Автор Тема: Оправдание атеизма  (Прочитано 89276 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Бессмертный

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 476
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #60 : 17 Июль, 2006, 06:14:42 am »
Цитата: "Vivekkk"
Как приборами? Простите, что неточно выразился: объективно, то есть имеющие причины, независящие от сознания и воли человека. Например, смерть вызывает явный страх, а вслед за этим и страдание, поэтому она будет считаться злом. Однако смерть – некорректный пример, лучше возьмем болезнь. Так вот возникновение смерти или болезни основано именно на объективных свойствах живой материи.
Добро и зло – нравственные величины, кроме того имеют значение только для живых,  поэтому лучшим прибором их определения будут ощущения живых организмов. Для природы – смерть, болезнь – всего лишь одни из процессов, имеющие обратной стороной – рождение и жизнь.
Ну если решили писать о смерти, давайте о ней, хоть это и "некорректный пример". Во-первых я, вообще, сомневаюсь, что существует страх смерти. Но главное, давайте поищем причину, почему смерть считается злом. Ведь смерть - способ (один из аспектов способа), которым осуществляется земная жизнь. Хотя существуют и бессмертные многоклеточные организмы, это - исключение. Для того, чтобы была возможность продолжения и развития жизни в новых поколениях, старые организмы должны умирать. И это полезное, а может, даже, и необходимое действо почему-то представляется злом. Почему так? Мне кажется природой неудачно в этом смысле реализован инстинкт самосохранения. Природа не смогла его отключить после окончания детородного возраста. (Может ей это и не надо было?) Если бы человек на уровне инстинктов ощущал, что умирая он дарит возможность жить своим потомкам, которые несут его собственные гены (да ещё, возможно, в улучшенном варианте), то смерть воспринималась бы нейтрально, или даже как добро. Т.е. хочу сказать, что причина восприятия смерти как зла - не свойства самой смерти: биохимические процессы, изменение численности популяции и т.п. а случайно реализованная система инстинктов так, как мы её знаем. Если Вы обратите внимание на того, по отношению к кому Ваш инстинкт молчит, например на червяка, почуствуете, что его жизнь и смерть Вам до лампочки.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Бессмертный »
[size=92]Чернь считает религию истиной, мудрец — ложью, правитель — полезным изобретением.
Сенека, Луций Анней.[/size]

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #61 : 17 Июль, 2006, 07:54:06 am »
Цитата: "Коля"
Цитата: "Малыш"
Это так, но я имел в виду другое - относительность понятия нравственности, должен быть эталон на который можно опереться. Если его нет, мы не может определить нравственность или безнравственность того или иного поступка. Тогда нравственно то, что сегодня полезно. Но мы знаем, что это не так.
А такого эталона и нет.

Больше всего меня убеждает в существовании Бога звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня. (И. Кант)
Кант доказывал, что нравственный закон повелевает нам прежде всего искать summum bonum (высшее благо), а совершенное счастье (по выражению Канта - "блаженство") логически отсюда вытекает. Трудности появляются когда мы осознаем одно неприятное обстоятельство: "в моральном законе нет ни малейшего основания, чтобы усмотреть необходимую связь между нравственностью и блаженством в существе, которое принадлежит миру, как его часть". ("Критика чистого разума") Поэтому единственным условием, при котором наш нравственный опыт обретает смысл, "будет существование причины всей природы, отличной от самой природы", т.е. Бога, Который в мире ином должным образом вознаградит нравственное поведение человека в этом мире.

Существует еще так называемый "аргумент от проклятия". Наше безусловное нравственное осуждение таких людей, как Адольф Гитлер или Карл Эйхман, по всей видимости выходит за пределы вкусов и нравов; мы осуждаем их в сверхъестественном измерении. Некоторые преступления - не просто зло, но зло чудовищное, и здесь невозможен какой бы то ни было моральный релятивизм. Осуждая рабство и геноцид, мы подразумеваем всеобщность, трансцендентность моральныз абсолютов
Недостаточно сказать, что мы принуждены исполнять долг, поскольку нам очень важно мнение общества, в котором мы живем. Величайшие моралисты прославились именно тем, что критиковали нравственные изъяны той группы, к которой принадлежали - племени, класса, расы или нации. Если бы нравственная мотивация объяснялась социальным субъективизмом, мы не смогли бы критиковать ни рабства, ни геноцида, - вообще ничего!
Вы, эволюционисты, исходите из того, что мораль - это продукт длительного развития и совершенствования животных инстинктов. Мол, в процессе совместной жизини люди постепенно вырабатывают свои этические системы. Однако это палка о двух концах. Уничтожая нравственность, вы уничтожаете и разум, и научные методы познания. Вы убеждены, что человеческий разум развился из мозга приматов, и в то же время считаете, что на результаты его деятельности вполне можно полагаться. Но если разум имеет право на доверие, хотя он и развился из низших форм, почему бы не довериться нашей нравственной природе?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Коля

