Автор Тема: Статья М.Завалова "Психология зла"  (Прочитано 34730 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #60 : 07 Декабрь, 2006, 12:53:36 pm »
Цитата: "Youri"
Библия - уж точно психоанализ не проповедует!


А Вы читали статью Дж.Морана "Православие и современная глубинная психология"?

У Морана, например, есть такие слова:

"Существует очевидная связь между фрейдистской психологией и учением отцов-пустынников о “страстях”. Совпадения здесь ошеломляюще точны. Прочитав об удовольствии и боли сначала у св. Максима Исповедника, а затем у Фрейда, вы смогли бы почти без ущерба для смысла поменять местами их буквальные выражения. (Хорошую шутку можно сыграть с каким-нибудь лишенным чувства юмора фрейдистом: заменить слова Фрейда о “принципе удовольствия” на слова св. Максима и посмотреть, заметит ли он!) Я знаю православных, которых передергивает от Фрейда, но их наверняка передернуло бы и от столь же трезвой, разумной и довольно мрачной психологии страстей, без обиняков изложенной пустынными отцами-пустынниками.

Хотя описания, данные Фрейдом и отцами-пустынниками, и расходятся в ряде ключевых моментов, в очень многих отношениях они схожи. И тот, и другие видят человеческую природу поврежденной в самых глубинах; и тот, и другие видят не только нашу скрытность и лживость, но и то, с какой силой мы сопротивляемся тому, чтобы это признать. И тот, и другие видят, как еще менее мы склонны что-то делать, чтобы изменить это в себе, поскольку это повредило бы тот образ “я”, который мы постепенно воздвигли, и потребовало бы от нас исключительных усилий — вплоть до самоотречения. И тот, и другие видят, как мы используем мораль не только для защиты, но и для жестокой атаки на других при их падениях. (В словах о “бревне в глазу” Христос говорит о том же, что Фрейд называет “проекцией”.) И тот, и другие видят, как страсти порождают фантазии, а удовлетворение страстей включает наслаждение воображаемым сценарием, созданным фантазией. И тот, и другие видят фантазию как глубинный психический процесс, оказывающий огромное давление на разум и любые проявления самоконтроля, связанные с разумом."
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн Youri

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 148
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #61 : 07 Декабрь, 2006, 13:00:05 pm »
Цитировать
Ф. Василюк (Россия) .
ИСПОВЕДЬ И ПСИХОТЕРАПИЯ


сегодня  мне  хотелось бы поставить вопрос совсем в иной
плоскости:  что может опыт современной психотерапии дать нам
для дела исповеди и покаяния.

Вопрос  психологии  и  духовной  практики  не в том, чтобы
подвести  под  категорию, а в том, чтобы открыть личностный,
конкретный,  духовный  смысл  греха,  желательно  не называя
специально это грехом
. Мне  кажется,  что если у психолога на стене будет «прибито»  десять  заповедей  и перечисление всех грехов, то это  худшее,  что он может сделать, хотя мы в это верим.
Ну что сказать - если человек будет и дальше развиваться в этом направлении, то рано или поздно одним атеистом станет больше. :lol:
Хотя, вряд ли...

Цитировать
человек должен в своем опыте найти то, в
чем  он  реально  виноват,  т.е.  грех,  и появляются другие
перспективы:   исповедаться,  совершить  реальные  покаянные
действия,  изменить  что-то реально в себе. Человек поверит,
что   за  чувством  вины  не  просто  игра,  психологические
механизмы,   но   реальность.   Психология  обычно  призвана
защищать  тело  и  социум:  не  нужно,  чтобы  чувство  вины
проявлялось    вовне    (агрессия)    или   уходило   внутрь
(психосоматика),   поэтому   его  нужно  выразить.  Можно  в
воображении   развернуть   картины   воплощения:   отомстить
обидчику   и   пр.   Это  путь  хлыстовства,  когда  чувства
выражаются, и наступает душевное облегчение. Но какой ценой!
Получается, что душа «все стерпит».

Сомнительная позиция. Какая-то странная интерпретация перлзовской "ответственности перед самим собой". Как будто "реальные покаянные действия" своей целью не имеют "душевное облегчение". Я честно говоря, реальной разницы между неким "реальным действенным покаянием" и "психологическими механизмами картин воплощения" не вижу. Для разных типов вполне возможны разные подходы. Фактически Василюк предлагает закрепление действием, а обьясняет это тем, что как бы есть отдельно чувство вины и сама вина. Прям, сансара какя-то. Ясно же, что в итоге все равно все своидится к чувству вины, как единственной психической реальности.
Да-а-а... Я бы к такому психотерапевту не пошел бы точно!
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Youri »

Оффлайн Youri

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 148
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #62 : 07 Декабрь, 2006, 13:06:31 pm »
Цитировать
Существует очевидная связь между фрейдистской психологией и учением отцов-пустынников о “страстях”. Совпадения здесь ошеломляюще точны

То же самое можно сказать и о более древних источниках. Вся Иллиада -психологична. Там буквально все повествование про коварство и резиновость морали.
Совпадения и не могут не встречаться - поскольку в основе всего этого - человек с его психологическими закономерностями.
Math, успокойтесь, не надо из библии делать учебник психологии, социологии и квантовой физики!
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Youri »

Оффлайн SneakSnake

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 138
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #63 : 07 Декабрь, 2006, 13:12:11 pm »
Цитата: "math"
И тот, и другие видят человеческую природу поврежденной в самых глубинах; и тот, и другие видят не только нашу скрытность и лживость, но и то, с какой силой мы сопротивляемся тому, чтобы это признать. И тот, и другие видят, как


И тот, и другие говорят словами, имеют две руки, две ноги и хво... тьфу, голову :)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от SneakSnake »

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #64 : 07 Декабрь, 2006, 13:16:00 pm »
Цитата: "Youri"
Math, успокойтесь, не надо из библии делать учебник психологии, социологии и квантовой физики!


