С верой в бога всё понятно. Бог представляется верующим в него как объект реальности, хотя на это нет ни малейших оснований. Вера в бога двухчастна:
1) Вера в существование бога.
2) Вера в бога, из которой вытекает в т.ч. вера или надежда на божью помощь.
Однако нерелигиозная вера может иметь в своей основе совершенно иные предметы, отрицание существования которых противоречит реальности.
Например, вера в добро может выражаться в следующих аспектах:
1) Вера в существование или возможность добра. Отрицание веры противоречит фактам. Значит, её можно перевести в знание о существовании или возможности добра.
2) Вера в победу добра над злом. Эта победа совершенно негарантированна, так как шансы возрастают только при наличии веры. А победа добра над злом может совершаться в каждом человеке, когда он отказывается убивать, воровать, помогает нуждающимся, попавшим в беду и т.д.
3) Вера в необходимость добра. Нигилист может привести "железный" довод, что зло в целом выгоднее добра и намного эффективнее решает социальные проблемы. Верующий может приводить контраргументы, но если они окажутся опровергнутыми, что тогда? Остаётся непоколебленной только вера в "остатке". В дальнейшем может оказаться, что критикующий необходимость добра нигилист имел в виду только те "плюсы", которыми располагает зло. Его оппонент приводит доводы о "минусах" зла, но сумма предпочтений сильно колеблется в зависимости от ситуации. Можно ли доказать необходимость добра? Теоретически можно, но доказательство вторично.
4) Истинная вера в добро, воплощаемая в поступках.
Вера в торжество разума - основа идеологии рационализма. Но разве оно гарантированно и наступит в любом случае? Торжествует мракобесие, суеверие и невежество, образование деградирует. Тенденции очевидны. Верить или не верить, если от конкретного человека зависит эту ситуацию изменить? Может, не менять её? Мракобесие даже выгоднее, так как невежество приводит к легковерию; открываются просторы для хитрости, обманов.
Другой пример - патриотизм.
Верить в Россию - значит быть убеждённым в её подъёме, возрождении, усилении как державы и прилагать усилия для этого, хотя оснований для скепсиса более чем достаточно. Вера противоречит фактам? Но в данном случае это достоинство, а не недостаток веры. Для простого человека вера или неверие в Россию не изменяет положения дел, но для человека, имеющего соответствующие возможности, наличие или отсутствие веры становится решающим. Действительно, есть выбор: сохранить статус-кво, развалить страну во имя группировки интересов или "наивно" развивать экономику, социальную сферу, культуру в "конченой" стране, бесперспективном сырьевом придатке Запада.
Вопрос: основана ли вера на эмоциях или на разуме? Может ли она основываться на разуме, но утверждаться вопреки фактам?
Цель темы - поиск оптимального соотношения веры и знания, веры и разума. Без назидания, так как каждый человек решает самостоятельно, во что ему верить или не верить, и так и должно быть.