Приведите, пожалуйста, цитату из работы Девида Ролла, из которой следует, что культ Йахве был распространен на Ближнем Востоке.
Кот, а самому в облом посмотреть статью? Там есть высказывания и характеристика.
Мой аргумент таков - во всей библии нет следов того, что Йахве умирал и воскресал - и в ранних и в поздних текстах. Поэтому я не вижу оснований считать это представление поздним.
Вы не забывайте, сколько раз Библия была отредактирована!
"
Да, религия Израильтян многое позаимствовала из ханаанейских культов. Однако, это не основание считать, что после поселения в Ханаане израильтяне забыли свою исконную пустынную религию и заимствовали все у местных народов.
Только я вчера выключил компьютер и вышел с работы, сразу вспомнил, как называлось то племя, которое могло дать ивритам бога Яхве -
кейниты, у которых существовал культ божества
Й-Х-В-Х, тем более что проживали они в той самой синайской пустыне, где, как логично предположить, и было "явление" Моисею и заключение "Завета". А если так, то нужно учитывать мощнейшее религиозное влияние, которое оказывал Ханаан на территорию вокруг Палестины. Этой версии придерживается и Сесиль Рот. Вспомните, как быстро мигрируют и преобразовываются боги в древнем мире! Стоило только наладить торговые пути греков и хананейцев, как был совершен взаимообмен богами - например, в Тире стали праздновать культ Мелькарта (греческого Геракла). А широкое распространение культа Ваала по всему Ближнему Востоку? Учитывая все это трудно предположить, что мог существовать какой-то локальный, изолированный культ строго ивритского Яхве.
А вот что пишет К.Армстронг:
"Но кто такой Яхве? Поклонялся ли Авраам тому же Богу, что и Моисей, только под другим именем? Сегодня этот вопрос имеет первостепенное значение, но Библия на удивление туманна и дает на него противоречивые ответы. J утверждает, что люди поклонялись Яхве начиная еще с внуков Адама8, но позднее, в шестом веке, Р дает понять, что израильтяне даже не слышали о Яхве, пока тот не открылся Моисею в Неопалимой Купине. Устами Р Яхве объясняет, что Он – действительно тот же бог, что и бог Авраамов, хотя здесь тоже встречается противоречие: Он говорит Моисею, что Авраам называл Его "
Бог всемогущий" (
Эль-Шаддай), а божественного имени "Яхве" не знал9. Такие тонкости, впрочем, не особенно волновали тех, кто писал и правил Библию. J неизменно называл своего бога "Яхве", ведь к тому времени, когда он взялся за перо, Яхве уже навсегда стал Богом Израилевым – это и было по-настоящему важным. Религия израильтян была прагматичной, и мало кто тогда интересовался умозрительными мелочами, которые заботили бы нас. Не следует также считать, будто Авраам или Моисей верили в своего Бога точно так же, как верят теперь. Мы настолько свыклись с библейским повествованием и последующей историей Израиля, что склонны приписывать свои познания о более позднем иудаизме даже самым древним историческим персонажам. Принято, например, полагать, будто три израильских патриарха – Авраам, его сын Исаак и внук Иаков – верили только в одного бога, но на самом деле это сомнительно. Скорее, они были древнееврейскими язычниками и разделяли множество религиозных представлений с соседями из Ханаана, то есть верили в существование таких божеств, как Мардук, Ваал и Анат. Более того, они, возможно, вообще не поклонялись одному и тому же богу: не исключено, что Бог Авраамов, "страх" Исаака и "мощный Бог" Иакова были совершенно разными божествами."
Бог Авраама в Библии открылся тому под именем
Эль-Шаддай, "
Бог Горний". Конечно, это позднее редактирование, но именно так принято было величать хананского Илу. И это тот самый бог, которого Вы называете "пустынным". Был ли тот пустынный бог тепершним Яхве? В этом нет уверенности, но предания старины побудили евреев смешать их с новопроиобретенным "Йове-Яхве".