АДАПТАЦИЯ РУССКИХ ЗА РУБЕЖОМ
Мало того, что русский достаточно безразличен к национальным вопросам, он великолепно может взаимодействовать с другими народами, легко осваивается в инонациональном окружении (особенно, если отсутствует языковой барьер) и даже способен испытывать специфическую ностальгию по иным странам и народам. Русский – прирожденный космополит, и интернациональный коммунизм как нельзя лучше лег на русскую ментальность. Иностранные сказочные и приключенческие сюжеты настолько въелись в русскую детскую культуру: Винни-пух, Малыш и Карлсон, Остров сокровищ, а с недавнего времени Хогвадс Гарри Поттера, что их искоренение (к чему неизбежно приведет борьба за патриотическое возрождение) сильно обездолит русскую культуру. Первая программа обучения русской молодежи в Европе осуществлялась еще Борисом Годуновым около 1600 года (из этих студентов никто не вернулся в Россию), в XVIII веке уже тысячи русских бродили по Европе, а в начале ХХ века белая эмиграция рассеялась по миру и тоже исчезла для России (Набоков и Сикорский стали американцами, Анри Труайя (Леон Тарасов) – французом, Беляев – парагвайцем и т.д.) Массовый коллаборационизм на оккупированных в 1941-1944 гг. территориях и браки на иностранцах в последнюю четверть века – явления одного порядка. Численность русских в Дальнем Зарубежье с 1989 по 2013 увеличилась с 1,5 до 6,5 млн. человек. Русского завораживает такой огромный, разноцветный и отличающийся от серых русских будней окружающий мир. Но низкопоклонство перед Западом (или Востоком, или Югом) – это самая экстремальная форма ксенофилии русских. В большинстве случаев русский мыслит и действует по поговорке: «Для русского все народы – братья, а с родственниками можно и не церемониться». Русский способен восхвалять достоинства всех народов, но он не забудет и их недостатки. Французы ценятся за юмор и французскую кухню, англичане – за ту особую упорядоченность, которой так недостает русским, немцы – надежны, американцы – радушны, у японцев – тонкое чувство прекрасного, итальянцы – великолепные бездельники, у чехов есть пльзеньское пиво и Ярослав Гашек, даже польская чопорность вызывает симпатию, и русский не отказался бы в следующей жизни родиться в Варшаве. Зато у англичан нет секса, а вместо него одно занудство, немцы проиграли войну (и до сих пор комплексуют), итальянцы еще в XVI веке перестали быть великой нацией, французы не отличаются чистоплотностью, которую им заменяет скупость, а американцев еще Максим Горький аттестовал как претенциозных малолеток. Русский мог бы управлять этим большим и разноцветным миром, мог бы построить (как в известном анекдоте, который приводит А.А.Зиновьев) здание всемирной империи, но, к сожалению, для этого сарая у русских нет досок.
АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ
Насколько русские легки на подъем в смысле адаптации и ассимиляции в иных странах, настолько же иностранцам легко жить в России. Русский интернационализм, саркастичность и серьезность заразительны. Достаточно родиться в России или пожить в ней длительное время, как начинаешь русеть. Появляются русские немцы, которые уже значительно отличаются от германских немцев, русские поляки, русские евреи, русские армяне и др. Этому способствует также одно интересное обстоятельство: русский любит выделять себя из общей русской массы, особенно за счет инонационального происхождения. Родственники Пушкина гордятся его африканским происхождением, родственники Лермонтова – его шотландскими кровями. Русская аристократия татарского корня городилась своим происхождением от Чингисхана (реальным ли, мнимым – это не имеет никакого значения). Имея инонациональное происхождение, русский как бы получает дополнительные баллы своего статуса. Это может показаться странным и в корне противоречащим русскому же принципу несерьезного отношения к этническим различиям, но это тоже реалия русского менталитета. Тот факт, что в России живет множество людей инонационального происхождения, льстит русскому самолюбию как симптом объединения Россией всего человечества. То, что русские умудрились создать одну из обширнейших и разнообразнейших в этническом отношении империй, объясняется именно способностью ассимилировать и уживаться с самыми разными этносами. У армян или грузин, по понятной причине, этого не могло получиться.
