"Диалог о творчестве дъякона А.Кураева" на форуме
www.izvestia.ru Albor
--------------------------------------------------------------------------------
Уважаемые господа!
Давно хотелось обсудить деятельность, творчество и публикации дьякона Кураева.
Почему "Известия" предоставляют ему в таком объеме свои страницы?
Импульсом для обсуждения послужила статья
09:52 18-02-2003 Саратовских студентов продолжают приобщать к религии
http://izv.info/community/news39740 Для обсуждения даю ссылки по критике Кураева:
Лутай С., Зайцев К., Борисенко М. "Мракобесие для простаков, или как один диакон искал сатанизм в буддизме, теософии и Учении Живой Этики" (критический анализ книги диакона А.Кураева «Сатанизм для интеллигенции»), 1999.
http://www.yro.narod.ru/zaschitim/luzabo.htm и т.д.
--------------------------------------------------------------------------------
Урал
-------------------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
Высокопреосвященнейшему Викентию,
Архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому
Копия: Полномочному представителю Президента РФ
в Уральском Федеральном Округе Латышеву П.М.
Уважаемый Владыка Викентий!
Пишет вам совершенно светский человек, Вержболович Таисия Алексеевна. Мне 51 год. У нас с мужем четверо детей - студентов и уже работающих. Внуков пока нет. Поводом к этому письму послужили лекции дьякона Кураева.
Атеистическое воспитание совместно с возникающими время от времени отрицательными явлениями в церковной жизни не позволяют мне считать Церковь единственно верным способом достижения нравственности и духовности.
Почему же меня осенила мысль написать именно Вам? Может быть, потому, что в душе сохранилась еще память походов с бабушкой в деревенскую Церковь, красота икон и церковного пения. С теплотой думаю о некоторых выступлениях священников по телевидению.
Все осознают, что общество нуждается в моральном спасении. Государство и Церковь предлагают осуществить это через изучение в школе православной культуры. Разумеется, простое перечисление культурологических фактов вряд ли обеспечит духовное преображение детей. Эти факты обязательно придется интерпретировать в рамках какого-то мировоззрения.
Так вот, главный вопрос: кто же будет интерпретировать, и в каких рамках?
Вероятно, по стране сейчас проходят дискуссии по поводу преподавания религии в школе. Я не слышала этих дискуссий. Слышала только два мнения: министра образования Свердловской области Нестерова и лектора дьякона Кураева.
Тут позвольте сделать небольшое отступление.
В разгаре перестройки, когда мои дети еще учились в школе, одноклассники-сектанты, принялись усиленно заманивать их в свои секты. Наконец я согласилась, чтобы они туда пошли, но только со мной. С дочерью-десятиклассницей мы посетили собрание секты "Новая жизнь". Дикие оргии с музыкой и плясками, истошные выкрики пастыря, массовый психоз зала, пластмассовые ведра, пущенные по рядам и переполненные деньгами…
С сыном довелось нам сходить в секту "Благодать", где маленький кореец-пастырь благополучно делал свой маленький бизнес, даже не зная русского языка. Те же оргии с музыкой и плясками, те же переводные американские речевки, отличие только в том, что здесь в программу еще входили слащавые объятья прихожан друг с другом и бесплатное чаепитие.
Вообщем, все увиденное и проанализированное навсегда отвратило моих детей от такого явления, как подобные бизнес-секты.
Но в выступлениях православного дьякона Кураева к удивлению своему я уловила нечто родственное услышанному в этих сектах, в обрывках проповедей каких-то американских проповедников с телеэкрана. И поняла - это похожие методы воздействия на слушателя: грубый натиск, эпатаж, заготовленные, проверенные клише, беззастенчивая эквилибристика понятий.
Итак, мне довелось услышать дькона Кураева трижды: 9 декабря - лекцию "Женщина в церкви", 10 декабря - выступление на конференции "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма", и 11 декабря - лекцию "Школа и церковь". Аудитории разные: высокая трибуна конференции, где столько представителей церковной и светской интеллигенции, и трибуна дома культуры. Но принцип общения практически один: грубые выражения в адрес отдельных лиц, ругательные слова, слэнг, анекдоты… Разве это речь священника? Он неоднократно повторял, что надо говорить языком слушателя. Так это сквернословие он считает нашим (слушателей) языком?
В зале сидело много молодежи, в том числе семинаристы - будущие духовные пастыри. И этот бескультурный человек взял на себя миссию нести духовность людям! Причем, не только в провинции, наездами, но и преподавая студентам в столичном вузе.
