Это прямые слова Библии, которые интерпретируются.
Разумеется речь здесь идёт о Навуходоносоре, царе вавилонском.
Но не только ).
См. толкования стиха Исайя 14.12:
Прп. Антоний Великий:
Как упал ты с неба, денница, сын зари!
"И божественный возвеститель херувимов Исаия обличает, что спал с небес Денница («Утренняя звезда»), всходящая до рассвета. Этим он сообщает, что сущность Ангелов — огненная и световая, и властна по чину, сопоставимая с образом звезды."
Иоанн Златоуст:
"Справедливо сказано: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!». Некоторым это кажется сказанным относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18). Не отвергнем этого толкования: возможен и иной смысл этого выражения, тем не менее, примем это толкование, так как оно теперь полезно. Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память?"
Блж.Иероним Стридонский:
Как упал ты с неба, денница, всходившая утром, упал на землю, поражавший народы
"Павший денница, восходящий заутро и питавшийся в раю сладости, должен был выслушать слова: Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь (Авд. 1:4). Ибо Люцифер говорил в сердце своем: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему.
Ст. 12-14 LXX: Как пала с неба денница восходившая утром? Сокрушен на земле посылавший ко всем народам. Вместо денницы, называющейся по-еврейски elil, Акила перевел: вопящий сын зари. Ибо действительно должен был вопить и рыдать тот, кто вследствие гордости своей был низвергнут с неба на землю и сокрушен. Поэтому и Спаситель говорит ученикам: видех сатану яко молнию с небесе спадша (Лк. 10:18). Не теперь вижу, но прежде видел, когда он низпал. И если он вследствие гордости пал с такой высоты, то также и вы должны хвалиться не тем, что вам повинуются демоны, а тем, что имена ваши написаны на небесах, чтобы вы чрез смирение вошли туда, откуда он пал чрез гордость. Это тот князь мира, который между прочими звездами восходил утром и по своей вине из денницы (Люцифера) сделался вечернею звездою (Веспером), и не восходящим, а заходящим, который поражал народы или который посылал своих слуг к народам, чтобы всех прельстить своим обманом."
Блж. Августин Аврелий:
"А что касается написанного у Исаии: Как упал с неба денница, сын зари, - и прочих слов, которые под образом вавилонского царя сказаны об этом лице или к этому лицу, то они, несомненно, должны пониматься как относящиеся к дьяволу на основании самого контекста этой речи, и, однако же, сказанное здесь: Разбился о землю, посылавший повеление всем народам, не вполне соответствует этому лицу."
Г.К. Властов:
"12. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
13. А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов на краю севера;
14. взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему“.
Можно заметить, как во всем этом пророчестве, начиная с 4-го стиха, пророк переходит от царя Вавилонского к типическому царю гордыни-сатане, и наконец кратко касается того таинственного момента, когда он пал, сверженный с неба. Первое восклицание пророка: „как упал ты с неба?“ не может относиться ни к кому, кроме сатаны, который здесь назван „денницей“, „сыном зари“*, в воспоминание той славы, которой он пользовался и которую утратил. С неба свергнут и упал только возмутившийся ангел, о котором Господь Иисус Христос сказал: „Я видел сатану, спадшего с неба как молнию“
(Лк.10:18).
Но пророк Исаия видит только мгновенно этот таинственный момент; видение об падшем ангеле во времена, недоступные уму человеческому, исчезает: вслед за сим пророк говорит о земных человеческих событиях и явлениях, но с явным указанием, что тайным двигателем преступлений и гордыни царей Месопотамских был тот, „который упал с неба“. „Разбился о землю, попиравший народ“, может относиться и к сатане, но ближе всего относится к ряду царей, представлявших собою жестокую Кушито-Семитскую культуру с ее развращающим культом. Об землю разбиваются идолы Ариями, идущими с востока, по повелению Божию. Гордость, изображенная в ст. Ис.14:13-14, есть гордость человеческая, начало которой проявляется в Месопотамии со времени постройки столба Вавилонского и создания Кушитского царства насилия Немвродом. В этой человеческой гордости, подсказываемой отцем лжи, есть много невежества, незнания окружающего Кушито-Семитские царства мира. Ленорман в Origines de l'histoire d’après la Bible (1882); tome deuxième, pp. 121 sq, – указывал, что среди народов Азии, – как средней и южной, так и западной всегда существовало верование, что где-то на севере есть великая гора, которая достигает неба и есть жилище богов**. Вот на эту мифическую гору указывают стихи Ис.14:13-14, которые приписывают желание взойти на эту гору сонму горделивых царей Месопотамии, или одному типическому царю, олицетворению их всех, который в забвении своего человечества, наущаемый сатаною, обоготворяет себя и свой разум. Это помрачение мы встречаем у всех языческих народов, которые всегда чтили своих царей как богов, и кланялись им как богам после их смерти. Таково было обоготворение фараонов в Египте, и царей в Ассирии и Вавилонии, и даже в высоко развитом императорском Риме, хотя последнее было обоготворение условное, политическое, явный, лишь допущенный и всем понятный обман. Но тем не менее везде народы „называя себя мудрыми, обезумели“, как говорит св. Апостол Павел (См. Рим.1:20-22)."