Голос крови с уголовной тональностью
Прокуратура заинтересовалась печатной продукцией Екатеринбургской епархии и русской общины Екатеринбурга
Белимов Виктор
19 декабря 2001
Читайте сюжет: Кто зачинщик межнациональной розни на Урале?
Прокуратура Свердловской области возбудила на днях уголовное дело по факту распространения газеты "Русская община Екатеринбурга", содержащей публикации, направленные на разжигание национальной и религиозной вражды. Основанием послужила статья 282 (часть 1) УК РФ "Возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды". Об этом Стране.Ru сообщила пресс-секретарь областной прокуратуры Наталья Хабекова.
"Русской общине Екатеринбурга" Уральское управление регистрации и контроля за деятельностью СМИ уже выносило предупреждение за разжигание национальной розни в предыдущих выпусках газеты. Теперь газетой займется прокуратура. Поводом к началу расследований для прокуратуры послужило заявление членов свердловского отделения Конгресса национальных объединений России (КНОР), поступившее в ноябре. Его подписали руководители еврейской, башкирской, немецкой, цыганской, татарской национально-культурных автономий Свердловской области и Екатеринбурга, а также председатели свердловского областного общества казахской культуры, общества таджикской культуры, глава национально-культурного сообщества "Аан дойду" Республики Саха (Якутия), вице-председатель Уральского регионального общества греков.
По мнению заявителей, вышедший в августе 2001 года восьмой номер газеты "Русская община Екатеринбурга", который распространялся по почтовым ящикам екатеринбуржцев в сентябре этого года, содержит материалы, "оскорбляющие национальное достоинство граждан, искажающие историю, традицию и религию нерусских народов". В частности, речь идет о материале "Как бороться с оккупацией", размещенном на первой странице газеты. Лидеры национально-культурных сообществ расценили его как "манифест с призывами и рекомендациями для русских". В статье есть такие слова, которые заявители считают пропагандой расистской идеологии в духе нацистов: "Наиболее жизнеспособны, лучше приспосабливаются к изменениям в мире те народы, в которых наиболее сильно развит национализм, голос крови, стремление сохранить свой род... Нам, русским, нужно взять на вооружение русский национализм и защитить свое историческое, завоеванное нашими предками жизненное пространство. Нация, кровь - первичны, все остальное - вторично". Автор материала, подписавшийся псевдонимом "Русич", пишет: "Идет тайная война на уничтожение русского народа, действовать мы должны соответствующим образом. На войне как на войне. При этом нужно прекратить только обороняться. Лучшая защита - нападение".
Заявители также отметили статью "Православные и жиды", рекламу "Библиотечки русского патриота", где рекомендуются для чтения "брошюры антисемитского, националистического и профашистского толка", и материал "Мама, кто я?" с подзаголовком "Русские, имейте русских детей".
Кроме того, в заявлении сообщается, что газета, рассказывая о каких-либо негативных, по мнению редакции, действиях властей, всегда подчеркивает национальность: губернатор - немец, глава Екатеринбурга - еврей, кто-то еще - "нерусский, видно".
Интересно, что почти одновременно с заявлением о деятельности "Русской общины Екатеринбурга" члены свердловского отделения КНОР направили в прокуратуру Свердловской области (а также в органы государственной власти, Патриарху всея Руси Алексию II и Архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию) и заявление в связи с распространением екатеринбургской епархией изданий, содержащих материалы, возбуждающие национальную и религиозную вражду. По мнению одного из заявителей, президента Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области Михаила Оштраха, антисемитские материалы публиковались в "Православной газете" и журнале "Православный вестник", которые издаются с благословения Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского. В "Православном вестнике" в 1999 г. опубликованы стихи некоего иеромонаха Романа, в которых есть такие строчки: "Шолом, - визжат пейсатые мужи: антихриста антихристы встречают. Их час настал! На троне - жидовин!", "Но горше первых - третий вид: когда Россией правит жид". Кроме того, весной этого года в "Православной газете" была опубликована статья диакона Андрея Кураева "Можно ли не праздновать 8 марта?" В ней говорится, что 23 февраля и 8 марта будто бы являются еврейским праздником Пурим. "Как праздновать день погрома? День убийства тысяч детей?" - восклицает о празднике Пурим Кураев. Михаил Оштрах считает, что диакон передернул факты и, тем самым, исказил историю и суть праздника Пурим, поэтому его статья вызывает враждебное отношение к еврейскому народу.