Наверное, студентам нравится его слушать. Ведь он говорит доступным языком транспорта, улицы, телевизионных ток-шоу. Низменное легче зацепить низменным. Но важнее же Высшее в человеке разбудить высшим! Правда, это тяжелее.
Помимо формы выражения мировоззрения изумляет и суть его. Например, понятие шовинизм имеет совершенно четкий общепринятый смысл. Кураев пытается его перетолковать, указывая, что, например, Пушкин в России изучается более полно, чем Данте. Хочу привести небольшую цитату из лекции «Школа и церковь» (точность постараюсь соблюсти): «МГУ финансируется из госбюджета отдельной строкой. МГУ - не ПТУ. Также и религии. Научись хотя бы больших не обижать, потом уже меньших. Хай поднимется, если предложить православие поставить на госбюджет».
Дьякон утверждает, что другие религии - грех. И хотя он добавляет, что люди, исповедывающие другие религии - не грешники, как-то мало верится, чтобы он любил их наравне с православными.
Да любит ли он вообще кого-нибудь? На лекции "Женщина в церкви" он, приведя множество «доказательств», сделал вывод (дословно): «Православная женщина - приходская ведьма». В зале находилось много женщин в платочках. Как они это слушали?!
Или вот история из педагогического опыта Кураева, рассказанная им 11 декабря. Урок 12-летним девочкам в школе он посвятил живописанию трудностей, гадостей, грязи беременности и кормления грудью. Не упомянул дьякон, а рассказывал ли он им о чуде чистой любви, и о чуде рождения ребенка, и о счастье его кормления и воспитания? Но, очевидно, он очень гордится тем, что эти девочки, встретившись на перемене с мальчиками-одноклассниками, заявили им (передаю слова Кураева): «Ну, мужики, мы и не знали, что вы такие сволочи!» (Я прошу прощения, что вынуждена писать такие слова на бумаге).
Что же этот человек принес в школу на этом уроке?
Он учил стремиться к красоте отношений, сочувствию, бережности друг к другу? Стойко сохранять душевную чистоту и жить в радостном ожидании любви?
Нет, боюсь, его урок дал один результат - разрушение: ненависть, страх, брезгливость к противоположному полу, к зачатию, рождению детей. Я не изучала богословия и не могу подтвердить свои мысли цитатами из религиозных книг. Но я уверена, что религия должна призывать к любви, а не наоборот.
Иначе она человечеству не нужна.
Разрушать есть кому и без религии.
Уважаемый Владыка! Конечно, я могла бы все изложенное в этом письме, пережить, передумать сама или обсудить со своею семьей, друзьями и знакомыми. Повозмущались бы, да и забыли благополучно. Но ведь этот дьякон идет в народ под эгидой государства и с благословения, видимо, Церкви. Ведь 11 декабря перед началом лекции весь зал встал, люди, стоя, молча приветствовали его, хотя в эти три дня он ни разу не поздоровался с аудиторией. Я не встала, может быть, одна во всем зале. Я бы поняла, если бы люди поднялись, чтобы почтить память героев, перед президентом, перед Патриархом всея Руси… Принял он это как должное. И начал речь с ругани и с армянского анекдота.
Так вот, главный мой вопрос разделился на два вопроса.
Неужели дьякон Кураев - лицо православной церкви?
Неужели моим внукам в школе будут преподавать «кураевское» православие?
С уважением, Вержболович Таисия Алексеевна,
17 декабря 2002 г.
P.S.: Если Вас затруднит ответ на это письмо, не отвечайте. Но, я полагаю, важно и полезно знать реакцию того, к кому обращаются.
* * *
От редакции: Мы ко всем религиям и верованиям проявляем толерантность, если в них не происходит античеловеческих или иных больных явлений. Но особое уважение, в связи с его большим историческим значением в истории России, у нас вызывает православное христианство. Поэтому тем более неприятно узнавать темные бытовые стороны церкви, которую хочется видеть в роли духовного пастыря народа в возрождении духовности в России, но на таковую роль она, эта церковь, пока еще не тянет. Поэтому, вероятно, преждевременно в государственном порядке навязывать народу такое образование. Может получиться только хуже.
Российский культурный портал “Золотые врата Урала” (ЗоВУ).
http://www.zovu.ru/aum/vta.htm --------------------------------------------------------------------------------
Strannik
--------------------------------------------------------------------------------
С диаконом Андреем Кураевым я лично не знаком, поэтому могу обсуждать лишь его книги. С моей точки зрения, его творчество крайне необходимо и церкви, и мирянам. Это видно даже по критике - если в России человека поносят и свои, и чужие, значит, делает он что-то действительно нужное.
