Цель науки и цель религии
Давайте разберём, в чём заключается цель науки и цель религии.
Цель науки – достижение познания независимо от личных чувств. Наука не сентиментальничает (т.е. не проявляет много чувств). Посмотрите для примера на умершего ребёнка.
[b]Для матери труп[/b] этого ребёнка очень дорог, она неохотно расстаётся с ним и хоронит его как самое дорогое, ценное.
Для медицины, наоборот, труп этого ребёнка имеет другое значение. Вместо того, чтобы похоронить, медицина предпочитает разрезать этот труп и узнать причины его смерти. Если находят какую-нибудь особенную болезнь, то иногда предпочитают сберечь части тела в банках со спиртом или высушить скелет для полнейшего изучения.
Возьмём другой пример. Два любящие друг друга человека при вступлении в брак испытывают совершенно другие чувства по отношению этого совершающегося факта, чем наука статистики, которая обозначает этот факт простой цифрой. Эта цифра, конечно, важна для государственных целей, но она безучастна, она не переживает того, что происходит в душах вступающих в брак.
То же самое можно сказать и о таких науках, как химия, физика, математика и т.д.
Итак, если мы поймём, что знание факта не то же самое, что оценка факта, то нам будут понятны цели религии и цели науки.
Наука стремится познать вселенную и жизнь в факте, религия же главным образом стремится оценить их.
Основной источник науки – голова – мышление; основной источник религии – сердце, чувства и совесть.
Смотря на природу с точки зрения науки, мы спрашиваем себя, что такое пространство, состав, порядок изменений и тому подобное.
С точки зрения религии мы спрашиваем, какое отношение наше «я» имеет к этой природе; должен ли я уважать её или бояться.
Или, смотря на человека, наука спрашивает себя, из чего состоит его тело, как оно функционирует, какое место человек занимает среди ему подобных существ.
Религия же спрашивает, для чего живёт человек, какое отношение имеет человек к человеку, или к обществу, нужно любить или ненавидеть их, помогать или вредить им и т.д.
Обращаясь к началу всех начал, наука хочет познать из чего оно состоит и каким путём оно проявляется. Религия, обращаясь к началу всех начал, спрашивает себя, какое отношение имеет человек к этому началу, подчинён он ему, должен ли его уважать, любить или ненавидеть, хочет ли чего это начало от человека или оно бессознательно и не касается исходящего из него творения.
Итак, мы видим, что религия имеет свой главный источник в чувствах и духовных стремлениях и цель её – оценка бытия и познание цели бытия.
Наука же исходит от мышления и стремления к знанию. Оба они являются двумя вполне естественными признаками человека.
Это разделение между чувствами и мышлением, конечно, не так просто, когда мы доходим до реальности. Всякая мысль вызывает в нас некоторые чувства; и, наоборот, чувство вызывает мысль. Мы думаем, например, о начале всех начал и в нас проявляются чувства и любопытства, и уважения, и страха перед великой неизвестностью. И, наоборот, чувствуя опасность или страх, мы желаем себе с помощью мысли объяснить эти чувства.
Признать разумность веры и на самом деле верить – две совершенно разные вещи. Между тем, что составляет предмет рассудка, действует на мысль тем, что составляет предмет сердца и влияет на волю, подчас лежит большая пропасть. Можно согласиться с первым и не покориться второму; а чтобы верить вполне, надо верить не разумением только, а всем сердцем и всей душой (Матф.22:37).
Вера или неверие часто зависят и от нашего нравственного состояния.