На самом деле, суть спора об эмерджентности сводится к тому, можно ли считать эмерджентное объяснение феномена достаточным. Vivekkk утверждает, что можно...
То, что идеальное является эмерджентным свойством крупномасштабной системы нейронов головного мозга человека, конечно, не является объяснением идеального как феномена, но является объяснением того, как идеальное появляется, откуда, от чего зависит, что основа идеального. Идеальное - эмерджентное свойство нейронов, значит, появление идеального можно объяснить материалистически, не прибегая к идеализму, мистике, допущениям сверхъестественного или некой трансцендентной сущности. Более того, не только материалистически, но и монистически. В связи с чем я и писал о том, что, возможно, вскоре мы откажемся от некоторых устаревших терминов. Все как Энгельс писал: форма материализма меняется вслед за изменением естествознания. Философия сознания, здесь, следует за нейронауками. Основные концепции сознания, идеального философией сформулированы.
Новое, непредсказуемое свойство системы нейронов - сознание, идеальное, также как и жизнь - эмерджентное свойство системы неорганических веществ, непредсказуемое, новое, но, главное, зависимое, определяемое этой системой, вытекающее их этой системы, вторичное по отношению к этой системе. Сознание не существует без мозга и вне мозга, со смертью мозга исчезает и сознание. Идеальное, если оно не опредмеченное владельцем, также исчезает со смертью мозга. Многочисленные эксперименты доказывают, что изменение ткани мозга меняют личность, речь, память, субъективные образы объективной реальности - идеальное. Связь, зависимость сознания, идеального от физической структуры - мозга налицо.
Но тогда что такое идеальное, сознание? Некая нефизическая сущность? Сверхъестественная субстанция? Неубедительно. Мы знаем, что физический мир казуально замкнут. В тоже время мозг определяет сознание и идеальное, а сознание может влиять на поведение человека. Следовательно, идеальное, сознание не может быть чем-то трансцендентальным. Однако оно и не фиксируется в самих нейронах. И все же сознание, идеальное - часть материального мира, мир един в своей материальности и ничего нет, кроме вечно движущейся материи. Значит, идеальное, сознание должно быть чем-то большим, чем нейрон, и в тоже время реальным явлением, и наиболее правдоподобное предположение - это предположение, которое выдвигает эмерджентный материализм. Сознание, идеальное - свойство высокоорганизованной материальной системы нейронов головного мозга, ее общее новое непредсказуемое свойство. Эта гипотеза связывает в едино и непротиворечиво все вышеуказанные тезисы, факты. Альтернатива - эпифеноменализм с его проблемами объяснения влияния сознания на поведение.
При чем тут диамат? При том, что диалектический материализм, являясь фундаментальной философской теорией материализма вообще, объясняет механизм появления эмерджентности через диалектические законы движения материи. Так, эмерджентность возникает всегда и везде как новое качественное свойство системы, то есть при наличии определённого "количества", которое порождает новое "качество" - новый уровень, новое свойство материи. Сознание, идеальное - новый уровень, новое свойство материи. Поэтому Ленин и писал об относительности противопоставления сознания и материи, а Спиркин говорил, что сознание как таковое не имеет онтологической сущности.
Таким образом, эмерджентный материализм как частная теория философии сознания непротиворечиво сходится с диалектическим материализмом. Эти теории дополняют друг друга.
Что касается феномена идеального то, много уже сказано, и мы ничего нового тоже не скажем. Идеальное - субъективный образ объективных вещей, субъективная реальность, продукт сознания и бессознательной части психики, связанное с искусственными системами отражения - языком, алфавитом, речью, знаками отражения, абстрактным мышлением, существование которых социально зависимо, то есть не возникает без социализации, - воспитания мозга общественной, во многом идеальной системой искусственных знаков, языков. Диалектическое единство социального и биологического порождает идеальное как свойство системы нейронов. В этом аспекте, то, что есть в обществе - то и есть в идеальном, но способ генезиса идеального и его опредмечивания индивидуален, т.к. осуществляется индивидуальным мозгом, уникальной личностью.
Так что, то, что идеальное - эмерджентное свойство доказывает посюсторонность идеального, доказывает правоту монистического материализма, что в борьбе атеизма против религии очень важно.
Я же говорю, что эмерджентность вообще не может быть объяснением, т.к. она сама есть одно из свойств объясняемого феномена и сама требует объяснения.
Явление эмерджентности - факт, а факт не может быть предметом дискуссии. Объяснение эмерджентности - усложнение системы, вне системы эмерджентность не существует. Усложнение системы объясняется диалектическим материализмом, а именно законами диалектики - всеобщими законами движения материи. Противоречие - источник движения, в том числе и усложнения, которое возникает через порождение "количеством" "качества". Философски объяснение более-менее понятно. В части идеального, сознания мы ждём конкретных ответов от естествознания (учёных, конечно, философские объяснения не могут удовлетворить).
Возьмём любое системное свойство, например текучесть воды, которой не обладают ее молекулы, Н2О. Объяснение текучести у Vivekkk выглядит так: текучесть это новое свойство воды, не сводимое к свойствам ее молекул. Ясно теперь что оно такое.
Подождите. Текучесть - это физическое свойство жидкости, как агрегатного состояния вещества. Текучесть не обязательно свойство воды, а жидкости, которая под влиянием температур может получить свойство твёрдого или газообразного состояния. Так, ртуть тоже может быть жидкостью. Текучесть или вязкость жидкости - это свойство конкретной молекулярной структуры, в силу чего, жидкость не сохраняет форму и под влиянием внешних сил легко меняется, то есть величина средней кинетической энергии молекулы жидкости и величина средней энергии взаимодействия между этими молекулами приблизительно равны.
Исходя из сказанного, текучесть или вязкость - это не эмерджентное свойство воды как феномена. Никакое это не новое свойство воды, а как раз свойство молекул жидкости. Так что, Ваш пример не корректный, мягко говоря.