ОТНОШЕНИЕ К ПОЛИТИКЕ
Принято считать, что русские аполитичны, не разбираются в хитросплетениях партийно-избирательных систем и вообще голосуют «сердцем», а не умом. Действительно, большинство русских считают политику, а точнее, политическую рутину недостойным себя делом, а потому при всей своей социальной активности могут быть аполитичны. Для самых социально активных категорий населения характерен заметный политический и особенно избирательных абсентизм (воздержание от участия в выборах, что особенно поражало журналистов в период между двумя русскими революциями, которые задавали вполне естественный вопрос: как могут те, кто десятилетиями боролся за предоставление избирательного права, игнорировать реальные выборы, особенно на местном уровне?) Но это вовсе не значит, что русские готовы мириться с несправедливостью в политической жизни, и все надежды монархистов и сторонников авторитаризма, что, дескать, русский народ (опять абстракция!) хочет взвалить властные полномочия на какого-нибудь «природного вождя», а самим отстраниться от политики, обречены не сбываться. Авторитаризм воспринимается русскими лишь в том случае, если он просвещенный – в этом состоит секрет популярности Петра Первого и Сталина. Т.е. хотя русский считает политику грязным и недостойным приличного человека делом (особенно сильны такие настроения, как не странно, в самой политизированной части населения – интеллигенции), в целом русские критически относятся к тем государственным деятелям, которые пытались взять на себя всю грязь политики и избавить от нее общество. Самые обидные и саркастические анекдоты в России – это анекдоты о царях и прочих лидерах нации. На рубеже XX-XXI веков русские обнаружили исключительный эффект борьбы с неугодным политиком: они его просто забывают, он вычеркивается из исторической памяти и практически перестает существовать. Первым из подвергнутых такому наказанию политических лидеров оказался Ельцин.
***
Поскольку на протяжении последних двадцати-тридцати лет подавляющая часть российских политиков отличалась ярко выраженным флегматизмом, Жириновский еще более выделялся своей холеричностью и создавал у русских впечатление, что такое поведение ненормально.
ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ
Религиозность среднестатистического русского человека выражается краткой формулой: начальство приказало. Если бы правители современной России (начиная еще с январского богослужения 1991 года) не светились в храмах одной-единственной конфессии, рядовые граждане, а тем более чиновники вряд ли бы проявляли какую-либо заметную религиозность. Если отвлечься от православно-патриотической псевдославянофильской концепции русской религиозности, как основы русского этноса, и обратиться к реальным процессам в русском православии, то обнаруживаем крайне низкую религиозность на протяжении почти всей русской истории и во всех сословиях, включая (как это не странно и не парадоксально) низкую религиозность духовенства (этому способствовала значительная неграмотность в его среде вплоть до конца XIX века). Это констатируют (помимо своей воли) даже православные идеологи: согласно легенде летописца Нестора, князь Владимир отверг мусульманство, предпочтя жратву и пьянку истинной (разумеется, с т.з. мусульман) религии. Лишь вторая половина XVII века – эпоха раскола и кровопролитных религиозных конфликтов – пробудила интерес к религии в русском обществе. Далее следует XVIII век – самое «светское» и равнодушное к религии столетие русской истории. В XIX веке усилиями славянофилов и Достоевского православие начинает приобретать черты идеологии, но периферийной и не сыгравшей ровно никакой роли в событиях революций начала ХХ века и гражданской войны. Поскольку со времен Петра I (а, по большому счету, и до него) православие в России было частью государственного аппарата управления, революционеры и вообще все русское общество, поднявшееся на борьбу с самодержавием, воспринимали его как часть свергаемого режима, а поэтому РПЦ Священного Синода была обречена. Была и другая, считающая себя православной, нонконформистская традиция – старообрядчество. Ее расцвет приходится на начало ХХ века, когда доля старообрядцев в русском этносе доходит до 30% и до 15% населения всей Российской империи, но после 1917 года количество старообрядцев резко сокращается (не исключено, что значительная часть старообрядцев на самом деле была атеистами, а часть вернулась в православие, когда оно перестало быть официальным). Русский атеизм отнюдь не появился в годы революции. Он имеет весьма продолжительную историю. Еще в 1859 году церковная ревизия выявила нереально великое количество людей, вообще не участвующих ни в каких религиозных мероприятиях, что в дореволюционной России было равносильно неверию – 10 млн. человек – 13% населения (на этом фоне 44% атеистов по переписи 1937 года кажутся преуменьшением, следствием особого нонконформизма 1930-х гг, тем более что реальное участие в религиозных мероприятиях, как тогда, так и сейчас, принимало от силы 10-12% населения России), однако из переписи 1937 года хорошо видно, что степень религиозности имеет четкую обратную зависимость от степени образованности и