Легче легкого прицепиться к человеку за слова, сказанные в горячке спора, и обвинить во всех смерных грехах. Еще легче извинить себя самого за нежелание и неспособность понять другого. И, безусловно, как человек батюшка Андрей совершал и будет совершать ошибки, за которые его будут поносить - все, кому лень самому ВСЕРЬЕЗ разобраться с явлениями нынешнего времени и веры.
И крайне трудно в наше время пытаться осмысливать и отстаивать ценности православия.
А.Борисенко
--------------------------------------------------------------------------------
Кураев отстаивает отнюдь не ценности Православия. На основе Православия он явно стремится создать новое "вечно живое" учение, которое будет много хуже, чем предыдущее.
Если Вы читали Кураева, то неужели же Вы согласны с его позицией, будто бы все религии и философии кроме православия являются ... "сатанизмом"?
Это очень хитрый человек. Давно наблюдаю, с какой ловкостью он манипулирует текстами и запутывает читателя.
Предлагаю Вам православную притчу. Она - о Кураеве.
«Однажды в церкви шла проповедь. И зашел в храм прозорливый старец. И увидел, что проповедь читает бес в образе батюшки. Попробую-ка я уличить его, - решил старец. Ведь рано или поздно бес обязательно станет говорить что-то неправославное. Но проповедь продолжалась, а бес так ни разу и не ошибся.
Наконец, проповедь закончилась. Подошел старец к бесу и говорит: «Я узнал тебя. Ты – бес. Почему же ты все говорил по-православному и нигде ничего не исказил. В чем же твоя хитрость?». Улыбнулся польщенный бес и ответил: «Я говорил с холодным сердцем. И ни один из тех, кто меня слушал, не станет выполнять то, о чем я им рассказывал».
--------------------------------------------------------------------------------
Филолог
--------------------------------------------------------------------------------
Уважаемые господа!
Мне хотелось бы узнать, как после таких заявлений и высказываний (смотри ниже) дьякон Кураев до сих пор считается православным?
"Хула на Спасителя
Но страшнее всего то, что о. Андрей дерзает произносить хульные речи на Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он, например, говорит дословно следующее: "Что вы думаете, Христос - стерильный импотент?" А мы спросим о другом: может ли вообще верующий человек позволить себе такие слова? И не являются ли они свидетельством того, что тот Христос, в которого верит отец диакон (если он вообще во что-либо верит), не имеет ничего общего со Христом, Которого проповедует Православная Церковь?"
Ю.П. Дудник
Профессорские побасенки
Слово против лжеучения диакона Андрея Кураева
© Русь Православная № 11 (17), ноябрь 1998 г.
--------------------------------------------------------------------------------
о. Георгий
--------------------------------------------------------------------------------
Раз тут речь зашла о явлении, которое получило наименование "кураевщина", я просто приведу цитату из всем знакомой брошюры протоиерея Виктора Потапова "Молчанием предается Бог", написанной в 1992 году.
"В последние месяцы стало весьма популярным имя диакона Андрея Кураева, опубликовавшего несколько статей ( на то время - Г.), в которых он честно и откровенно признается, что не только он, получивший богословское образование в Московской семинарии и Духовной Академии в Румынии, а ныне состоящий референтом при патриархе, но и добрая половина священников Московской Патриархии так или иначе сотрудничала с КГБ ( см. "Русская мысль" от 28 февраля 1992 г). Диакон Кураев признает : да - грех, да -было… Но ведь каждый второй! Да и КГБ преувеличивает - им тоже свойственны приписки. И вообще, это все их провокация - сами идут ко дну, и нас, православных, за собой тянут, черня и пороча ("Посмертный триумф комитета" Московские новости 8 марта 1992 ). И ни разу ни в одной из своих статей не пишет диакон Кураев о необходимости каяться !
Хочется спросить диакона А. Кураева : Как Вы , считающий себя православным, что обязывает Вас жить в духе истины и силе правды, встали на путь негласного сотрудничества со службами безопасности, о чем Вы признаетесь со страниц Ваших статей ? Что заставляет Вас заниматься не только самооправданием, но оправданием и защитой своих учителей- владык Московской Патриархии, имеющих за плечами 30-40 летний стаж работы в КГБ ? "
О себя хочу добавить: еще десяток лет назад на сан архиерея назначались ( где тут Соборность -то ? ) церковные деятели только по объективке уполномоченного по делам религий ( всегда офицера действующего резерва КГБ ). Без его ведома и муха в епархиальном Соборе не пролетела бы… Подумайте, какими качествами должен был обладать претендент, чтобы пятое Главное управление КГБ дало ему лестную характеристику ? Вот вам и обобщенный портрет наших владык, хиротонисанных вплоть до 1991 года. Ну а после … Россия стала молиться на икону Дж. Вашингтона зеленого цвета.
