Автор Тема: Философия - наука или нет?  (Прочитано 649120 раз)

0 Пользователей и 12 Гостей просматривают эту тему.

Снег Север

  • Гость
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1320 : 16 Июнь, 2012, 03:54:29 am »
Цитата: "DV"
На Ваш взгляд рассуждение  доступно животным?
Если исходить из определения рассуждения, как "ряда мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме", то, нет, разумеется.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +1/-0
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1321 : 18 Июнь, 2012, 14:09:55 pm »
Цитата: "Снег Север"
Возможно стоит разделить идеализм и философов-идеалистов. Подобно тому, как алхимики сделали очень много для химии, крупные философы-идеалисты сделали немало для философии. Вспомним, хотя бы, диалектическую логику от идеалиста Гегеля. Собственно, современный научный материализм вырос из преодоления недостатков материализма вульгарного, который справедливо раскритиковали философы-идеалисты 19-го века...
Согласен. Но сочинения идеалистов следует читать очень разборчиво. Никакая диалектика не даёт обоснований для веры в Абсолютную Идею.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн nrisimhacaitanya

  • Афтар
  • ***
  • Сообщений: 410
  • Репутация: +1/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1322 : 02 Август, 2012, 17:11:50 pm »
самое главное что сознание КРишны - это наука о Боге (Кришне) и это - сверх-философия
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
«В этот век вражды и лицемерия спасутся только те, кто повторяет святое имя Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути».

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +1/-0
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1323 : 20 Январь, 2013, 13:33:37 pm »
Цитировать
Вульгарные ницшеанство, эпикурейство, утилитаризм, позитивизм, элитаризм приносили людям не мало бед.
По поводу ницшеанства...
Цитата: "Ф. Ницше"
Два способа отрицать нравственность. - "Отрицать нравственность" - это может означать, во-первых: отрицать, что нравственные мотивы, обнаруживаемые людьми, и впрямь были причинами их поступков, - это, стало быть, утверждение, гласящее, что нравственность заключается лишь в словах и относится к грубым или тонким способам надувательства (особенно самонадувательства), распространённым среди людей, и, может быть, чаще всего - как раз среди самых ревностных блюстителей добродетели. Во-вторых, это может означать следующее: отрицать, что нравственные суждения зиждутся на истинах. Такая точка зрения признаёт, что мотивы поступков действительны, но что на этом пути людей подводят к моральным поступкам заблуждения как основа всякого морального суждения. Такова моя позиция: но я менее всего собираюсь отрицать, что в очень многих случаях бывает оправданным и изощрённое недоверие в духе первой позиции, то есть в духе Ларошфуко, - во всяком случае, оно в высшей степени полезно для всех. - Стало быть, я отрицаю нравственность так же, как я отрицаю алхимию, иными словами, я отрицаю её предпосылки: но я не отрицаю, что огромное множество людей чувствуют себя безнравственными, а отрицаю, что на самом деле есть причина чувствовать себя такими. Я не отрицаю, и это само собой понятно (если, конечно, не считать меня дураком), что следует избегать и не допускать многих из тех поступков, которые называются безнравственными; а равно и что следует совершать и поощрять многие поступки, слывущие нравственными, - но я думаю, что то и другое надо делать на иных основаниях, чем это делалось прежде. Нам следует переучиваться - чтобы в конце концов и, может быть, слишком поздно достичь чего-то большего: начать иначе чувствовать. (Ницше Ф. / Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках / Пер. с нем. В. Бакусева. - М.: Академический Проект, 2008. С. 100-101.)
Итак, аморалистов, в том числе фашистов, никак нельзя назвать последователями Ницше.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +1/-0
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1324 : 20 Январь, 2013, 14:19:00 pm »
Ницшеанство и антисемитизм.
Цитата: "Ф. Ницше в "По ту сторону добра и зла""
Приходится мириться с тем, что если какой-нибудь народ страдает и хочет страдать национальной горячкой и политическим честолюбием, то его постигает порою некоторое умственное расстройство, его ум заволакивают тучи, словом, он испытывает небольшие приступы одурения: например, у современных немцев появляется то антифранцузская, то антиеврейская, то антипольская, то романтико-христианская, то вагнерианская, то тевтонская, то прусская... их и не перечтёшь, всех этих маленьких помрачений немецкого ума и совести... То, что нынче называется в Европе "нацией" и собственно есть больше res facta, чем nata (даже порою походит на res ficta et picta до того, что их легко смешать), есть во всяком случае нечто становящееся, молодое, неустойчивое, вовсе ещё не раса, не говоря уже о таком aere perennius, как евреи: этим "нациям" следовало бы тщательно остерегаться всякой рьяной конкуренции и враждебности! Что евреи, если бы захотели - или если бы их к тому принудили, чего, по-видимому, хотят добиться антисемиты, - уже и теперь могли бы получить перевес, даже в буквальном смысле господство над Европой, это несомненно; что они не домогаются и не замышляют этого, также несомненно. (Ницше Ф. / По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2010. С. 706-707.)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 912
  • Репутация: +17/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1325 : 27 Январь, 2013, 00:49:41 am »
Вы, Юрий, лучше бы высказались: почему философию можно считать (или не считать) серьёзной наукой ;)
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +1/-0
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1326 : 27 Январь, 2013, 22:29:24 pm »
Цитата: "Vivekkk"
Вы, Юрий, лучше бы высказались: почему философию можно считать (или не считать) серьёзной наукой ;)
Так вроде высказывался уже. Разница между философским трактатом и научным трудом весьма ощутима. Отнять у философии её ненаучные элементы - значит обеднить философию. Образно выражаясь, вместо диалога двух собеседников - мира и человека - останется только "строго научный" монолог мира о себе.

