Нет, верующие - это не маразматики. Это просто ловкие мошенники.
Видите ли, теологи прошлого всегда образовывали некую узкую субкультуру, совершенно оторванную от реальной, трудовой жизни Средневековья. Крестьяне обеспечивали их прибавочным продуктом, феодалы защищали, а клирики рангом пониже убеждали первых и вторых работать на них и защищать их. В итоге получается именно субкультура, со своим мироощущением, сленгом, заморочками (зайдите на любой "диаконический" форум РПЦ - там это очень хорошо представленно; на одном, помнится, долго обсуждали вопрос: в какого размера трусах поп может купаться в водоеме на глазах паствы?) И в своих сочинениях они не выходили за пределы своей субкультуры (как схоласт повторял за древним автором, что Каспийское море впадает в Северный океан, хотя все купцы уже давно знали об обратном). Когда они заявляют "человек - это..." или "ми веруем..." (как с ужасным "чухонским" акцентом проповедовал питерский настоятель Морского николо-богоявленского собора Богдан Сойко), они ведь себя имеют в виду, свою субкультуру. На кой хрен им знать, что Каспийское море не впадает, или что Земля вокруг Солнца вращается - их все равно накормят. Такая негативная эволюция (им не надо было развиваться; наоборот, чем невежественнее был поп, тем представительнее: сомнения не мучили). Я, разумеется, не буду отрицать "роли деятелей церкви в науке" - разумеется, времен Абеляра и Элоизы. Но раз на раз не приходится. Поп-диссентер Джозеф Пристли внес колоссальный вклад в химию (кислород, углекислый газ), а что вложил Флоренский? Что Земля неподвижна, а Солнце по небу ходит? Но живая жизнь (как сказал бы Вересаев) текла мимо них, и быть им этакой субкультурой, если б не всеобщая грамотность. Тут прав Вл.Соловьев (из XIX века) - "средневековье - компромисс между язычеством и христианством", а уж с печатным станком церковь!.. Если раньше попы запугивали верующих устно (и это куда менее действовало), то потом началось "воцерковление" (православный вариант марксова "превращения мирян в попов") через всеобщую грамотность. Естественно, только грамотный человек будет всерьез думать о "греховности телесного общения" (С.Лем) и принимать меры во избежание. Когда смотришь на "повседневную жизнь средневековых людей", больше всего удивляет колоссальная дистанция между их "теорией" (прокламируемыми религиозными ценностями) и "практикой" - образом жизни. Например, Михаил Федорович Романов первый раз официально женился в возрасте 28 лет (догадайтесь с трех раз, как складывалась его личная жизнь до этого возраста). Но попытка насадить невежество с помощью печатного станка успехом не увенчалась - просто субкультура расширилась до размеров некоей общины, которая пытается играть в религию. Другое дело, что если целая страна (Испания второй половины XVII века, например) начинает всерьез играть в религию, это вполне оборачивается регрессом. Но в целом мало тормозит человечество.