Я пришел в Православие еще студентом, 20 лет назад, поэтому мне иногда горько и смешно читать на форумах "глубокомысленные" изречения вчера только забежавших в Церковь сопляков, с пеной у рта защищающих больную, подлежащую уже хирургическому лечению РПЦ. К ним походит поговорка : "Научи дурака Богу молиться…".
Спаси Бог ! о. Георгий
--------------------------------------------------------------------------------
д. Андрей Кураев
--------------------------------------------------------------------------------
С интересом почитал эту полемику.
Ну, набор рериховских ссылок на кураеведческую библиографию стандартен. для сравнения можете посмотреть на моем сайте
http://www.kuraev.ru книгу «Рерихославие» (о книге Ксении Мяло) и статью «Нужна ли порядочность в последние времена» (это о книжечке Городецкого)
Полемика там ведется теми же методами, что и на этом форуме.
Например, некий самозваный цензор озабочен: «как можно давать слово в общенациональной газете автору, утверждающему, что Б-г "дал евреям обряд обрезания по их жестокосердию. Евреи... всегда хотят зарезать своего ребенка, и, чтобы, с одной стороны, удовлетворить их кровожадность, а, с другой, чтобы ребенок все-таки, оставался жив, Бог и разрешил им такой обряд"?
Занятно, но я не помню в своих книгах таких текстов. Мой текст (Как делают антисемитом, с. 47) звучит так: ««Дах им заповеди не добры» (Иез. 20,25). Пример заповеди, которая была сама в себе «недоброй», но некоторое время полезной: обрезание. На место древнего семитского (финикийцы - семиты) обычая приносить в жертву божеству первенца приходит обрезание: кровь ребенка льется перед лицом Бога, но все же – не вся. «По жестокосердию» Израиля ему разрешается кровавый обряд. Позднее «новый Израиль», христиане откажутся от него, заменив Крещением. Теперь уже не восьмидневный малыш проливает свою кровь ради Бога, но он крестится в воспоминание о той Крови, которую Бог пролил ради него. В иудаизме же этот обряд остался до сих пор».
Или: «Если Вы читали Кураева, то неужели же Вы согласны с его позицией, будто бы все религии и философии кроме православия являются ... "сатанизмом"?» «Для меня сатанизм – это вполне четкий термин. Я не считаю сатанизмом атеизм, язычество, даже антихристианство типа ницшеанского или ленинского. Чтобы быть сатанистом, человек должен быть религиозным. Он должен признавать религиозную серьезность Библии. Он должен пользоваться Библией, предлагая свои истолкования ключевым библейским сюжетам. Но при этом сатанист оправдывает действия именно сатаны-Люцифера. Сатанизм есть там, где есть апология люциферова бунта и апология первородного греха» (Кто послал Блаватскую? Теософия, Рерихи и православие. М., 2000, с. 173).
«Я-то старался сказать максимально мягко: свет, который созерцают йоги и оккультисты, не есть Божественный, он может быть естественным и достаточно светлым (“сапфировидным”). А Блаватская, как всегда, радикальна в своих суждениях: “черное отражение и есть Астральный Свет”. Я говорил, что не все то, что переживается человеком как “откровение”, есть действительно откровение, идущее от Бога. А Блаватская достаточно прямо говорит о том, что та сила, с помощью которой оккультистам открываются “все секреты природы” и есть Люцифер (“астральный свет”). Я говорил, что нельзя всю историю внебиблейских религиозных исканий человечества свести к истории демонологии и что не всякое язычество есть поклонение диаволу (поклонение диаволу — это уже прямой сатанизм). Я пробовал предположить, что не всегда религиозная практика, уклоняясь от Христа, сразу встречается с Сатаной — но Блаватская настаивает, что ее “Великий Посредник” и есть Люцифер. Я готов был бы порассуждать на тему, что и с точки зрения христианства в космосе можно узреть некие небожественные и в то же время нелюциферические световые духовные образования . А Блаватская опять отождествила ту “Всемирную душу”, с которой она общается, с Люцифером» (Сатанизм для интеллигенции. Т.1. М., 1997, сс. 205-206).
"“Но страшнее всего, – по мнению Дудника, – то, что о. Андрей дерзает произносить хульные речи на Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он, например, говорит дословно следующее: “Что вы думаете, Христос – стерильный импотент?” А мы спросим о другом: может ли вообще верующий человек позволить себе такие слова? И не являются ли они свидетельством того, что тот Христос, в Которого верит отец диакон (если он вообще во что-либо верит), не имеет ничего общего со Христом, Которого проповедует Православная Церковь? И это не говоря уже о том, что сама постановка Кураевым своего хульного вопроса предполагает заведомо отрицательный ответ. А это означает признание в человеческом естестве Иисус Христа блудной брани, то есть страсти и греха”.
