| Распятие | Сожжение | Утопление | Главная страница |

Кое-что о казнях, некоторые исторические факты, иллюстрации.

РАСПЯТИЕ

Мы знаем, что в древние времена у разных народов мира отношение к смерти было совершенно иным, чем сейчас. Соответственно по-другому смотрели и на смертную казнь. Почти все древние цивилизации (впрочем, средние века тоже в этом смысле "не подкачали") стремились не облегчить казнь, а ужесточить страдания осужденного.

Изобретателями распятия, вероятно, являются финикийцы. У них изобретение переняли карфагеняне, а у тех, в свою очередь, римляне. Смерть на кресте считалась у римлян и израильтян позорнейшей казнью, к которой приговаривали лишь закоренелых злодеев и изменников. Как говорит апостол Павел: "Ибо написано: "проклят всяк, висящий на древе". Знаменитый оратор Цицерон считал, что даже просто упоминание о распятии оскверняет уста римского гражданина.

Осужденного на распятие палачи раздевали, оставляя лишь набедренную повязку, привязывали к деревянному кресту и били кожаными бичами или свежесрезанными прутьями. Затем приговоренный должен был сам нести свой крест к месту казни. Обычно это был холм вне города или просто обочина дороги. Крест врывали в землю, веревками поднимали осужденного на перекладину, привязывали к ней, а затем пригвождали руки. Ноги иногда только привязывали, иногда тоже пригвождали.

Распятым давали время пострадать, а затем (обычно ближе к вечеру) перебивали голени, что приводило к быстрой смерти от удушья. Дыхание на кресте возможно, только если приподнимать грудную клетку, опираясь на ноги. Перебивание голеней выполняло функции своеобразного ОТК и отменяло необходимость охранять осужденных в ожидании их естественной смерти от обезвоживания организма или теплового удара. В Евангелии от Иоанна о казни Иисуса Христа сказано: "Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним; но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней".

Распятие было одним из немногих факторов, объединявших раньше Запад и Восток, поскольку активно употреблялось и там, и там. Например, после подавления восстания Спартака римляне распяли по обочинам дорог шесть тысяч восставших рабов. Александр Македонский, разгневанный упорством защитников финикийского города Тира, после его взятия повелел пригвоздить к крестам вдоль берега моря две тысячи человек. Правитель Иудеи Александр Яннай в 88 году до нашей эры распял 800 участников восстания на религиозной почве (фарисеев).

В Японии в средние века с участниками крестьянских восстаний поступали так же — распространенной казнью было именно распятие; причем, перед тем как распять руководителя восстания, у него на глазах умерщвляли всех членов его семьи. Практиковалось распятие также в Индии и Китае.

О применении распятия в XX веке существуют лишь отдельные сообщения. В 1918 году от Рождества Христова, после оставления Киева частями Красной Армии был найден крест, на котором большевики распяли поручика Сорокина, считая его добровольческим шпионом.

Любопытно, что распятие как вид казни до сих пор сохраняется в законодательстве Судана. На распятие в этой стране могут осудить за преступления, нарушающие священную волю. Но осуществляется распятие после предварительного повешения осужденного, то есть распинают мертвое тело.

Согласно евангельскому преданию, был распят Иисус Христос.

Среди известных исторических личностей, принявших смерть на кресте, — основатель манихейства Манес, казненный по велению персидского царя Барама I в 276 году.

| Распятие | Сожжение | Утопление | Главная страница |

СОЖЖЕНИЕ

Оно активно использовалось во многих странах. Например, персидский царь Дарий II заживо сжег свою мать. Есть и другие свидетельства дохристианской эры об этом виде казни. Но настоящий ее расцвет наступил в средние века. Это связано с тем, что инквизиция избрала сожжение приоритетным видом казни для еретиков. Смертная казнь грозила людям за особо тяжелые случаи ереси. При этом, если осужденный раскаивался, то его предварительно душили, после чего сжигали мертвое тело. Если же еретик упорствовал, его полагалось сжечь заживо.

Особое усердие в "огненной" борьбе с еретиками проявили английская королева Мария Тюдор, получившая кличку Кровавой, и верховный инквизитор Испании Торквемада. По данным историка Х.-А. Льоренте, за 18 лет деятельности Торквемады на костер взошли 8 800 человек.

Первое аутодафе по обвинению в колдовстве в Испании состоялось в 1507 году, последнее — в 1826-м. В 1481 году только в одной Севилье было сожжено заживо две тысячи человек.