Как ни парадоксально звучит, автономность философского знания от научного защищают в своих публикациях и некоторые доктора философских наук.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Vivekkk

  • Администратор
  • Почётный Афтар
  • *****
  • Сообщений: 8 912
  • Репутация: +17/-1
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1327 : 28 Январь, 2013, 02:44:52 am »
Цитата: "Molodcov Yuriy"
Разница между философским трактатом и научным трудом весьма ощутима. Отнять у философии её ненаучные элементы - значит обеднить философию. Образно выражаясь, вместо диалога двух собеседников - мира и человека - останется только "строго научный" монолог мира о себе.
А что скажите насчёт того, что философия изучает всеобщие законы природы и общества? То, что философское познание попадает под понятие науки? То, что философия раскрывает реально существующие связи в природе и обществе? Тот же диалектический материализм - это же философская теория о законах движения природы, и никакая другая теория не в состоянии отразить это движение во всеобщности (кроме, теологической), а всеобщность движения природы, общества - факт ощущения, восприятия.

Думаю, что философия переживает кризис. Многое, очень многое, что есть в философии - антинаучный бред, годный только для игры разума. Много в ней путаницы понятий, неточности суждений, тезисов, не соответствующих фактам реальности, много фантазии и выдумок, но из всего это пробивается рациональная фактически обоснованная мысль о законах всеобщего, законах бытия. Поэтому философия всегда актуальна, и всегда научна.

Наука, в принципе, это такой вид познавательной активности человека, благодаря которой человек получает истинные знания о действительности в логической системе и на основании практически проверенных фактов. Философия тогда тоже может быть наукой, а может, быть и, собственно, философией (но тогда, нам придется противопоставлять науку философии, а это противопоставление не в пользу философии. Если философия может быть ненаучной (почти антинаучной), то смысл ею заниматься равен нулю).
Цитировать
Как ни парадоксально звучит, автономность философского знания от научного защищают в своих публикациях и некоторые доктора философских наук.
Смешно. Эти доктора философских наук отрицают самих себя. Пусть будут последовательны: сдают свои корочки доктора наук, увольняются с вузов и идут на улицу заниматься полезным трудом.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
"...All those moments will be lost in time like tears in rain".