Здесь опять приходится говорить о сознательном подлоге. В том фрагменте лекции, посвященной грехопадению, речь шла о некоторых терминах и правилах православной аскетики. В частности, говорилось о том, что на греховные приражения надо уметь гневаться, усилием воли и чувства отторгая их от себя. Я говорил о том, что, по мысли отцов (как бы странно это ни казалось светским людям), гнев есть великий Божий дар, данный человеку. Это система “иммунной защиты”, встроенная для охранения нашей души от духовной заразы. Для подтверждения я привел примеры из Евангелия, повествующие о гневе Спасителя (гневные слова, сказанные Петру: “Отойди от Меня, сатана”[Мф. 16, 23]). И вот после этого прозвучала фраза: “Христос – это не “стерильный импотент”: Он умеет любить и гневаться”. А затем речь пошла о том, что грехопадение первых людей началось с того, что Ева не прогневалась на греховный помысл, вложенный в ее душу змием, но начала с ним собеседовать….
Если в сознании Дудника слова “умеет любить” звучат как синоним блуда – это проблема его душевной чистоты – и не более того. Тысячи людей, включая священников и монахов, слушали эту кассету, но лишь Дудник нашел здесь грязь.
Что же касается вопроса о том, “может ли вообще верующий человек позволить себе такие слова”, ответ однозначный: в определенных ситуациях – должен! Если я слышу хулу на Спасителя, я должен сказать: “Это не так!” Если кто-то скажет: “Ваш Христос – идиот” – я должен ответить: “Неправда, Христос не идиот!” Был ли Дудник со мной в Екатеринбурге? Беседовал ли он со студентами? Знает ли он содержание записок, полученных на предыдущей лекции? Слышал ли реплики и нападки на “слабовольное”, “стерильное”, “импотентное” христианство, которому некоторые мои слушатели противопоставляли “мужественное язычество”? Это все тот же печальный эффект омертвляющей записи: слова, которые кассета вырвала из жизни и из аудитории, кажутся странными. Ведь кассета передает только мои слова и не передает того, на что приходится реагировать, не передает всего “живого” контекста" (д. Андрей Кураев. О нашем поражении. Спб., 1999, с. 421). Странно, что "Филолог" ("Словесник") раскопал цитату Дудника и не позаботился о том, чтобы увидеть мой ответ.
--------------------------------------------------------------------------------
Теософ
--------------------------------------------------------------------------------
Господин Кураев недобросовестно цитирует Блаватскую.
Это ложь, что она воспевала Люцифера. Цитата выдрана из контекста, и тексту придается противоположный смысл.
Речь идет о научном анализе мифологии.
Кстати, к Христу Блаватская относилась значительно уважительнее, чем Кураев.
--------------------------------------------------------------------------------
д. Андрей Кураев
--------------------------------------------------------------------------------
Блаватская не воспевала Люцифера?
Блаватская согласна с мнением “древних, последователями которых являются теперь каббалисты”, которые “определяли Зло как “подоснову” Бога или Добра” (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. т. 1. - Рига, 1937. с. 510). “Всюду теории каббалистов изображают Зло как Силу, необходимую Добру, как дающую ему жизненную силу и существование, которого оно иначе не могло бы иметь” (т. 1. с. 511). За Добром скрывается Зло, которое является его “подосновой”. Добро даже не может возникнуть и действовать, если ему не помогает Зло. Еще интереснее текст Блаватской становится, если вспомнить, что на языке христианского богословия “подоснова” - это ипостась. Ипостась зла - это Сатана. Получается, что Бог вторичен по отношению к Сатане... Добро - это эпифеномен, случайное проявление; Зло - это сущность.Христос говорит, что свою жизнь Он имеет от Отца и в Себе, а не от Змея или Зла. Теософия поправляет Евангелие: Добро берет свое начало во Зле. “Тень не есть Зло, но является нужным и необходимым соотношением, дополняющим Свет или Добро. Тень является создателем его (Добра) на земле” (там же, т. 2 с. 269). Если Христос пришел явить волю Небесного Отца на земле, а “создателем Добра на земле” является Зло - то чью же волю исполнял Христос? Если оккультист решит быть последовательным адептом своего учения, он должен будет признать: тот Небесный Отец, Которому молится Христос, есть... Сатана.