Костры инквизиции горели по всей Европе в таком количестве, как будто святые трибуналы решили в течение нескольких столетий безостановочно

подавать сигнальные огни для неких летательных аппаратов. Немецкий историк И. Шерр пишет:

"Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров... в Падеборне, в Бравденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней. В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм... В Брауншвейге между 1590-м и 1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10—12 человек), что позорные столбы их стояли "густым лесом" перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597—1876 годах — всего 197... В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек.

Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. В графстве Нейссе (принадлежавшем епископству Бреславльскому) с 1640-го по 1651 год сожжено около тысячи ведьм; мы имеем описания более чем 242 казней; между жертвами попадаются дети от одного до шести лет. В то же время в епископстве Ольмютц умерщвлено несколько сотен ведьм. В Оснабрюке в 1640 году сожгли 80 ведьм. Некий господин Рандов сжег в один день в 1686 году в Гольш-тейне 18 ведьм. По дошедшим документам, в епископстве Бамбергском при населении 100 тысяч человек сожжено в 1627—1630 годах 285 человек, а в епископстве Вюрцбургском за три года (1727—1729) — более 200; среди них встречаются люди всех возрастов, званий и пола... Последнее сожжение в огромных размерах было устроено архиепископом Зальцбургс-ким в 1678 году; при этом жертвой

Сожжение еретиков. Средневековые гравюры.

святой ярости пало 97 человек. Ко всем этим казням, известным нам по документам, мы должны присоединить еще, по крайней мере, столько же казней, акты которых потеряны для истории. Тогда окажется, что каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры, на которых погибали тысячи людей, обвиненных в колдовстве".

В Англии инквизиция уничтожила "всего лишь" около тысячи человек (такое относительно малое число связано с тем, что при проведении дознания к подозреваемым не применялись пытки). Я уже упоминал, что при Генрихе VIII сжигали прежде всего лютеран; католикам "везло" — их вешали. Впрочем, иногда для разнообразия лютеранина и католика привязывали спиной друг к другу и в таком виде возводили на костер.

В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, адресованной инквизитору района Комо, в этом районе стали ежегодно сжигать более 100 ведьм.

Во Франции первое известное сожжение состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. В 1320—1350 годах на костры в Каркасоне взошло 200 женщин, в Тулузе — более 400. В той же Тулузе 9 февраля 1619 года был сожжен известный итальянский философ-пантеист Джулио Ванини. Процедура казни регламентировалась в приговоре так: “Палач должен будет протащить его в одной рубахе на циновочной подстилке, с рогаткой на шее и доской на плечах, на которой должны быть написаны следующие слова: "Атеист и богохульник". Палач должен доставить его к главным вратам городского собора Сент-Этьен и там поставить на колени, босым, с обнаженной головой. В руках он должен держать зажженную восковую свечу и должен будет умолять о прощении Бога, короля и суд. Затем палач отведет его на площадь Сален, привяжет к воздвигнутому там столбу, вырвет язык и задушит его. После этого его тело будет сожжено на приготовленном для этого костре и пепел развеян по ветру”.

Историк инквизиции свидетельствует о безумии, охватившем христианский мир в XV—XVII веках: "Уже больше не сжигали колдуний поодиночке или парами, а десятками и сотнями. Говорят, что один женевский епископ сжег в три месяца 500 колдуний; епископ Бамберга — 600, епископ Вюрцбурга — 900; 800 было осуждено, по всей вероятности, за один раз сенатом Савойи...

В 1586 году в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до июня; это могло быть делом только колдовства, и трирский епископ сжег 118 женщин и 2 мужчин, у которых исторгли сознание, что это продолжение [холодов] было делом их заклинаний".

О Филиппе-Адольфе Эренберге, который был вюрцбургским епископом в 1623—1631 годах, следует сказать особо. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых было сожжено 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина — отклонение от нормы казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

Пыталась не отстать от Европы и далекая загадочная Россия. В 1227 году, как говорит летопись, в Новгороде "изъжогша Хвлхвов четыре". Когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезни было сожжено 12 женщин. На другой год массовое сожжение людей произошло в Новгороде.

Осуждение Яна Гуса на сожжение. Гравюра 1881 года.

