И где тут невежество? Про Кришну и Камсу - правда, про исцеление Асклепием путём нанесением слюна на глаза - тоже может быть правдой, может, ещё одно-два правдивых утверждения есть, а в остальном всё может быть компенсировано уверенностью, с которой это всё излагается.
Компенсировано уверенностью? Вот этого я от Вас не ожидал. Геббельс бы рыдал.
Один человек, хорошо разбирающийся в древней истории (особенно древнегреческой) написал довольно детальный разбор по этому поводу:
1. Что автор знает о Мардуке? Как осёл связан с Мардуком? Кто убил Мардука? Может, речь идёт о Думузи (Таммузе), а не о Мардуке - главе вавилонского пантеона богов? Если, всё-же, о Думузе (боге умирающей и воскресающей природы), то каким он образом спасал собственной смертью свой народ? Он категорически отказывался и боялся умирать. Но его сестрица Инанна "подставила" его.
Неуч раз.
2. По воде ходил Орион. Пелены сбрасывал Гермес (он в младенчестве обокрал Аполлона). В пещере также родился Гермес (в гроте своей матери, нимфы Майи, на горе Киллена). Гроб к Дионису никак не связан. Известно, разве что, что в ОРФИЧЕСКОМ культе (а это далеко не общепризнанные, маргинальные религиозные воззрения сектантов) Дионис был растерзан титанами.
О семитском Адонисе практически ничего не известно (Птолемей Гефестион сообщает, что он стал андрогином, т. е. мужедевой, ради Аполлона и Афродиты). Основная версия - Адонис это одна из форм имени высшего божества семитов (рдна из форм имени Яхве - это Адонаи, т. е. "Господин"). В мифе об Адонисе, как он дошёл до нас в греческой версии прослеживается сюжет общечеловеческого мифа о боге "умирающей и воскресающей природы". Возможно, греки в семитском культе Ваала, одолевшего бога смерти Мота усматривали зёрна мифа такого рода. Или, быть может, миф об Адонисе и Афродите, и о ревности Ареса, это некий недошедший до нас сюжет семитского мифа, сохранившийся для нас лишь в своём греческом варианте. Гигин (Мифы 251) сообщает, что по просьбе Афродиты Адонис действительно воскрес (ср. миф о Ваале, Моте и Ашерат); в другом месте (Астрономика 2.7) он сообщает, что Прозерпина и Венера спорили на суде Зевса, кому из них должен достаться красавчик Адонис, убитый вепрем, и Зевс решил, что каждая из них должна была держать его по полгода. Согласно Цицерону (О природе богов 3.21-23) Адонис был мужем Астарты (значит, Астарта это и есть в греческом варианте Афродита). Тут - всё что известно об Адонисе:
http://www.theoi.com/Olympios/AphroditeLoves2.htmlНеуч два.
3. Аттис. Это фригийский бог умирающей и воскресающей природы. Вот всё, что о нём известно:
http://www.theoi.com/Phrygios/Attis.htmlГреческий вариант мифа говорит, что двуполой богине-гермафродиту Агдистис боги, из страха перед ней, удалили фаллос. Агдистис обратилась тогда Кибелой (знаменитой фригийской Великой Матерью Богов). В том месте, где его (фаллос) погребли, проросло миндальное дерево. Изведав плод дерева, нимфа, дочь реки Сангария, забеременела, а впоследствии родила сына, прекрасного Аттиса. Кибела влюбилась в юношу. Когда Аттис вырос, он был отправлен родственниками свататься к дочери царя Пессинунта (город у подножия горы Агдистис). На свадьбе, когда уже была исполнена свадебная песня, пред ним предстала влюблённая в него богиня Кибела. Аттис немедленно сошёл с ума, и в исступлении отсёк свои половые органы (лидийский поэт Гермесианакт считал, что Аттис родился уже евнухом) - то же самое сделал его предполагавшийся тесть. Кибела пожалела Аттиса за то, что сделала с ним, и уговорила Зевса сделать его тело нестареющим. Согласно пергамцам Аттис был погребён в Пессинунте, у подножия горы Агдистис (рассказано по Павсанию).