Собственно, этот вывод теософия не забывает сделать: “Когда Церковь проклинает Сатану, она проклинает космическое отражение Бога, она предает анафеме Бога, проявленного в Материи или в объективности” (т. 2 с. 294). “Это только естественно. Нельзя утверждать, что Бог есть синтез всей Вселенной, как Вездесущий, Всезнающий и Бесконечный, а затем отделить Его от Зла” (т. 1 с. 510). Для Блаватской “естественно - даже с точки зрения мертвой буквы - рассматривать Сатану, Змия в Книге Бытия как истинного создателя и благодетеля, Отца Духовного Человечества” (т. 2 с. 303-304) “Люцифер есть божественный и земной свет, “святой Дух” и “Сатана”,.. есть Карма Человечества” (т. 2 с. 644). Теософия ясно сформулировала свою задачу: “Совершенно необходимо доказать, что “Сыны Темной Мудрости” были столь же божественными и чистыми, если не более чистыми, нежели все Михаилы и Гавриилы, столь прославляемые в церквах” (т. 2 с. 310). “Теперь Сатана будет явлен в сокровенном Учении как аллегория Добра и Жертвы, как Бог Мудрости” (т. 2 с. 296). “Змей - величайший Свет в нашем плане” (т. 2 с. 269). Теософы заявили, что вообще нет другого Бога, кроме Люцифера - “Именно сатана является Богом нашей планеты и единым Богом, и это без всякого аллегорического намека на его злобность и развращенность. Ибо он един с Логосом” (т. 2 с. 293). “Дьявол не есть “Бог этого периода”, ибо это есть Божество всех веков и периодов с момента появления человека на Земле” (т. 2. с. 609). Последнее суждение Блаватской есть уже прямая полемика с Самим Спасителем, сказавшем о смысле Своего служения: “ныне князь мира сего изгнан”. И уже предельно откровенно и цинично: “Наиболее просвещенный, если только не величайший из современных каббалистов, Элифас Леви описывает Сатану в следующих блестящих терминах: “Именно этот Ангел был достаточно горд, чтобы возомнить себя Богом; достаточно отважен, чтобы приобрести свою независимость ценою вечного страдания и мучения; достаточно прекрасен, чтобы возлюбить себя в полном божественном свете; достаточно мощен, чтобы все же царствовать во тьме среди мучения и сложить себе престол из своего неугасимого костра. Это именно Сатана республиканца и еретика Мильтона, князя анархии, которому служат иерархии чистых духов”. Это описание - которое так искусно примиряет теологическую догму с каббалистической аллегорией и даже ухитряется включить в свою фразеологию политический комплимент - если прочесть его в истинном свете, вполне точно. Да, воистину, этот величайший из идеалов, этот вечно-живущий символ - нет, апофеоз самопожертвования ради умственной независимости человечества; эта Вечно-Активная Энергия, протестующая против Статической Инерции - принципа, для которого Само-утверждение есть преступление, а Мысль и Свет Знания ненавистны. Как говорит Элифас Леви, с неподражаемой справедливостью и иронией: “Именно этот мнимый герой мрачных вечностей наделен клеветнически безобразием и украшен рогами, которые гораздо лучше приличествуют его неумолимому мучителю” (т. 2 с. 636). Сколь способна теософия мирно ужиться и духовно обогатить христианство, видно из следующих слов Блаватской: “Разъясним этот вопрос раз и навсегда: тот, на кого священство всех догматических религий, преимущественно христианских, указывает как на Сатану, врага Бога, в действительности является высочайшим божественным Духом - Оккультною Мудростию на Земле - которая естественно антагонистична каждой земной, преходящей иллюзии, включая и догматичные или церковные религии” (т. 2 с. 473). Здесь факт, которого не может не признать даже самая внеконфессиональная история религии. Фактом является то, что именно существа, почитаемые во многих религиях Земли за демонов, в теософии предстают как подлинные спасители человечества. В свою очередь, это значит, что с точки зрения христианства теософия не может не восприниматься как сатанизм. Если исследователь корректно владеет языком христианского богословия, а также знаком с основными вероучительными текстами теософии, то, даже не будучи христианином, он логикой фактов будет подведен к выводу о том, что учение Блаватской и христианство - это не взаимодополняющие, но взаимоисключающие системы.
А вот пример очень "живой этики" рериховцев. Цитата с рериховского форума:"Вместо того, чтобы выяснять отношения друг с другом, объяснили бы полоумному диакону, вернее посетителям форума, что имела ввиду Е.П.Блаватская, когда рассуждаела о Люцифере". Харитон 12 2003 at 3:13 PM
http://www.network54.com/ Forum/thread?forumid=1210 33&messageid=10527379 90
--------------------------------------------------------------------------------
О Георгий
--------------------------------------------------------------------------------
Кураев: “Что вы думаете, Христос – стерильный импотент?”
