1. Значение конкретных моральных понятий и/или ценностей:
1.) объективное, не зависящее от сознания;
2.) многозначное, включающее объективные либо субъективные значения;
3.) субъективно-произвольное.
2. Объективный смысл понятия позволяет различать правильное представление о понятии, соответствующее смыслу, и ошибочное представление, не соответствующее ему.
3. Моральные нормы - это не единое целое. Рациональному обоснованию поддаются лишь отдельные нормы.
4. Рациональное обоснование нуждается в предпосылках:
1.) чётко понимаемая терминология в моральных понятиях и ценностях. Например, в математике тупой релятивист будет оспаривать утверждение "10 - десять", приводя в пример двоичную систему счисления, в которой 10 - два;
2.) знание биосоциальных закономерностей, действующих в структурах человеческого общежития, от ступени "малая группа" до ступени "человечество", роли норм и ценностей, обеспечивающих упорядоченную совместную деятельность в пределах "своей" структуры (а) и по отношению к представителям "чужих" структур (б);
3.) знание законов общественного развития, приводящих к историческому изменению содержания отдельных норм, которые можно отнести к исторически-условным;
4.) отказ от произвольных экстраполяций с одной нормы на другую;
5.) понимание общественной и общечеловеческой морали как разнообразного и развивающегося явления, основной исторической тенденцией которого можно считать гуманизацию общественных отношений между людьми, соблюдающими нормы права антикриминального характера и нормы общественной/общечеловеческой морали;
6.) признание отдельных моральных правил не абсолютными;
7.) возможность межценностного рационального выбора по принципу "наибольшее добро для наибольшего числа людей";
8.) обоснование отдельных норм как табуирующих поступки, ведущие к морально-психологической деградации личности.
5. Необходимо разграничение сфер морали и идеологии, иначе идеологические мотивы будут произвольно отождествляться с моральными мотивами. Например, у разных коммунистов моральные представления могут сильно различаться. Достаточно сравнить представления кампучийских, китайских, северокорейских, польских, советских, российских коммунистов. Некоторые моральные представления тех или иных коммунистов совпадают с аналогичными у либералов, демократов, патриотов.