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +1/-0
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1328 : 29 Январь, 2013, 13:13:13 pm »
Цитата: "Vivekkk"
А что скажите насчёт того, что философия изучает всеобщие законы природы и общества? То, что философское познание попадает под понятие науки? То, что философия раскрывает реально существующие связи в природе и обществе? Тот же диалектический материализм - это же философская теория о законах движения природы, и никакая другая теория не в состоянии отразить это движение во всеобщности (кроме, теологической), а всеобщность движения природы, общества - факт ощущения, восприятия.
Субъективное восприятие действительности, не уместное в научных трудах, вполне допустимо в теоретико-философских трактатах.
Цитата: "Vivekkk"
Думаю, что философия переживает кризис. Многое, очень многое, что есть в философии - антинаучный бред, годный только для игры разума.
Не смешивайте ненаучность с антинаучностью. Сфера ненаучного охватывает, в частности, сферы, предметно не совпадающие с научным познанием.
Цитата: "Vivekkk"
Много в ней путаницы понятий, неточности суждений, тезисов, не соответствующих фактам реальности, много фантазии и выдумок, но из всего это пробивается рациональная фактически обоснованная мысль о законах всеобщего, законах бытия. Поэтому философия всегда актуальна, и всегда научна.
Вы отождествляете философию с усечённой теоретической философией, а рациональность - с научной рациональностью.
Многие тезисы практической философии и не должны соответствовать фактам текущей реальности.
Цитата: "Vivekkk"
Наука, в принципе, это такой вид познавательной активности человека, благодаря которой человек получает истинные знания о действительности в логической системе и на основании практически проверенных фактов. Философия тогда тоже может быть наукой, а может, быть и, собственно, философией (но тогда, нам придется противопоставлять науку философии, а это противопоставление не в пользу философии. Если философия может быть ненаучной (почти антинаучной), то смысл ею заниматься равен нулю).
Философия может помочь человеку установить критерии, по которым определяется, в чём есть смысл, а в чём его нет. Наука же может лишь изучить существующие представления о смысле жизни и деятельности. Часто причинами морального и смыслового релятивизма являются банальные пробелы в философии.
Цитата: "Vivekkk"
Смешно. Эти доктора философских наук отрицают самих себя. Пусть будут последовательны: сдают свои корочки доктора наук, увольняются с вузов и идут на улицу заниматься полезным трудом.
Они отрицают не себя, а традиционные формулировки своих корочек. Традиции меняются очень медленно. Например, давно известно, что органические соединения можно получить вне живого организма, углеводы (рамноза С6Н12О5) могут иметь формулу, отличную от С(n)(H20(m)), элементарные частицы (адроны) не "элементарны", атомы делимы и т.д. Устоявшиеся названия никто менять не спешит.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum

Оффлайн Molodcov Yuriy

  • Афтар жжот
  • ****
  • Сообщений: 2 203
  • Репутация: +1/-0
Re: Философия - наука или нет?
« Ответ #1329 : 29 Январь, 2013, 14:23:13 pm »
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001072/st000.shtml
Цитировать
3. Философское мировоззрение

Философия - теоретически осмысленное мировоззрение. Слово "теоретически" употреблено здесь расширительно и подразумевает интеллектуальную (логическую, концептуальную) проработанность всего комплекса проблем мироосмысления. Такое осмысление может проявляться не только в формулировках, но и в характере (методе) решения различных проблем. Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Если сравнить это определение с данным ранее определением мировоззрения, станет ясно, что они похожи. И это не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько своим предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, мы употребили такие понятия, как теоретическое мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских и иных) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не мифотворчество или наивную веру, не расхожие мнения или сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Мир и человек

В мировоззрении вообще, а в философской его форме в особенности, всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания "вовне" - формирование той или иной картины мира, универсума - и, с другой стороны, его обращение "внутрь" - к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода (по определению Р. Декарта, вещь мыслящая, страдающая и т.д.). От всего остального его отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, быть счастливым или несчастным, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д. "Полюсами", создающими "поле напряжения" философской мысли, выступают мир "внешний" по отношению к человеческому сознанию и мир "внутренний" - психологическая, субъективная, духовная жизнь. Различные соотношения этих "миров" пронизывают всю философию.

Возьмем, к примеру, характерные философские вопросы. Является ли сладость объективным свойством сахара или это лишь субъективное вкусовое ощущение человека? А красота? Принадлежит ли она предметам природы, искусным творениям мастеров или продиктована субъективным чувством прекрасного, человеческой способностью созидать, воспринимать красоту? Еще вопрос: что такое истина? Нечто объективное, не зависящее от людей или же познавательное достижение человека? Или, например, вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека, но вместе с тем он не может быть решен без учета реалий, неподвластных его воле, реалий, с которыми люди не могут не считаться. Наконец, обратимся к понятию общественного прогресса. Связан ли он только с объективными показателями развития экономики и другими или же включает и "субъективные", человеческие аспекты? Все эти вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. И это общая черта философских размышлений.

Не случайно тот же общий стержень можно выявить и в перечне вопросов, приведенных английским философом Бертраном Расселом: "Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель?.. Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? ...Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии" [1].

1 Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7-8.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые "узлы", "пункты напряжения" - мир и человек. Для философской мысли существенно не раздельное рассмотрение этих полюсов, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех размышлений. Различные проблемы философского мировоззрения, размещаясь в "силовом поле" между этими полюсами, "заряжены", направлены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Это подводит нас к выводу, что большая многоплановая проблема "мир - человек" (у нее много обличий: "субъект - объект", "материальное - духовное" и другие), по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему ее можно в определенном смысле назвать основным вопросом философии...

Из многообразия отношений "мир - человек" можно выделить три основных: познавательные, практические и ценностные отношения.
« Последнее редактирование: 01 Январь, 1970, 00:00:00 am от Guest »
Vis pacem, para bellum