Первые шаги ОПК: на обязательных уроках "Православной культуры" в Белгородской области дети копают картошку на церковных полях
На первых же уроках предмета "Православная культура", который был введен с этого учебного года в Белгородской области в качестве обязательного регионального компонента школьной программы, учащихся одной из сельских школ повели копать картошку. Учащиеся Белянской школы села Белянка Шебекинского района Белгородской области во время урока "Православной культуры" работали на картофельных полях Воскресенского женского монастыря села Зимовенька, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Настоятелем храма Воскресения Христова Воскресенского женского монастыря Белгородской и Строоскольской епархии РПЦ МП является иерей Александр Деревянко.
Обязательное преподавание предмета "Православная культура" вызвало недовольство не только у руководства целого ряда школ, но и у родителей многих учеников. К примеру, администратор евангельской церкви "Царство Божие" в Шебекино Ольга Зис заявила в интервью пресс-службе СПЦ, что в том числе и дети верующих протестантской неправославной христианской церкви села Белянка копали картошку в православном монастыре на уроке "Православной культуры". По словам Ольги Зис, многих директоров школ поставили перед фактом обязательного внедрения предмета по изучению православия, и они не в состоянии ничего исправить. Обучают детей православию те преподаватели, которые уже есть в школах и которые прошли соответствующие краткие курсы по "Православной культуре".
Уже в ходе факультативного преподавания этого курса в школах белгородской области возникли трудности. В большинстве общеобразовательных учебных заведениях учащихся заставляли в обязательном порядке посещать "Православную культуру". По совам Ольги Зис, для всех этот курс был фактически уже обязательным в прошлом учебном году, к примеру, в школах № 1 и № 8 в Шебекино.
Более того, после уроков по православию сами дети стали называть своих сверстников, чьи родители посещают евангельскую церковь "Царство Божие" - "сектантами". Как отметила Ольга Зис, у пастора церкви Андрея Карчева в школе № 6 в Шебекино учится трое детей. Они сразу попали на урок по "возникновению первой славянской иконы". Детям была нанесена тяжелая психологическая травма, потому что их напрямую стали называть "сектантами". Кроме того, на первом же уроке учащимся заявили о том, что если по этому предмету – "Православная культура" - у них не будет оценок, то их не аттестуют.
По словам администратора евангельской церкви, родители других детей также против преподавания православия, так как в школе № 6 в Шебекино много мусульман и цыган, которые вынуждены изучать только православие. По мнению Ольги Зис, само содержание курса "Православная культура" довольно размыто и в его практическое преподавание можно включить все, что угодно. Тем более, что сами учебники говорят только об одной конкретной религиозной традиции. "Если бы сделали в школах "историю мировых религий", то мы бы изучали и иконопись и другие религиозные традиции, но навязывание одного православия приводит к тому, что люди боятся, что им навяжут также что-то еще против их воли".
Предмет "Православная культура" (2-11 классы) стал обязательным курсом школьной программы в соответствии с Законом Белгородской области об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в белгородской области, который был принят Белгородской областной думой в июне 2006 года. Статья 6 этого закона гласит: "Учебный предмет "Православная культура" на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования имеет культурологическую направленность и предполагает знакомство обучающихся с православной христианской картиной мира на материалах краеведения Белгородской области, обеспечивает научные знания учащихся о православии как традиционной национальной культуре в историко-культурном, этнокультурном и информационном аспектах". Копание картошки на монастырских полях, по замыслу белгородских законодателей, видимо также является частью преподавания православной культуры.
Первые уроки по предмету "Православной культура", по словам главного редактора журнала "Религия и право" адвоката Анатолия Пчелинцева, показали, как в государственных школах теперь обходятся с детьми. В самих учебных пособиях часто сквозит ненависть к другим религиозным традициям России. В учебнике Аллы Бородиной "Основы православной культуры", который также используется для преподавания в школах Белгородской области, исчезло неуважительное отношение к иудаизму, которое было в первых вариантах пособия, но по-прежнему остались упоминания о "новых сектах", которые, по мнению Бородиной, "принесли много бед и страданий россиянам: психические заболевания, убийства, самоубийства, потеря семей и имущества" (А.В. Бородина. Основы православной культуры. М., 2005, с. 10-11). Между тем, под "новыми сектами" чаще всего имеются в виду неправославные христианские церкви, прежде всего протестантские. Но то, что вызывает снисходительную улыбку у взрослого читателя, воспринимается детьми как реальность. Исходя из этого они и строят свои отношения с неправославными сверстниками – "сектантами". А взрослые "дяди" и "тети" за государственный счет прививают им эту ненависть.
Ранее Славянский правовой центр уже обращал внимание на некорректность высказываний в учебнике "Основы православной культуры земли Смоленской" (Смоленск, 2004), который вышел под общей редакцией митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. На странице 166 этого учебного пособия, в частности, есть параграф "Распространение сект и оккультных учений", который предупреждает детей о распространении "многочисленных сект и сомнительных псевдодуховных учителей". Далее в учебнике ставится знак равенства между оккультизмом и евангельскими церквями: "Огромными тиражами в страну ввозилась, а вскоре начала издаваться и в России – оккультная, протестантская литература… Всеми правдами и неправдами секты пытались закрепиться на территории России и создать себе наиболее благоприятные условия, понимая, что с окончанием эпохи вседозволенности таких возможностей у них больше не будет". По мнению Анатолия Пчелинцева, содержание подобных учебных пособий должно стать предметом общественных дискуссий и прокурорских проверок, дабы избежать насаждения экстремизма и религиозной нетерпимости в российском обществе.