Несколько иначе излагает этот миф Овидий (Фасты 221-244):
221 «А как, — спросил я, — себя изувечить
Дикий явился порыв?» Муза ответила так:
«Отрок фригийский в лесах, обаятельный обликом Аттис
Чистой любовью увлек там башненосицу встарь.
225 Чтобы оставить его при себе, чтобы блюл он святыни,
Просит богиня его: «Отроком будь навсегда!»
Повиновался он ей и дал ей слово, поклявшись:
«Если солгу я в любви — больше не знать мне любви!»
Скоро солгал он в любви; и с Сагаритидою нимфой, 230 Быть тем, кем был, перестал. Грозен богини был гнев:
Нимфа упала, когда ствол дерева рухнул, подрублен,
С ним умерла и она — рок ее в дереве был.
Аттис сходит с ума, ему мнится, что рушится крыша;
Выскочил вон и бежать бросился к Диндиму он. 235 То он кричит: «Уберите огонь!», то: «Не бейте, не бейте!»,
То он вопит, что за ним фурии мчатся толпой.
Острый он камень схватил и тело терзает и мучит,
Длинные пряди волос в грязной влачатся пыли.
Он голосит: «Поделом! Искупаю вину мою кровью! 240 Пусть погибают мои члены: они мне враги!
Пусть погибают!» Вскричал и от бремени пах облегчает,
И не осталося вдруг знаков мужских у него.
Это безумство вошло в обычай, и дряблые слуги,
Пряди волос растрепав, тело калечат себе».
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1281474987#s220Варианты мифа не важны. Но интересен факт, что и служители культа Аттиса увечили себя тем же способом (лишая себя гениталий).
Но никаких прощальных тайных вечерь с учениками, обряда крещения водой, трёхдневного пребывания умершим или обращения воды в вино - и вообще, дальнейшего якобы воскресения Аттиса.
Неуч три.
4. Откуда знание методики излечения слепоты Асклепием?
5. Дионис не рожался в хлеву. Семела родила его в царском дворце отца в Фивах (преждевременные роды). Когда Семела сгорела в божественном блеске явившегося ей в своём всесилии, с мечущимися кругом молниями, Зевса (по её же собственной просьбе - её подговорила ревнивая Гера), царь богов сам доносил Диониса в собственном бедре. Разрешился (если это так можно назвать - Лукиан самосатский так это и именует) Зевс Дионисом также не в хлеву - одно время младенец Дионис пребывал в пещере в Нисе, между Финикией и Египтом. В большинстве вариантов, Зевс и Семела родили Диониса занимаясь сексом (напр. Первый Гомеровский Гимн Дионису; Двадцать Шестой Гомеровский Гимн Дионису; Гесиод, Теогония 940; Аполлодор, Мифологическая Библиотека 3.26).
http://www.theoi.com/Olympios/DionysosMyths.html#Гермес также не рожался в хлеву. Скорее всего он родился в пещере своей матери, нимфы Майи, на горе Киллене. Гесиод, Астрономия фр. 1 говорит, что Майя родила Гермеса Зевсу в Килленских горах. Аполлодор, Мифологическая Библиотека 3.112 говорит, что Майя родила Гермеса от Зевса в пещере на горе Киллене:
http://www.theoi.com/Olympios/HermesMyths.html#BirthНеуч четыре.
Насчёт Гора также не припоминаю, чтобы он в хлеву рождался. Помню, Исида зачала его от умершего но забальзамированного трупа Осириса. И что пряталась с новорожденным Гором от Сета. Но чтобы в хлеву рожала - не припоминаю. Хотя и не исключаю. Помню, Исида служанкой работала в Сирии у местного царька. Может быть там... Но по мифу Исида родила Гора в болотах Дельты Нила, где пряталась от гнева Сета, своего брата.
6. Майя звали мать не Митры, а Гермеса. Неуч (в пятый раз)... В Ведах Митра - сын Адити. У иранцев матерью Митры была Анахита (в митраизме Митра рождён от камня - заметьте).
Опять неуч. Уже 6 полных раз (первый раз за индусов, второй раз - за иранцев).