Откуда мог такой вопрос забрести в Кураевскую голову? Нет ли здесь руки Люцифера?
Повидимому Кураев больше не служит нашему Господу Иссусу Христу, слишком начитался и занимается Сатанистикой, эти усилия наверное привлекли того о ком Кураев столько времени тратит.
Ведь Кураев уже Христа реже упоминает чем Сатану! Оттуда наверное и богохульные Кураевскике вопросы: “Что вы думаете, Христос – стерильный импотент?”.
Прикрываясь что защищает что-то, Сатана не сходит с уст Кураева, т.е. Кураев превратился в апологета Сатаны и сам стал Сатанистом согласно собственной дефиниции приведенной им самим в этом форуме.
Сатанизм заразителен. Прикрываясь защитой православия Кураев распространяет Сатанизм.("Сатанизм для интелигенции")
Кому служит Кураев распространяя заразу Сатанизма? Если православию, то не называл бы Христа - "стерильный импотент".
--------------------------------------------------------------------------------
д. Андрей Кураев
--------------------------------------------------------------------------------
Георгий, что с Вами? Я как раз резко отрицаю столь часто цитируемый Вами тезис, а Вы уверяете, что это и есть мое мнение о Христе. Откуда этот тезис взялся - я пояснил уже в своей первой реплике по этому сюжету: из студенческой и антицерковно настроенной аудитории, которой я и читал лекцию. И с этим тезисом я и вступил в полемику.
"апологет сатаны" - тот, кто сатану защищает, а не тот, кто борется с его апологетами (с Блаватской, например).
А что касается Вашего утверждения, будто "Кураев уже Христа реже упоминает чем Сатану", то достаточно провести контент-анализ моих книг, чтобы понять, сколь неизмеримо больше в них посвящено Христу.
--------------------------------------------------------------------------------
Дьякон Кураев обманывает людей
--------------------------------------------------------------------------------
На самом деле дьякон Кураев относительно Блаватской обманывает людей. И пользуется совершенно недостойными методами.
Блаватская рассуждает о символизме мифологии.
Кураев выхватывает отдельные цитаты из целой главы (достаточно объемной-практически целый философский трактат). И создает из Блаватской образ врага. Все склеено в лучших традициях ОГПУ.
Представьте, если из научного труда "настричь" цитат и своеобразно склеить их. Что может получиться?
Вам не приходило в голову, что многие ученые читали Блаватскую (по воспоминаниям "Тайная Доктрина" постоянно лежала на столе у А.Эйнштейна), но понадобилось явление дьякона Кураева народу, чтобы обнаружить "сатанизм".
Причем, Кураев прекрасно разбирается в мировой философии и СОЗНАТЕЛЬНО производит подтасовку.
Так кто же на самом деле сатанист - скорее, Кураев, чем Блаватская.
--------------------------------------------------------------------------------
Харитон
--------------------------------------------------------------------------------
Дьякон Кураев цитировал:
"Вместо того, чтобы выяснять отношения друг с другом, объяснили бы полоумному диакону, вернее посетителям форума, что имела ввиду Е.П.Блаватская, когда рассуждала о Люцифере".
Мне думается, что такой эмоциональный выплеск вполне простителен после предъявленных обвинений в "сатанизме".
Прочитав Блаватскую, такой вывод мог сделать только полоумный человек (у которого полый ум -то есть ум с пробелами в знаниях).
Кстати, форум, на который сослался Кураев вряд ли можно назвать "рериховским". Так, просто обычная "курилка" ...
--------------------------------------------------------------------------------
Теософ
--------------------------------------------------------------------------------
Что ответила бы Кураеву сама Е.П.Блаватская (цитата из ее письма):
"Обо мне, конечно, многое говорили и придумывали прежде, но такая подлая клевета ни разу не приходила в голову даже моим злейшим врагам! Такое могла придумать только увядшая старая дева, страдающая истерией и галлюцинациями!"
--------------------------------------------------------------------------------
д.Андрей Кураев
--------------------------------------------------------------------------------
Что ж - обычная сектантская реакция. Аргументов по главной теме (о сатанизме Блаватской) - ноль. Одни крики. Обвинения в безумии и сатанизме. Это -"культурнейшие" и "терпимейшие" рериховцы!
Согласен лишь с последним посланием Теософы: Блаватская и в самом деле ответила бы так, как и нынешние рериховцы: руганью, но без аргументов.