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 291
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #62 : 17 Июль, 2006, 12:21:58 pm »
Цитата: "Малыш"
Некоторые преступления - не просто зло, но зло чудовищное, и здесь невозможен какой бы то ни было моральный релятивизм. Осуждая рабство и геноцид, мы подразумеваем всеобщность, трансцендентность моральныз абсолютов <...> Если бы нравственная мотивация объяснялась социальным субъективизмом, мы не смогли бы критиковать ни рабства, ни геноцида, - вообще ничего!
Я плохо знаю историю, например, тех же США, но там рабство существовало ещё совсем недавно, и на Юге осуждалась как раз позиция индустриального Севера. И я подозреваю, что на Юге институт рабства имел своё богословское обоснование. Равно как и геноцид индейцев: сомневаюсь, чтобы он проходил на фоне единогласного осуждения церковнослужителями. Да, мои утверждения голословны, потому что я не собираюсь искать исторических подтверждений: я не историк, и на это у меня уйдёт недопустимо большое время, причём с меньшей эффективностью. Насколько я знаю, рабы прекрасно существовали и в христианской Византии, и во времена Халифата, несмотря на то, что ещё в первой половине седьмого века н.э. второй халиф, Омар ибн Хаттаб, сказал: "Как можете вы порабощать людей, которых матери их родили свободными?!" То, что мы осуждаем эти явления сейчас — как раз признак релятивизма: ведь не так давно они считались вполне нормальными. Да и сейчас время от времени выходят умные книги о том, что никакого геноцида индейцев не было: они сами деградировали и вымерли. Так что не всегда и не все критиковали геноцид и рабство, по крайней мере, в каждом конкретном случае. В общем — неодобрение геноцида как такового — может быть... Потому что если сделать его нормой поведения, то от человечества вряд ли что осталось бы...

Цитата: "Малыш"
Вы, эволюционисты, исходите из того, что мораль - это продукт длительного развития и совершенствования животных инстинктов. Мол, в процессе совместной жизини люди постепенно вырабатывают свои этические системы.
Эволюционисты, в отличие от креационистов :) не "исходят из", а "делают вывод, что" вырабатываются этические системы.

Цитата: "Малыш"
Уничтожая нравственность, вы уничтожаете и разум, и научные методы познания. Вы убеждены, что человеческий разум развился из мозга приматов, и в то же время считаете, что на результаты его деятельности вполне можно полагаться. Но если разум имеет право на доверие, хотя он и развился из низших форм, почему бы не довериться нашей нравственной природе?
Во-первых, нравственность никто не уничтожает, просто объясняются её истоки. Если бы на результаты разума приматов (в т.ч. человека) нельзя было бы полагаться, то приматы давно вымерли бы. В том-то и дело, что их качество их высшей нервной деятельности достаточно для того, чтобы адекватно оценивать ситуацию и адекватно же на неё реагировать, по крайней мере — в течение последних миллионов лет.. Это же относится и к остальным животным, у которых есть нервная система. Нравственность, мораль, этика — объективно способствуют выживанию. А когда нынешние нормы какой-либо группы людей этому перестают способствовать, то либо группа меняет эти нормы, либо уничтожается.

Цитата: "Малыш"
Величайшие моралисты прославились именно тем, что критиковали нравственные изъяны той группы, к которой принадлежали - племени, класса, расы или нации.
А практические результаты? Да, эти люди как-то влияют на свою группу, но, к счастью, не полностью. Потому что когда эти утопические построения и пожелания начинают применяться планомерно, к хорошему это не приводит. Ну, может, за редкими и недолговечными исключениями.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коля »
Люди, которые думают, что они всё знают, так раздражают нас — тех, кто действительно знает всё!