молодости. Благословляя всех борцов с большевизмом (включая Гитлера), зарубежное православие еще теснее приклеилось к монархизму, а в среде советского и постсоветского православия усилились тенденции объяснять революцию и последующее развитие России ни чем иным, как мировыми заговорами. Как и во всем иных случаях, мировой заговор позволяет тем, кто считает себя идейными наследниками свергнутых режимов (будь то царизм или советский строй), предстать жертвой и снимает необходимость признавать реальные причины революций и прочих перемен; русские монархисты, разумеется, физически не могут признать, что императорский режим к 1900 году был уже совершенно неадекватен, равно как и советские патриоты всерьез считают развал СССР мировым империалистическим заговором, в котором, по логике, участвовала вся страна. К 1980-м годам религия в СССР была уделом лишь маразматических старушек, да отдельных диссидентов, искавших в ней идейную отдушину, путь человека из костенеющего коммунизма на просторы мировой философской мысли. Надеждам диссидентов не суждено было сбыться. Как только рухнул коммунизм, православие постепенно прижилось близ государства, страстно желая лишь занять то же самое место, которое оно занимало до 1917 года, а обещание бездн мысли (в отличие от «нелетающей курицы научного коммунизма») и возрождения выдуманных на коленке древних традиций в реальности обернулись торжеством обскурантистского клерикального маразма, прикрывающего сомнительные хозяйственные делишки людей, которые в атеистической стране дальше дворников не поднялись бы. В начале XXI века православным в России именуется (и является) тот, кто поддерживает Путина, а все попытки распространить здесь иные религиозные веры не увенчались успехом, именно в силу безразличия русских к религиозным вопросам. Русский, всерьез соблюдающий религиозные, а тем более церковные правила, выглядит в глазах большинства его сограждан не вполне адекватным человеком. Современное руководство РПЦ сделало за атеистов самую важную часть антирелигиозной работы, и атеистам достаточно лишь следить, чтобы религия в России еще больше – намертво срослась с существующим политическим режимом, который она не переживет.
УБЕЖДЕНИЯ
Умение менять убеждения отличает образованного русского человека. За последнюю четверть века почти все граждане России поменяли свои политические и прочие убеждения минимум по два-три раза. Но при этом делается это со всей славянской чопорностью и русской серьезностью. А если русскому напомнить, что десять лет или даже год назад он говорил и думал с точностью наоборот, чем сейчас, он даже не будет пытаться оправдаться или объяснить вам, что вы его неправильно поняли (такая тактика свойственна разве что обрусевшим евреям), а просто обидится на вас, и у вас появится неприятное ощущение незаслуженной обиды. Тем более, что для образованного русского убеждения вторичны, первична, скорее, сама способность иметь убеждения.
Таким образом, на втором сверху уровне российской ментальности интеллигентский панидеологизм компенсируется замкнутостью интеллигенции как социальной группы и неприязнью ее к другим группам, абстрактное самомнение о высочайшем предназначении России компенсируется «всемирной отзывчивостью», неприязнь к политике не должна расслаблять политиков, а религия в России возможна только как часть нонконформистского стиля, иначе она исчезнет, наказанная новым абсолютным оружием русских – забвением.
ЧАСТНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
Как не странно, но помимо уровней власти и горизонтального измерения культурного, исторического, географического, политического и религиозного пространства у русских присутствует частная жизнь, точнее частно-общественная, в силу того, что человек соприкасается с обществом. Частная жизнь у русского человека занимает лишь третий этаж сверху, и это происходит не только потому, что русский ее считает чем-то низким и недостойным, главная причина – развернутость русского самосознания от частного к общему. Русский вполне способен отождествлять свои личные успехи с общим прогрессом государства и общества, а свои личные неудачи – объяснять происками всемирных врагов. На этом фоне его частные радости и горести кажутся настолько незначительными и бессмысленными, что не стоят сколько-нибудь пристального внимания. Отсюда русское пренебрежение к частной жизни. Русский живет не для того, чтобы ходить по магазинам, ремонтировать квартиру или сажать деревья и растить детей. Это все низко-недостойно мыслящего и образованного человека, и с этим могут справиться другие, более примитивные народы. Русский живет в ожидании великой судьбы; он рожден для того, чтобы командовать армиями, сочинять великие поэмы и летать в космос. Все иное недостойно его. Президент Путин осуществил мечту русского человека – из очень посредственного обывателя превратился в повелителя вселенной. Правда, он неизбежно девальвировал статус повелителя (который должен быть небожителем), и добрая половина русских, глядя на него, задается простым и естественным вопросом: а я чем хуже Путина? В конце ХХ века русский открывает в себе бездну бесконечности и становится (чего не было ранее) эгоцентристом.