А так хочется: тут, на форуме, атеисты в Библию, вроде бы, хотя бы заглядывают, а вот учебники психологии, социологии и квантовой физики, похоже, не открывали (за редким исключением). Так хочется людей хоть немного просветить!  :D
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн math

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 159
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #65 : 07 Декабрь, 2006, 13:21:38 pm »
Цитата: "SneakSnake"
И тот, и другие говорят словами,


Лично я говорю не словами а предложениями, иногда односложными. Иногда - языком.

Александру Блоку на экзамене в Университет (филология) задали вопрос: из чего состоят стихи? Он не смог ответить, завалил экзамен. (Правильный ответ: стихи состоят из строф).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от math »
Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом... представляет собой идеологию. Ее можно преподавать лишь тем, кто решит сделать этот предрассудок своим собственным. Фейерабенд

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #66 : 07 Декабрь, 2006, 14:42:09 pm »
Цитата: "math"
Христианам статья говорит: то, что для вас стало слишком привычным, и поэтому вы об этом не задумываетесь, можно выразить вот такими непривычными вам словами. Может, это поможет вам заново увидеть свои проблемы и начать их решать.
Зло, в христианском понимании, есть недостаток, или дефект в благой сущности. Это как ржавчина на железе, или гниль на дереве. Это изъян в благих вещах, но это не вещь (сущность) сама по себе. Зло подобно ране на руке, или проеденным молью дыркам в одежде. Оно существует только в другои, но не в самом себе. :wink:

Цитата: "math"
(из статьи) На христианском языке это можно назвать групповой гордостью — которая удобно сочетается с верой в свою ортодоксальность и, следовательно, избранность, т. е. надежно защищена от коррекции. Ощущение, что все внешние люди похуже Нас, создает психологию секты, закрытость, отрывает от реальности и способствует расцвету мифологии и предрассудков касательно Их.

Такая точка зрения есть просто незнание зристианства. Христианство никогда не утверждало и не утверждает, что мы лучшие, что окружающие нас люди хуже нас. Христианство говорит о том, что мы спасены незаслуженно, по милости, а вовсе не за заслугам. Апостол Иаков пишет, обращаясь к служителям Церкви, о том, чтобы немногие стремились стать учителями (священниками), ибо таковые, по его мнению, подвергнуться большему осуждению, ибо для них становится больше поводов и возможностей для преткновения. :(
« Последнее редактирование: 07 Декабрь, 2006, 15:20:12 pm от Anonymous »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #67 : 07 Декабрь, 2006, 15:12:38 pm »
Цитата: "Youri"
Только вот если мы начнем последовательно анализировать психологические основы веры, то религия для верующего станет достаточно абсурдным занятием.
Достаточно самонадеянное заявление. :lol: Даже папа психоанализа Фрейд, хотя и был атеистом, находил в религии некоторые положительные черты. Он признавал, например, в "Моисей и единобожие" что 1) в религии, безусловно, содержится некая истина; 2) собственно говоря, некоторые религии могут быть полностью истинны, и это невозможно окончательно опровергнуть; 3) если бы религия оказалось истинной, она бы имела величайшее значение; 4) существует чувство зависимости, на котором основана религия и которое испытывают все; 5) религия дает людям великое утешение; 6) такие цели религии, как всеобщее братство и облегчение страданий, хороши и правильны; 7) исторически, религия составляет самую важную и весомую часть культуры. Фрейд даже признавал, что его мнение о религии может быть совершенно несправедливым, хоть и твердо его придеоживался. :wink:

Цитата: "Youri"
Тем меньше в итоге останется верующих. :lol:

Пока в России другая тенденция: при общей приостановке прироста верующих, в процентном соотношениии возрастает количество верующих с высшим образованием (в отличии от прошедших десятилетий). :wink:
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн SneakSnake

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 138
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #68 : 07 Декабрь, 2006, 15:47:30 pm »
Цитата: "math"
Лично я говорю не словами а предложениями, иногда односложными. Иногда - языком.

А щас - пальцами. Оттопыренными на клаве :D
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от SneakSnake »

Оффлайн Youri

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 148
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #69 : 07 Декабрь, 2006, 18:39:23 pm »
Цитировать
Даже папа психоанализа Фрейд, хотя и был атеистом, находил в религии некоторые положительные черты.

А кто спорит, что в религии есть положительные черты. В коммунизме тоже не все было плохо. Только вот чем менее архаичным становится общество, тем очевиднее тормознутость этого явления.
Меня вот смущает Ваша интерпретация Фрейда
1) в религии, безусловно, содержится некая истина;
3) если бы религия оказалось истинной, она бы имела величайшее значение;

Вы-то сами читали данную работу? Я вот не читал, но что-то сильно сомневаюсь, чтоб такой умный человек смог допустить такое противоречие.
Ссылочку не подкинете?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Youri »