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #63 : 17 Июль, 2006, 16:00:50 pm »
Цитата: "Vivekkk"

Малыш

Цитировать
Имеется в виду вот что. Мы, христиане говорим, что зла, как такового, в мире нет. Любое зло - это лишь отсутствие добра
Наверное, не все христиане? Есть же христиане, которые разделяют дуалистическое мировосприятие? Сатана и Бог – и т.д. Мир есть дьявол, и все зло – от Сатаны, кроме того именно Сатана предлагал Христу богатства и славу мира сего, значит, владел всем этим. Не подумайте, что я хочу придраться – только понять.
Есть много всяких людей, но такие христиане, скорее всего, не знакомы с учением церкви по данному вопросу. Я же говорю не о мнении отдельных людей, а об учении  церкви.

Цитата: "Vivekkk"
Цитировать
Дух Святой присутствует в мире и поддерживает этот мир
Вы знаете об этом, потому что так написано, но как мы можем верить этому? Ведь познать трансцендентальное – ведь невозможно?
Конечно, Вы не можете этому верить. Познать Бога действительно нельзя, если Бог не откроется тебе лично. Но есть косвенные факторы, которые тоже можно толковать по-разному.

Цитата: "Vivekkk"
Цитировать
относительность понятия нравственности, должен быть эталон на который можно опереться
Согласен с вами, что действительно – абсолютных эталонов нет для атеиста или материалиста, как впрочем, и для представителей субъективного идеализма. Десять заповедей могут претендовать на роль такого эталона, но они несовершенны, так как слишком абстрактны и имеют религиозный характер
В чем несовершенство Декалога? В чем абстрактность заповеди:Почитай отца твоего и мать твою"? Религиозный характер, кстати имеют только первые четыре заповеди, остальные относятся к отношениям между людьми.

Цитата: "Vivekkk"
При этом – не помяни имени бога всуе – разве это нравственная норма?
А разве нет? :shock: В словаре написано, что нравственность - это совокупность норм поведения человека.
Но, если не устраивает эта норма, есть ведь и другие христианские. - Поступай с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Возлюби ближнего своего как самого себя.

Цитата: "Vivekkk"
Атеисты разные бывают, как вы знаете. Однако вы правы и здесь – абсолютного смысла, говорящего, что жизнь есть средство для достижение вечных идеалов, целей, исходя из философии материализма нет. Кто-то может смириться с этим, кого-то этот факт бросает в котел разврата и морального разложения – люди разные бывают, но винить в этом атеизм вряд ли обоснованно.

В данном случае об обвинении нет речи. Это просто констатация факта.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Anonymous

  • Оратор форума
  • ********
  • Сообщений: 13 672
  • Репутация: +1/-4
(Нет темы)
« Ответ #64 : 17 Июль, 2006, 16:51:59 pm »
КОЛЕ
Прежде всего необходимо определить, что такое мораль. Когда речь идет о моральных обязанностях, подразумевается несколько вещей. Во-первых, нравственные обязанности сами по себе есть благо (как самоцель), а не есть благо как средство достижения цели. Далее, это то, что мы непременно обязаны выполнить, наш долг. Мораль является предписывающей (что "должно" быть), а не просто описывающей (что "есть"). Нравственность указывает на то, что правильно, в противопоставлении неправильному. Это и ответственность, то, за что люди должны держать ответ.
Моральные абсолюты можно отстаивать, указывая на неполноценность морального релятивизма. Ведь либо существуют нравственные абсолюты, либо все и вся нравственно относительно. Просто задав вопрос: "относительно по сравнению с чем?", легко показать, что тотальный релятивизм неадекватен. Он не может быть относителен относительно. В таком случае он вообще не мог бы быть относителен, так как тогда не было бы ничего, по сравнению с чем он относителен.
Нечто не вполне совершенное, измеримо только по сравнению с совершенством. Поэтому все объективные этические суждения подразумевают существование абсолютного этического эталона, выступающего для них мерилом.
Моральные абсолюты неизбежны. Моральный релятивизм сводится к таким предписаниям как: "никогда не говори "никогда"", "всегда строй фразу без слова "всегда"" и "ты должен абсолютно не верить в моральные абсолюты". :lol: НО!
Утверждения вида "должен" - это этические утверждения, а утверждения вида "никогда не должен" - это утверждения о моральных абсолютах. Таким образом невозможно исключить моральные абсолюты, не утверждая при этом моральные абсолюты. Законченный моральный релятивизм внутренне противоречив.
Вы же, Коля, по сути говорите о различии между ценностями и конкретизацией ценностей. Например: некогда ведьм казнили, но сейчас этого не делают. Однако изменился здесь отнюдь не тот принцип морали, что убийца должен быть наказан. Изменились наши представления о существовании ведьм, губящих людей своими чарами. Наше фактическое понимание этической ситуации может быть относительным, но соответствующие нравственные ценности неизменны.
Сходную ошибку у Вас я вижу в связи с различием между ценностями и их пониманием. Рабство - есть зло. Но понимание этого приходит не сразу в истории. Моральный абсолют не изменился, изменилось его понимание человеком.
Еще одно важное различие - это различие между абсолютной нравственной заповедью и теми относительными способами, которыми она может проявляться в культуре. Например, при встрече в некоторых культурах вполне приличными будут поцелуи, тогда как в других такая скабрезность недопустима. ЧТО надлежит сделать - одинаково для всех, различаются представления о том, КАК это сделать. Игнорируя это различие, многие ошибочно полагают, будьто бы изменение ценностных концепции (как) от культуры к культуре подразумевает изменение самих ценностей (что).
Моральные абсолюты неизбежны. Даже те, кто их отрицает, ссылаются на них. Причины их отрицания зачастую вытекают из неправильного понимания или применения моральных абсолютов, а не их реального непризнания.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Anonymous »