7. Кришна и сам был из племени пастухов ядавов. Хотя миф о рождении Кришны - ещё более чудесный, чем легенда о рождении Христа - ничуть нам не напоминает христианства. Этот рассказ из известной книги "Три Великих сказания Древней Индии", раздел "Сказание о Кришне" целиком и полностью достоин доверия, и построен на библиографических данных. Дарю:
http://mahabharata.ru/bpte_04_rozhdenie_krishny.htm#Ни пастухи, ни звездочёты не являлись к младенцу Гору на поклон. Что касается деталей рождения Митры, то хотелось бы узнать, откуда Невзоров их черпает.
Мне кажется, неуч семь...
8. При рождении Кришны истреблять всех младенцев в округе Канса не стал. Он что - умышленно фальсифицирует и занимается подлогом? Неучь восемь...
9.
- Не все эти боги умерли. И не все они умерли во имя чего то. Гор не умирал, Мардук не умирал, Митра не умирал (сюжет о смерти и возрождении в Митраизме появился лишь со временем - скорее всего под влиянием растущей популярности Христианства, а не наоборот, и речь идёт скорее о смерти и возрождении адептов Митраизма благодаря своему благоверию и через Митру, а не его самого), Гермес не умирал. Дионис умирал только в орфическом мифе.
http://www.sacred-texts.com/cla/pr/pr08.htmAllegations of an early Christian dependence on Mithraism have been rejected on many grounds. Mithraism had no concept of the death and resurrection of its god and no place for any concept of rebirth--at least during its early stages . . . During the early stages of the cult, the notion of rebirth would have been foreign to its basic outlook . . . Moreover, Mithraism was basically a military cult. Therefore, one must be skeptical about suggestions that it appealed to nonmilitary people like the early Christians.
R. Nash, Christianity and the Hellenistic World as quoted in Norman Geisler, Baker's Encyclopedia of Christian Apologetics, Grand Rapids: Baker Books, 1999, p. 492.
While there are several sources that suggest that Mithraism included a notion of rebirth, they are all post-Christian. The earliest . . . Dates from the end of the second century A.D.
Bill Wilson, compiled by, The Best of Josh McDowell: A Ready Defense, Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1993, p. 167.
- Не все они воскресали, умерев - Аттис не воскресал.
Не все они воскресали во имя спасения людей. Адонис, если и воскрес (о том пишут далеко не все авторы), то воскрес только благодаря любви Афродиты, чтобы подарить ей утешение.
- Не все эти боги ходили по воде. На самом деле никто из них по воде не ходил.
- Не все эти боги родились в пещере или в хлеву. Например Кришна (родившийся в тюрьме), Дионис (родившийся от Семелы во дворце её отца Кадма), Аттис и Адонис (вряд ли родившиеся в хлеву или в пещере - и вообще о том никто не сообщает).
- Не все матери были девственницами, и не везде имеем девственное рождение. Мать Митры Анахита, судя по всему, была девой. Но ей не была Селена, мать Диониса. И ей не была Исида, мать Гора (изрядно позанимавшаяся сексом с трупом Осириса, чтобы зачать - для этого она прибегала к магии). И ей не была Майя, мать Гермеса. И ей не была Смирна, дочь Кинираса (родила же она ребёнка от неестественной любви к собственному отцу, к которому являлась тайно и под покровом ночи, утоляя свою похоть). И ей не была мать Асклепия (в самом популярном мифе - Коронида, любовница Аполлона... одна из многих...). Мать Мардука зачала его от бога мудрости Эйя. Вряд ли она сохраняла при этом девичью чистоту.
- Исцеляли они не все. Адонис и Аттис не исцеляли.
- Адонис не летал. Аттис мог летать - на колеснице Кибелы (Ноннос, Дионисиака).
- Богатство и власть предлагались не всем. Гору пришлось за них бороться против Сета и консервативно настроенных богов. Мардуку для приобретения власти пришлось одолеть свирепую Тиамат, прародительницу богов (она ничего не обещала ему в случае если он отступит - его стимулом было то, что Тиамат угрожала поглотить всех богов... и его в т. ч.). Гор и Мардук были награждены за свой успех в борьбе. Гермесу и Дионису тоже никто ничего не обещал. Никто не обещал ничего и Аттису с Адонисом, или хотя бы Таммузу. По-моему, Канса ничего не обещал и Кришне. Да и что он мог пообещать всесильному богу? Асклепию тоже никто ничего не обещал.