У знаменитого тирана средневековой Руси Ивана Грозного сожжение было одним из любимых видов казни. При царе Алексее Михайловиче (XVII век) "жгут живого за богохульство, за волховство, за чернокниж-ничество"1241. При нем же "старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями... В Тотьме в 1674 году сожжена была в срубе и при многочисленных свидетелях женщина Феодосья по оговору в порче". Самое знаменитое в России — сожжение протопопа Аввакума, подвижника раскольничества.

Казнь на костре в России была более мучительной, чем в Европе, поскольку представляла собой скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне. “В 1701 году этот способ сожжения был применен к некоему Гришке Талицкому и его соучастнику Савину за распространение возмутительных "тетрадей" (листовок) о Петре I. Обоих осужденных в течение восьми часов окуривали едким составом, от которого у них вылезли все волосы на голове и бороде и все тело медленно тлело, как воск. В конце концов их обезображенные тела были сожжены вместе с эшафотом”. Случаи сжигания живьем отмечены и в царствование Анны Иоанновны.

Как видим, практически вся Европа соперничала в числе сожженных на кострах. Общеевропейские масштабы этого вида казни проще всего представить, если вспомнить о том, что некий Труа-Эшель в 1576 году заявил инквизиции, что он может сообщить ей имена 300 тысяч (!) колдунов и ведьм.

И, наконец, еще один поразительный факт: последняя ведьма в истории человечества была сожжена в Камар-го (Мексика) в 1860 году!

Среди европейских знаменитостей, погибших на костре, — Жанна Д'Арк, Джордано Бруно, Саванарола, Ян Гус, Иероним Пражский, Мигель Сервет. Стоит отметить, что даже перед лицом столь страшной казни никто из них не отрекся от своих убеждений.

В XX веке сожжение как вид казни применялось в России во время гражданской войны. А. Деникин пишет о расправах большевиков в Крыму в январе 1918 года: Ужаснее всех погиб шт.ротм[истр] Новацкий, которого матросы считали душой восстания в Евпатории. Его, уже сильно раненного, привели в чувство, перевязали и тогда бросили в топку транспорта". Справедливости ради надо сказать, что и противники большевиков пользовались порой теми же методами. Так, в 1920 году были сожжены в паровозной топке руководители военно-революционных организаций Дальнего Востока С. Лазо, А. Луцкий и В. Сибирцев.

| Распятие | Сожжение | Утопление | Главная страница |

УТОПЛЕНИЕ

Суды инквизиции почти всех европейских стран пользовались сожжением еретиков, но каково было инквизиции венецианской, если Венеция жила фактически в воде? Пришлось местным ревнителям веры, скрепя сердце, пойти на нарушение традиции и топить приговоренных в лагунах.

Впрочем, утопление — достаточно распространенный вид казни с давних времен. Топили по приговору и без оного. По распоряжению Нерона рабы утопили в море его пасынка Руфия Кристина.

Любил топить людей римский император Тиберий, местом подобной бойни он избрал остров Капри. Отсюда осужденных после долгих и изощренных пыток сбрасывали в море у него на глазах, — пишет Светоний, — а внизу матросы подхватывали и дробили баграми и веслами трупы, чтобы ни в ком не осталось жизни". Во времена Тиберия (впрочем, и до и после него) осужденных бросали также в Тибр, не делая исключений для женщин и детей.

Христианские владыки порой следовали примеру язычников. Когда папе Урбану VI во время борьбы с королевой Иоанной Неаполитанской пришлось бежать из Ватикана в Геную, он взял с собой семерых кардиналов и по дороге приказал пятерых из них зашить в мешки и бросить в море.

Если брать не политические репрессии, а простые уголовные дела, то утоплением каралось в Древнем Риме поначалу отцеубийство, а затем и убийство матери и ближайших родственников. Приговоренных топили в кожаном мешке, в который вместе с преступником зашивали собаку, петуха, обезьяну и змею. Однако, животных тратили только на убийц родителей^ остальных топили без компании братьев наших меньших.

Тацит пишет, что германцы топили трусов и оплошавших в бою, а также обесчестивших свое тело, в грязи и болоте, а сверху забрасывали их валежником. Сообщение Тацита подтверждается позднейшими находками при осушении болот мумифицированных трупов (без доступа кислорода тела хорошо сохраняются); некоторые из них были закованы в цепи, некоторые покрыты слоем кольев или валежника. Среди найденных на болотах трупов большинство составляют женские; так что, очевидно, под обесчещением тела подразумевались преступления против целомудрия.


| Распятие | Сожжение | Утопление | Главная страница |