Уважаемые коллеги, предлагаю обсудить такой вопрос – считали ли апостолы Христа богом или нет.
Собственно, в религиоведческой литературе уже давно считается установленным фактом, что нет – для примера можно взять хотя бы «Сын человеческий» Р. Хазарзара.
Но все доказательства этого базируются на лингвистическом, историческом и пр. анализе как Библии, так и других текстов и требуют достаточно обширных знаний в этих областях, что бы проверить и убедится в истинности этих выводов. Кроме того, эти методы, в сущности, являются не чем иным, как толкованием текста, поэтому для верующих они не являются убедительным.
Я же предлагаю свой вариант, который позволяет посмотреть на эту проблему с другой стороны и не требует «толкований». Единственное, что требуется, это небольшое знание истории и здравый смысл. Причём, основой исторических фактов могут служить «Деяния апостолов» - условно примем, что всё, что там описано за правду.
Итак, рассмотрим несколько моментов:
Момент первый – ко времени экспедиции Христа на Землю и до разрушения Храма Иудея была теократическим государством. Всем в Иерусалиме заправлял синедрион. Вот как описывает его православный в статье СУД НАД ХРИСТОМ: БОГОСЛОВСКИЙ И ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД:
http://kievrus.com/index.php?action=razdel&razde…id=5&lang=rus
…В интересующую нас эпоху Синедрион мог судить первосвященника, лжепророка и вообще рассматривать религиозные преступления. Наряду с иерусалимским Великим Синедрионом существовали провинциальные синедрионы.
В обществе, где религиозное начало было определяющим и пронизывало все сферы жизни, преступления против религии занимали особое место. Моисеево Второзаконие повелевает побить камнями всякого, кто совращает другого в язычество, ибо он покушается отвратить ближнего от Господа (Втор. 13, 10). Суровая кара предусматривалась для впавших в идолопоклонство (13, 12-16). Пророк Моисей требовал отвращаться прорицателей, гадателей, ворожей, чародеев, заклинателей духов, волшебников, вопрошателей мертвых (как древен спиритизм !): ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего (Втор. 18, 12). Считались тяжелыми преступлениями хула на Бога, оскорбление святыни словом или делом, лжепророчество Ко времени казни Христа смертные приговоры Синедрион направлялись на утверждение римлянам, но как показывает казнь Стефана, а также казнь брата Христа можно было обходиться и без этого.
Момент второй – иудаизм не предусматривает появления никаких единокровных родственников у Яхве. Догматические положения, которыми руководствовались, и руководствуется иудаизм, предельно просты в этом плане – бог один, без всяких «троек», в своё время он рукоположит мессию, который будет обычным (в смысле своего происхождения, но не возможностей) человеком. Этот мессия обязан выполнить определённую программу действий, которая так же прописана в ВЗ. КАК иудеи относились к идее рождения ребёнка непосредственно от Яхве хорошо изложено в Диспуте Нахманида:
…Однако то, во что вы верите - и это основа вашей веры! - не приемлет данный нам Богом разум: что Всевышний, Создатель небес и земли, превратился в плод в утробе некой женщины, пробыл там девять месяцев и родился младенцем, затем вырос, а впоследствии был предан в руки своих врагов, которые осудили его на смерть и умертвили; после чего, как вы утверждаете, он ожил и вознесся на небо. Все это противно природе вещей, этого не приемлет разум человека, который действительно верит в то, что Всевышний есть Создатель и Владыка небес и земли; пророки никогда ничего подобного не говорили, да и нельзя оправдать такие вульгарные верования ссылками на возможность чуда (и если ты хочешь, то я могу подробно обяснить тебе отдельно, почему так). Этого не стерпит разум иудея и вообще никакого думающего человека! Ещё цитата из книги П.Полонского "Евреи и христианство"
Однако является не столько вопрос о Мессии, сколько вопрос о Иисусе как воплощении Бога проблемой, наиболее радикально разделяющей иудаизм и христианство и делающей христианство совершенно неприемлемым для евреев. Поклонение Иисусу Христу как Богу в образе человека, сам факт объявления Иисуса тождественным Богу - вызывает у евреев категорическое неприятие Момент третий – что предусматривал иудейский закон для лиц, которые не просто стали поклоняться человеку, но и подбивать на эту ересь других евреев написано у Рамбама:
http://moshiach.ru/study/rambam/113
8. (5) Требующий от других поклонения себе, говорящий: «служите мне как Б-гу» — если действительно стали ему поклоняться, побивается камнями; если же не стали, то, хотя и согласились с ним и сказали «хорошо» — не побивается камнями. Но подстрекающий поклоняться другому человеку, а также любому из идолов — если подстрекаемый согласился и сказал: «хорошо, пойдем поклоняться» — то даже если не было самого поклонения, оба побиваются камнями, и подстрекатель и подстрекаемый, как сказано: «Не сочувствуй ему, и не слушай его» (Дварим 13:9); за то, что слушал и склонился к его словам — наказывается. И теперь вывод, который логически следует из перечисленных моментов. Если бы апостолы только заикнулись о том, что Иисус является сыном Яхве, что ему следует поклоняться это было бы расценено как подстрекательство к идолопоклонничеству и подлежало немедленному суду Синедриону с легко предсказуемым исходом. Мы знаем, что Иерусалимская экклесия существовала до самого разрушения Храма. При этом апостолы не скрывались, а открыто проповедовали своё учение, открыто вербовали неофитов. Все они постоянно посещали Храм и там тоже проповедовали.
И как можно объяснить, что если апостолы учили об Иисусе не как о мессии, но как о боге, то каким образом апостолы могли оставаться в живых? Причём их деятельность в Иерусалиме длилась не год, не два и даже не десять лет - экклесия существовала около 30 лет.
Вот, кстати, что пишет Евсевий Кесарийский:
"Я дознался из рукописных свидетельств, что в Иерусалиме (до осады города при Адриане) было последовательно пятнадцать епископов, и говорят, что все они были иудеями старой закваски. Ведь вся Церковь Иерусалима состояла тогда из верных иудеев" А для «верных иудеев» сама мысль о существовании нескольких богов была кощунственной. Поэтому, если мы принимаем, что апостолы считали Иисуса ТОЛЬКО мессией и ТОЛЬКО это проповедовали, то это объясняет существование столь длительное время Иерусалимской экклесии. Но если принять, что апостолы проповедовали о Иисусе как о боге, то они выжить в логове иудаизма просто не могли.
Итак, уважаемые коллеги, попрошу высказаться по этому поводу. Особенно ценными будут критические замечания.