НЕАККУРАТНОСТЬ
Русский подчеркнуто неаккуратен, и эта неаккуратность имеет объяснения на геополитическом уровне. Когда русский автор разъясняет те или иные особенности русского национального характера, он прибегает к историческим и геополитическим аргументам даже там, где все проще и примитивнее. Более аккуратные народы (прежде всего, украинцы) замечают, что русский будет сидеть в неметеной избе и думать о счастье всего человечества. Поскольку у каждого качества есть положительные и отрицательные стороны, русская неаккуратность порождает крайне отрицательное отношение к мещанству. Правда, в последнее десятилетие, когда русские стали потребительским обществом, ценность вещей, вещизма в целом заметно возросла (благо есть возможность реализовать свои потребительские желания), но это ничуть не превратило русских в мещан. Богатство не есть цель русской жизни, оно воспринимается как средство, хотя и весьма желательное средство. Все олигархи за последнюю четверть века разбогатели «по щучьему велению», они практически даром получили свою собственность, и их менталитет уже по одной этой причине должен резко отличаться от менталитета их американских, немецких или французских коллег. Само собой, такой образ обогащения меньше всего способствовал появлению у русских скаредности и бережливости. Русский любит быть щедрым, особенно, если есть такая возможность. Жадность – один из самых скверных недостатков, с т.з. русского. Хотя Россия славится отдельными умельцами и трудоголиками (Калашников – прекрасный пример трудоголика), в целом труд для русского человека – неприятная повинность, необходимость, которой хорошо бы избежать. Сейчас, когда Россия открыта миру, каждый русский, нет, нет, да и помечтает о богатом «американском дедушке», который просто обязан не забыть внучка и за просто так его осчастливить. Емеля на печи, исполняющий свои любые желания «по щучьему велению» – доминирующая русская мечта. Другая сказка – авторская – пушкинская история о старухе, наказанной за ненасытность желаний на халяву (и, кстати, списанная с немецкого фольклора), должна удивлять русского человека своим тупым морализмом, и русский, окажись он на месте пушкинской старухи, не отказал бы себе в удовольствии еще раз повторить этот блестящий пируэт от черной крестьянки до владычицы морской. Единственный правдоподобный образ, созданный Достоевским, это Игрок с его презрением к честному «труду в поте лица» и стремлением к легкой наживе. Трудолюбие – трудолюбием, но русский человек испокон веков стремился тратить как можно меньше энергии именно на труд. Лень на этом фоне – прекрасная добродетель. Литературоведы, почти два века уже противопоставляющие ленивого и бесхребетного Обломова трудолюбивому и бодрому Штольцу, не понимают, что Обломов счастлив единственным возможным для него счастьем, которое он легко потеряет, если пойдет по пути Штольца. И если уж вспоминать геополитическое измерение, русский счел бы вполне справедливым такое мировое устройство, при котором все народы обеспечивают русских всеми мыслимыми удобствами, а русские – мыслящая элита человечества – обращают свой досуг на обдумывание бытия и смысла жизни. К счастью, русская природа оказалась обильна богатствами (от пушнины – «мягкой рухляди» новгородских ушкуйников до современных запасов нефти и газа) – в противном случае, обделенные даровыми природными богатствами, русские влачили бы куда более скромное и неаккуратное существование.
***
Русская неаккуратность приводит к любопытному поведенческому рефлексу. Покупая в современном магазине суперсовременный телевизор или стиральную машину, русский вряд ли заглянет первым делом в объемистое техническое описание, и, считая себя в состоянии самостоятельно разобраться в устройстве нового прибора (а русский человек обычно высокого мнение о своих умственных способностях), будет действовать «методом научного тыка». Этот метод вполне может оказаться результативным, но, даже если он не окажется таковым, к инструкции русский обратится только в случае полной неудачи самостоятельного подключения либо серьезной поломки оборудования. Аналогично русское отношение к любым иным внешним инструкциям. Русский вполне способен простроить демократию, фашизм или коммунизм, но ничуть не желает внешней помощи в лице вермахта или Международного Валютного Фонда.