Особенно опасно, считают лидеры национально-культурных объединений Свердловской области, распространение через иконные лавки и церкви екатеринбургской епархии изданной по благословению Архиепископа Пермского и Соликамского антисемитской книги Сергея Нилуса "Близ есть при дверех", в которую автором включены печально известные "Протоколы сионских мудрецов". В заявлении свердловского отделения КНОР указывается, что в книге Нилуса евреи представлены основными врагами христиан и якобы сторонниками "антихриста", из этой позиции Нилус выводит так называемое "число зверя" - 666, которое в этом качестве использует православная церковь, а также негативно отзывается и о других конфессиях - лютеранах, католиках, делаются выпады в адрес мусульман и пророка Магомета.
Известно, что еще летом начальник управления прокуратуры Свердловской области по надзору за исполнением законов в сфере межнациональных отношений Василий Двоеглазов уже выносил решение по заявлению Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области по данным фактам. Решение было отрицательным: нет состава преступления. Сейчас, как сообщили Стране.Ru в управлении Генпрокуратуры в УрФО, это постановление отменено, прокуратуре указано на "неполноту предварительного расследования". В окружной прокуратуре не исключают, что вслед за делом по факту возбуждения расовой, национальной и религиозной вражды в газете "Русская община Екатеринбурга" будет возбуждено уголовное дело и по фактам распространения вышеуказанных материалов православной церковью. Копии заявления представителей свердловского отделения КНОР по поводу распространения екатеринбургской епархией материалов, возбуждающих, по мнению заявителей, национальную и религиозную вражду, были получены Администрацией Президента и Советом Федерации, который переправил письмо в Генпрокуратуру.
"Мы не понимаем, почему в одном случае уголовное дело возбуждается, а в другом - нет, несмотря на очевидные факты, - заявил Михаил Оштрах, - хотя надеемся, что после указания окружной прокуратуры прокуратура Свердловской области внимательно проанализирует действия представителей екатеринбургской епархии и даст им справедливую оценку". Как говорит Оштрах, для него не удивительно, что межнациональную рознь разжигают маргиналы из среды "национал-патриотов" вроде редактора "Русской общины Екатеринбурга", но когда этим занимается РПЦ, несомненно пользующаяся авторитетом и силой в обществе, это уже очень опасно. "В идеале нам бы хотелось, чтоб церковь сама признала свои ошибки и декларируемые публично добрые отношения с другими конфессиями и народами не нарушала в своей повседневной деятельности", - подытожил Михаил Оштрах.
Между тем редактор "Православной газеты" и "Православного вестника" отец Дмитрий (Байбаков), комментируя ситуацию, заявил Стране.Ru: "Мы видим в этих заявлениях не более чем желание г-на Оштраха создать себе дешевую популярность. Это проявление его больного воображения. Книга "Протоколы сионских мудрецов" издавалась еще до революции и по количеству общего тиража уступает разве что произведениям В.И. Ленина. К тому же издавала эту книгу не Екатеринбургская епархия, а запретить ее распространять в приходах епархии мы не можем. Ни к чему худому книга не призывает, ибо Господь наш по плоти своей был евреем, и православная церковь не может выступать против евреев. В Евангелии сказано, что для Христа не существует ни эллина, ни иудея. Есть негодяи среди русских, евреев, татар, других национальностей так же, как есть порядочные люди, которых, к счастью, большинство".