Оффлайн Коля

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 291
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #65 : 17 Июль, 2006, 18:18:28 pm »
Малыш, Ваша точка зрения весьма интересна, и я могу сказать, что во многом я с Вами согласен. Отличие в основном в том, чт́о мы считаем источником нравственности или морали (я не очень различаю эти понятия). Я рассматриваю нравственные абсолюты как один из механизмов приспособления, способствующих выживанию популяции, и этот механизм вырабатывался эволюционно. Вы считаете, что это нечто вроде инструкции изготовителя, который лучше кого бы то ни было знает, как изготовленное им изделие устроено и, соответственно, как с ним обращаться (надеюсь, это сравнение не обидно?). На практике нет разницы, каков источник морали. Эти нормы действительно способствуют выживанию популяций, нравится это кому-то или нет, а когда они систематически нарушаются, перестают соблюдаться, то популяция гибнет, независимо от того, откуда эти нормы взялись. Их действие заметно именно на уровне популяции — лично я (или Вы, или он/а) можем нарушить любую норму, в том числе и безнаказанно, и ничего в мире от этого не изменится. А вот если норма отомрёт — общество недолго просуществует: или вернётся к порядку, или заменится другим, более "моральным". Так что в какой-то мере нравственность объективна, хотя она не имеет смысла без субъектов-носителей.

Поскольку нравственные императивы важны для сохранения группы, они должны соблюдаться. От биологических процессов они отличаются тем, что соблюдение их зависит от человека, его воли. А поскольку их нарушение один-два-десять раз не ведёт к катастрофе (распаду и уничтожению группы в ближайшем будущем), то вред от такого нарушения не столь очевиден. Вывод: нормы не должны обсуждаться, они должны восприниматься как данность. Как это обеспечить? Через воспитание ("с молоком матери"), когда информация воспринимается некритически и прочно усваивается, и путём сакрализации, т.е. придания этой информации статуса несомненной истины. Вот и всё!

Поэтому заповеди, которые "относятся к отношениям между людьми" являются выражением опыта многих поколений, и они, в целом, истинны. Но! Так же регламентируются случаи, когда эти заповеди можно, а порой и должно нарушать — убийство с целью самозащиты или защиты своей группы, например — та же война. Наказание преступников может осуществляться самим пострадавшим, но это может быть и запрещено: пострадавший "делегирует" своё "право на убийство" группе (государству, например). Средний вариант — когда пойманного преступника "выдают головой" пострадавшему; в этом случае тоже регламентируются допустимые варианты поведения пострадавшего: например, убить его своими руками, забрать в рабство, простить, поджарить на медленном огне и отпустить на все четыре стороны...

Ведь согласитесь, что общество, внутри которого разрешены убийства или кражи (например) существовать не может. В тех же воровских шайках кража у своих — тягчайшее преступление. И в Библии тоже везде говорится о недопустимости посягательства на имущество "ближнего своего", и это много обыгрывалось, в частности, в художественной литературе — у Дюма, например: "Где это в Библии сказано, что англичанин — твой ближний?" (Это когда лакеи решили налить себе вина из трюма, плывя на английской шхуне.) И, с другой стороны, общества, члены которых ни при каких обстоятельствах никого (из людей) не убивают, вряд ли могут существовать — разве что в условиях географической изоляции. И у некоторых "диких народов" угнать скот у своих — не поздоровится, а вот у соседнего племени — ловкость рук и доказательство мужественности и ловкости.