БЕСКОРЫСТНОСТЬ
И, однако ж, не смотря на всю свою лень и нелюбовь к труду, как к обременительной обязанности вследствие несовершенства мира, русский, как никто иной, способен на совершенно «бескорыстную», не приносящую непосредственный доход ни ему, ни кому бы то ни было еще работу. Образованные русские пишут книги, которые никто и никогда не напечатает (правда, в эпоху Интернета они могут осчастливить мир непосредственно – выложив свои труды на соответствующих сайтах), проводят грандиозные исследования, которые никому не нужны, создают смелые проекты общественного переустройства, никем не реализуемые, а то и вовсе изобретают велосипед, затрачивая на это уйму времени, сил и средств (если труды требуют денежных затрат) и не получая взамен ничего, кроме чувства самоудовлетворения своей ролью творца (впрочем, в обществе такие люди, хотя и слывут чудаками, пользуются всеобщей симпатией и даже определенным уважением). Непрактичность русских видна хотя бы на примере судеб отдельных изобретений и открытий, которые их русские авторы даже не пытались запатентовать, а не то чтобы получать с них доход. В ответ на упреки со стороны более предприимчивых иностранцев русский (если он не трудоголик, что встречается в России в среднем реже, чем в других странах) заметит, что он работает для того, чтобы жить, но не живет для того, чтобы работать. Российская образовательная система строится по принципу «гармоничности» - т.е. ученики получают общий курс знаний с минимальной ориентацией на их будущую профессиональную сферу (это нередко приводит к тому, что даже в 15-16 лет очень немногие русские школьники профессионально сориентированы). Однако, у многих людей тяга к получению знаний, в том числе совершенно не относящихся к их непосредственному роду занятий, сохраняется и в более взрослом возрасте. В своих увлечениях и интересах русские удивительно разнообразны. В России зубной врач может быть знатоком русского флота времен Цусимы, а в личной библиотеке программиста будут книги о добыче золота, искусстве Индонезии и средневековой истории Флоренции (причем, все или почти все из них программист прочел и составил себе хотя бы общее представление о предметах, прямого отношения к программированию не имеющих). Американского преподавателя химии в колледже, который помимо химии ничем, кроме, максимум, бейсбола не интересуется, и с которым нельзя поговорить о филателии, джазе, истории коллективизации в СССР, теории Большого Взрыва и предвыборной кампании Рузвельта в 1936 году, его русские коллеги сочли бы примитивным образованцем («образованщина» – ужасное ругательство в русских устах) и подвергли бы остракизму. Эта русская всеобщая эрудиция делает практически невозможным какой-либо информационный контроль над людьми: например, никакой единый учебник истории не поможет достичь единого преподавания этого предмета в школе или вузе, поскольку каждый преподаватель убежден (и нередко он прав), что знает историю лучше, чем авторы учебника, и преподает по-своему, поскольку контролировать его невозможно, а уволить проблематично.
ЦЕННОСТИ
Самоценность знания и более узко – образования – признается всеми русскими (кроме, разве что, крайних религиозных обскурантов). Россия, по всей видимости, единственная страна в мире, где в подземных переходах продают дипломы о высшем образовании, поскольку кандидат в продавцы-ларешники, если у него есть такой диплом, имеет больше шансов найти данную работу по сравнению с не имеющим высшего образования. Уровень образования в современной России – вторая, неформальная общественная иерархия, и самый малооплачиваемый «старый русский», тем не менее, чувствует себя Цицероном на фоне тупого и необразованного владельца мерседеса, который даже не знает, что первая советская противотанковая самоходно-артиллерийская установка (СУ-76) была разработана не в 1976, а в 1942 году. Прощая начальству самодурство, русский отнюдь не склонен прощать тупость, глупость и необразованность. Гоголь в «Замечаниях для господ актеров» к пьесе «Ревизор», возможно неумышленно, дает городничему вполне лестную характеристику: «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души». Перед нами старательный и образованный человек с развитым умом и воображением. Почти положительный персонаж.