвиняете верующих, что они бездоказательны, но в то же время, то же самое делаете. Выкрикивать-то можно что годно: "Христиане выдумали Бога ! Христане выдумали диавола !" - а вы докажите, что они выдумали, а не вы выдумали, что они выдумали.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Молот »
Атеизм - это вера в то, что Бога нет.

Оффлайн Молот

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 164
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #188 : 25 Январь, 2007, 09:12:54 am »
Цитата: "Злой сок"

А вот позвольте не согласиться. Я готов поверить, что бог есть. Я даже могу сделать кучу допущений, у меня фантазия хорошо работает. Но даже после этого обязательно находится что-то, что встаёт поперёк и соответственно наличие бога просто теряется. Или происходит просто неимоверное число допущений, которое переходит все границы или которые уже начинают противоречить сами с собой.



Значит вы не атеист, а агностик. А то, что якобы "поперёк" - это легко разрешается, если подходить к вопросу глубоко и серьёзно. Свидетельство тому - присутствие в рядах верующих, серьёзных учёных, и великго множества образованных людей. Неверно было бы представлять верующих стадом баранов, нелепо верящих в нелепости и противоречия - такое представление было бы очень самонадеянным и мало соприкасалось бы с действтельностью.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Молот »
Атеизм - это вера в то, что Бога нет.

Оффлайн Злой сок

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 491
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #189 : 25 Январь, 2007, 09:58:55 am »
Цитата: "Молот"
Цитата: "Злой сок"
Я готов поверить, что бог есть.

Значит вы не атеист, а агностик. А то, что якобы "поперёк" - это легко разрешается, если подходить к вопросу глубоко и серьёзно. Свидетельство тому - присутствие в рядах верующих, серьёзных учёных, и великго множества образованных людей. Неверно было бы представлять верующих стадом баранов, нелепо верящих в нелепости и противоречия - такое представление было бы очень самонадеянным и мало соприкасалось бы с действтельностью.


Мне по-барабану атеист я или агностик. Я к определениям не цепляюсь. Свою позицию я называю атеистической. Кто как её ещё называет - мне почти всё равно.
Может я неясно выразился? Могу иначе сформулировать "я могу представить, что бог есть". Я могу представить, что инопланетяне ходят среди нас. Я могу представить, что вы - всего лишь компьютерный разум. Я могу много чего представить. Но это скорее связано не с верой-неверой, а с тем, что у меня богатая фантазия. Различайте эти понятия.
Если вы можете представить, что бога нет, ведь это не значит, что вы перестанете быть верующим. Вы просто придумаете кучу допущений, условностей, при наличии которых в вашем понимании бог будет отсутствовать. И после такого представления вы ж не перестанете ходить в церковь. Фантазия.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Злой сок »
Ну что, болваны и олухи?