По-моему, чем больше угроза группе, тем больше, для сохранения данной группы, требуется этических ограничений, больше вмешательства со стороны группы в личную жизнь каждого (т.е. меньше личной свободы), больше жёсткости. Может, поэтому в ныне сильных "цивилизованных" странах процветает либерализм — они сильны, но в том числе и благодаря либерализму: при нём технический прогресс идёт легче и эффективнее... До какого-то предела... Компромисс в этом случае — когда свободны не все, а только избранные. Но и это не панацея: никогда нельзя быть уверенным, что избраны достойные...
« Последнее редактирование: 17 Июль, 2006, 18:56:05 pm от Коля »
Люди, которые думают, что они всё знают, так раздражают нас — тех, кто действительно знает всё!

Оффлайн Коля

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 291
  • Репутация: +0/-1
(Нет темы)
« Ответ #66 : 17 Июль, 2006, 18:54:48 pm »
...Что рабство — это зло, считаем мы сейчас, а в своё время это был основной способ производства во многих обществах, да и сейчас рабство существует, в т.ч. в несколько других формах. В Омане, кажется, в 1982 году официально закрылся последний в мире невольничий рынок. Но спрос, я думаю, остался, а значит — и предложение. У саудовских эмиров, я думаю, есть самые настоящие невольники и невольницы до сих пор, но об этом как-то помалкивают. И аравийские бедуины вполне и сейчас могут похитить ребёнка, скажем, а потом концов не найдёшь. Хотя в Аравии практически всё население — мусульмане. Но я не думаю, что даже классическое рабство в наше время ограничено этим регионом. А новое рабство, вроде насильного вовлечения в проституцию, распростанено широко.

В Библии и Коране о невольниках (рабах) говорится как о данности, как будто это существовало вечно и так же вечно будет существовать. В исламе оговаривается, что если, например, раб принял ислам, то хозяин обязан отпустить его. Есть и другие ситуации, обязывающие хозяина отпустить раба. Рождённые от невольниц считаются свободными (впрочем, это, возможно, потому, что они по отцу считаются мусульманами). То есть в этих священных текстах никакого безусловного осуждения рабства, напр., заповеди, прямо запрещающей порабощение людей, я не заметил. Омар Хаттабович, на которого я ссылался — другое дело, но он всего лишь человек. Как дела обстоят (обстояли) в Индии, Китае и доколумбовой Америке, я не знаю. Так на чём Вы основываете утверждение, что рабство — зло?
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коля »
Люди, которые думают, что они всё знают, так раздражают нас — тех, кто действительно знает всё!

Онлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *********
  • Сообщений: 8 883
  • Репутация: +16/-1
(Нет темы)
« Ответ #67 : 18 Июль, 2006, 00:42:34 am »
ИзяКацман

Цитировать
Очень мало людей вообше всерез задумывается над теологичеслими проблемами. Оно им надо? Будет выгадно - пойдут в церковь, будет не выгодно - на атеистическую демонстрацию.
Согласен с Вами – атеистов как и верующих меньшинство, поэтому попытка пропагандировать атеизм или настоящую веру обречена на провал. Однако данная ситуация свидетельствует в пользу атеистов, потому что само равнодушие большинства к вопросам веры и сосредоточенность на своих материальных потребностях в пух и прах разбивают проповеди священников. А я вот лично не рад победе атеизма.

Цитировать
Иными словами - люди подстраиваются под мир. А в каком направлении меняется мир? Правильно - в направлении безбожия. Люди все больше вемени проводят в библиотеках а не в церквях.
Разве? Вы меня огорошили этим заявлением – пусть так. Только вот мой опыт свидетельствует, что библиотеки пустуют по сравнению с советским периодом. Тенденция материализма проявляется в мировоззрении большинства, но не безбожии. Мы можем наблюдать старое доброе двоеверие русского народа – ходят в церковь, ходят по праздникам и за священной водой и пасхи освятить, а потом еще магией занимаются, фэн-шуй и прочее.
Вот вы спросили – зачем доводами рассудка просвещать? Этот вопрос как к атеистам, так и к священникам. Как нам, там и им странно видеть в душах большинства смешение различных противоречивых верований, мыслей, убеждений – большинство не задумывается, оно рожает людей, пьет пиво и идет на работу. Все – больше ему делать ничего не нужно.

