Советский фильм 1978 года «Комедия ошибок» по Шекспиру с великолепными композициями «Хортус Музикус».
Когда я узнал о существовании «новой хронологии» Фоменко, я аккуратно и дотошно стал проверять их выводы и, действительно, обнаружил целый Монблан необъяснимых с т.з. классической исторической науки фактов (правда, рядом с ними высились Гималаи проверенных и взаимоувязанных фактов). Одним из самых интересных источников в этом смысле является шекспировская «Комедия ошибок», написанная еще в XVI веке - вероятный «осколок доскарлигеровского видения мира».
Действительно, среди персонажей неожиданно появляется Тезей – Афинский Герцог. Впрочем, это всего лишь модное в средние века осовременивание древних сюжетов – подобно тому, как рисовали Иисуса Христа и апостолов в современных одеяниях.
Что же касается фильма – этот шедевр в эстетическом смысле является едва ли не самостоятельным произведением. Подобно героям «Патруля времени» Пола Андерсона, зритель, оказавшись в Эфесе, сразу же начинает ориентироваться (от лат. поворачиваться на восток) – в каком времени и месте он оказался.
Итак, во-первых, перед нами, несомненно, христианская страна. Причем, страна католическая (это не демонстрируется прямо, но подразумевается – в сцене с монастырем, в котором скрывается Антифол Эфесский).
Во-вторых, имена подавляющего большинства героев греческие (хотя встречаются и английские и иные латинизированные).
В-третьих, само название Эфес определенно локализируется на эгейском побережье Малой Азии. Сиракузы, откуда прибывает Антифол Сиракузский – это, естественно, Сицилия.
Расовый облик населения Эфеса ясно указывает на берега Средиземного моря.
Одежда и прочие атрибуты героев более всего указывают на XV век (может на XIV, но не далее).
Отсюда следует вывод: мы попали в один из городов, подвластных крестоносцам четвертого крестового похода, вернее, их потомкам, которые правили Царьградом до 1261 года, а иными островами и анклавами в Эгейском море до конца XV века (одним из последних их баз стал орден Родосских рыцарей, а большинство иных владений попали под власть Венеции). XIII-XV вв. в регионе существовали помимо Латинской империи – Афинское герцогство (1205-1460), Графство Аргос и Навплия (1311-1384), Княжество Ахайя (1204-1460), Герцогство Наксос (1207-1566), Герцогство Лесбос (1355-1462, первой герцогиней которого была Мария дочь Андроника III Палеолога), и более мелкие герцогства и прочие владения: Кефалония (1326-1483), Лемнос (1207-1455), Карпатос (1279-1537), Эвбея (1204-1470), Самос (1303-1329), Кос (1306-1495), Эгина (1294-1451), Кифера (Чериго)(1207-1797), Имброс (1384-1456), Парос (1262-1537), Аморгос (1207-1365), Стампалия (1207-1537), Нисирос (1311-1479). Все это были островные владения, лежащие на важных торговых путях Средиземноморья.
Таким образом, перед нами интереснейший мир Восточного Средиземноморья под властью католических правителей Европы – до сих пор не так уж достаточно изученный, что и позволяло новым хронологам строить свои сомнительные схемы. Католические герцогства Эгейского моря идентифицировались с островными древнегреческими республиками-тиранниями, а творения древнегреческих поэтов пытались приписать менестрелям эпохи крестовых походов (очень содержательные материалы по культуре и искусству этих карликовых государств приводятся в III томе «Культуры Византии»). Эффект причудливого смешения византийской, европейской и мусульманской культур в фильме достигается тем, что он снимался в современной Грузии, и колорит Кавказа также вписан в контекст фильма.