Из Шапошниковой:
"Это утверждение сопровождается рядом цитат, которые диакон искусно уводит от проверки. Ссылаясь на известный труд Блаватской «Разоблаченная Изида», он избегает ставить даты издания, довольствуясь лишь страницами. Известно, что в последнее время «Разоблаченная Изида» выходила, по крайней мере, раз десять в самых различных издательствах. Вот и ищите…"
А чего же искать-то. На деле точная ссылка на издание «Разоблаченной Изиды» была у меня при первом же ее упоминании – на 11-й странице первого тома "Сатанизма для интеллигенции" в подстраничном примечании (а также на сс. 51, 102, 188). Так просто принято в издательском деле: полное библиографическое описание обязательно только при первом упоминании источника… Впрочем, и в списке источников в конце книги под 171-м номером указывается «Изида» с упоминанием места и года издания.
Мелочь, конечно. Но показательно - как делается рериховская антицерковная пропаганда.
--------------------------------------------------------------------------------
Александр Розов
--------------------------------------------------------------------------------
На самом деле вопрос о взаимоотношениях «новой православной догматики» (которую представляют, в частности А.В.Кураев и А.Л.Дворкин) с Христом и с Сатаной имеет глубокие исторические корни.
Церковное учение - «Никейская» версия христианства (к которой принадлежит и католицизм и православие) исходно является винегретом из ворованных богов и концепций. Поскольку готовили этот винегрет в начале IV века исключительно из идеологических и политических соображений, о стройности в те времена как-то забыли. Культ Исиды и Сераписа самым нелепым образом смешался с культом Митры, с культом sol invictus, с орфическими учениями и с несколькими различными видами еврейского мистицизма.
В результате массового хищения богов, церковное учение оказалось сплошь соткано из противоречий. Позже (на последующих вселенских соборах) противоречивые места пытались истолковать – но нелепость учения лишь усугублялась, а расколы - множились.
Теперь А.В.Кураев приспосабливает церковную версию христианства к современной эпохе - эпохе одновременного расцвета прагматизма и мистицизма. Задача сложная – поскольку дьякон должен держаться в рамках внутренне противоречивой церковной концепции. Оппоненты (в т.ч. столь нелюбимое дьяконом рериховское «учение живой этики» этими рамками не сковано). Тем более ими не скованы другие учения «мистического модерна» - в т.ч. New Age.
Напомню: конечный церковный вариант учения о природе Христа выглядит примерно так:
Христос - вочеловечившийся Бог, который родился около 0-го года, но был всегда, который бессмертен, но умер, а потом воскрес, и все это для искупления грехов человечества перед ним же самим (поскольку Христос и есть Бог). При этом как-то получилось, что индивидуальное спасение достигается посредством религиозно-мистических ритуалов, проводимых специально обученными священнослужителями, а также соблюдение некоторых табу и чтение определенных заклинаний (молитв).
А.В.Кураев очень расстраивается по этому поводу, но факт остается фактом: большинство т.н. «христиан» верят именно в магическую силу религиозных ритуалов, табу и заклинаний – ни во что иное. Предполагается, что в результате этих магических действий индивид после смерти попадает в рай (где будет непонятно что, но что-то хорошее), в противном случае он попадает в ад (где злобный Сатана будет истязать его неограниченное время с помощью инструментов, изобретенных христианской инквизицией).
Христианский Сатана – это вообще очень специальный образ. Поскольку для А.В.Кураева
Дело в том, что христианство по своей религиозной доктрине должно быть строго монотеистичным, без каких-либо отступлений от этой позиции, но с философской точки зрения оно никогда не было монотеистичным, да и не могло быть таковым по своей конструкции. При любом содержательном философском анализе христианство (где существует Бог и Сатана) представляется дуалистичным и битеистичным.
Некоторые теологи толковали Сатану не как присутствие чего-то негативного, а как отсутствие позитивного: (добра, любви, света). Например: темнота есть не что-то самостоятельное, а лишь отсутствие света – но церковь эту точку зрения не поддержала.
Стоит объявить Сатану «отсутствием» - и рухнет сначала онтологическая компонента - поскольку отсутствие всегда предшествует присутствию, а следовательно, такой Сатана предшествовал всему, в т.ч. и Богу. Космогония мгновенно приобретет черты проторелигиозного мифа, в котором Вселенная (Космос вместе с богами) рождается из первичного Ничто (Хаоса), причем в качестве последнего естественным образом окажется тот самый Сатана, который отсутствие. Не говоря уже о том, что вслед за онтологической компонентой рухнет и аксиологическая. Как объяснить присутствие зла в мире, если есть тол