Одна это церковь - поместная РПЦ с одним патриархом Кирилом.
Про "«самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских»" . Может так понятней будет.
Это примерно как есть Blackstone Group, есть Hilton Worldwide, а есть Hilton Moscow Leningradskaya(бывшая гостиница ленинградская построенная в 1949г) в которой свои управляющие и которая действует про франчайзинговому договору. Местные владельцы и управляющие не могут полностью делать с отелем, что захотят, а могут только в рамках франчайзингового договора. При этом Hilton Moscow Leningradskaya часть сети Hilton, сетью управляет Hilton Worldwide, а Hilton Worldwide принадлежит Blackstone Group .
В случае с поместными православными церквями РПЦ и РПЦз похоже, но слегка запутанней. У них есть главный владелец и управляющий это некое сверхъестественное существо еврейский бог Иегова, который триедин и един, который послал на землю сына, который в свою очередь и создал эту бизнес-модель по нахлабучиванию широких масс населения, создал на голом камне, но не напрямую, а через ученика Петра. Вот это нечто созданное Петром на голом камне и есть Вселенская Церковь, но в данный момент ее нет. А было время епископы(топ-менеджеры в современном рунглише) Вселенской Церкви собирались на вселенские соборы, обсуждали важные вопросы и принимали решения: как лучше окучивать лохов, под какую власть и в какой позе лучше лечь и т.п.. А потом эта организация распалась. Сейчас, есть кучка относительно небольших сект которые исповедуют Никео-Цареградский символ веры и признают постановления семи Вселенских Соборов(а остальные постановления не ризнают). И вот эти секты, называют себя Вселенской Православной Церковью. Каждая из них т.н. поместная церковь может находится на разных территориях, у них могут быть разные святые, разные календари, разные праздники и поклонятся они могут разным крашенным доскам по разному. Но используют похожие методы окучивания широких масс населения, похожую мифологию и в это они едины. Среди них есть РПЦ, существовавшая в симбиозе с госвластью на территории России продолжительный срок. Но однажды власть в России сменилась, новая власть не стала поддерживать РПЦ в былых масштабах и вообще старалась заменить православие на модную в то время религию "маркизм-ленинизм в исполнении разных генсеков". Многие ПГМ-нутые разбежались из рашки по всему миру унося с собой ПГМ. А как известно спрос рождает предложения, так родилась РПЦз, отдельная секта рассчитанная на пгм-нутых эмигрантов из России. Во временна т.н. холодной войны, она получала определенную финансовую поддержку от заинтересованных стран, а в обмен убеждала ПГМ-нутых прихожан, что Ленин есть гриб-сотона и страна Россия во власти красного дьявола. Но с распадом СССР РПЦз стала никому не нужна, и вот чтобы увеличить прибыль с 2007-ого она действует по франчийзе под брендом РПЦ, соблюдая условия договора. Примерно как гостиница ленинградская под брендом Hilton. Ясно что для стран запада РПЦз и православие не представляют никого интереса. Когда есть айфоны, суперкомпьютеры и голивуд средневековые шаманства с крашенными досками, мумиями и нетухнущими яйцами теряют пиар-эффективность и становятся экономически мало привлекательными. А вот для страны которая находится в раннем средневековье, экспорт православной духовности на ряду с матрешками, балалайками, водкой и нефтью имеет смысл и экономическую привлекательность. Иначе откуда средневековым рашкинским феодалам брать деньги на айфоны, компьютеры и мерседесы? Разумеется балалайки должны производится, водка разливаваться, нефть качаться, вообщем должно это все производится на западном оборудовании по западным технологиям и за это разумеется западные компании имеют значительную часть пирога. Также и православная духовность идущая на экспорт через РПЦз должна разливаться западными специалистами с учетом западного менталитета, иначе там ее вообще не будут покупать. Понятно, что если Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан исполнит что-нибудь из репертуара Леонида Симоновича, например с протыканием портрета Мадонны, то православная духовность в Нью-Йорке быстро потеряет ту нишу которую сейчас имеет. На столь богатом и разнообразном нью-орском рынке религиозных услуг это произойдет мгновенно. Это как с водкой, для России ее можно разливать в грязном подвале с помощью таджиков из технического спирта, но экспортный вариант должен быть разлит на заводе с помощью новейшего оборудования из хорошо очищенного спирта и c соблюдением санитарных норм.
Если быть кратким, то РПЦз это дочерняя компания в составе ООО РПЦ, разливающая более качественный вариант православной духовности.