Так может, наш форум необходим только нам самим – интеллигенции (интеллигент –человек, имеющий какие-то устойчивые умственные интересы и высокую нравственную культуру, то есть не обязательно иметь два диплома о высшем образовании :)).? Пишем для самих себя и читаем самих себя – опять пропасть между народом и интеллигенцией! Поздравляю нас всех.

Цитировать
Церковь все ето понимает и начинает сама отходить от религии
Интересно. Неужели когда-нибудь церковь самоликвидируется за ненужностью? А что ей мешало отойти от дел в СССР или на Западе сейчас? С другой стороны, а нам это надо? Зачем лишать народ его «костыля» и «узды»? Я боюсь народа, революционный атеизм у нас связан с революционным нигилизмом и презрением к жизни ближнего – вспомним 1917-1921 года в Российской империи! Церковь для народа полезна, ибо учит его человеческому…ой, что-то меня не туда занесло…глубокое простите. :).

Цитировать
А почему бы вам последовать его примеру и пропагандировать "атеисм для кухарки"

Я иногда позволяю роскошь так и делать. Но все-таки наш народ очень умный и мудрый – он сам все решит. А для пропаганды атеизма нужны условия – интерес, разум и т.д., а для веры – чувств достаточно.

Атеизм не всем медицински показан, бывает, что он вредит человеку.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Vivekkk »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Коль-амба

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 1 319
  • Репутация: +0/-0
(Нет темы)
« Ответ #68 : 18 Июль, 2006, 00:47:31 am »
Цитата: "Коля"
На практике нет разницы, каков источник морали.
Золотые слова, Коля! Главное - чтобы представления о морали как правилах поведения при этом еще совпадали у различных людей (верующих и не-, а также прочих).
Цитата: "Коля"
Эти нормы действительно способствуют выживанию популяций, нравится это кому-то или нет, а когда они систематически нарушаются, перестают соблюдаться, то популяция гибнет
С последним можно поспорить. Не факт, что популяция именно ГИБНЕТ. Скорее, она РАСПАДАЕТСЯ, и ее части дают многообразие (полиморфизм) этических (а впоследствии, возможно, и этнических) представлений.
Мораль не может не трансформироваться в условиях изменяющейся жизни людей. Отсюда говорить о моральных абсолютах - чистейшей воды секуляризованный идеализм (как разновидность юношеского максимализма).
Далее, в вопросах морали нет правил без исключений, и если исключение демонстрирует свою эффективность (полезность), оно в дальнейшем образует новое правило. Именно это произошло с представлениями о рабстве как социальном институте: практика доказала, что рабский труд не столь уж и выгоден как это может показаться на первый взгляд, вследствие чего рабство было переосмыслено и вместо знака "плюс" поменяло полярность (в общественных представлениях) на "минус". Хотя тот же Платон в своем "Государстве", помниться, писал, что при том устройстве, которое он предлагает "все будут равны и свободны, и даже у самого бедного будет не менее трех рабов...".
То же самое произошло в свое время в отношении чернокожих и женщин. Т.е. социальная практика попросту опровергла существующие до этого стереотипы в отношении этих категорий людей (причем вполне возможно, что ранее - когда такие представления складывались - подобная дискриминация была оправдана и даже - необходима для выживания социума).
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Коль-амба »
тео(е)ретик КольАмба

Оффлайн Atmel

  • Афтар, пиши исчё!
  • *****
  • Сообщений: 3 243
  • Репутация: +1/-0
(Нет темы)
« Ответ #69 : 18 Июль, 2006, 06:08:55 am »
Цитата: "Коля"
В Библии и Коране о невольниках (рабах) говорится как о данности, как будто это существовало вечно и так же вечно будет существовать. В исламе оговаривается, что если, например, раб принял ислам, то хозяин обязан отпустить его. Есть и другие ситуации, обязывающие хозяина отпустить раба. Рождённые от невольниц считаются свободными (впрочем, это, возможно, потому, что они по отцу считаются мусульманами). То есть в этих священных текстах никакого безусловного осуждения рабства, напр., заповеди, прямо запрещающей порабощение людей, я не заметил.

Да уж, даже в еврейской религии допускалось рабство - нечто вроде за долги. Она предписывала отпустить раба через пять лет, но только еврея. Для остальных такого не предусматривалось - какое уж тут божественное!

Кстати, рабство позволило подняться древнегреческой культуре и науке. Но оно же, вкупе с империалистическими амбициями,  и погубило греческое государство.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Atmel »
Небо и Земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью