Голубые иерархи. История не кончается...

Максим ГЛИКИН

В истории с разоблачением "голубого" епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона и последующим отлучением священников-разоблачителей от приходов много неясного и даже фантастического - особенно для тех, кто плохо разбирается во внутрицерковной кухне.

Оставим пока в стороне вопрос о том, как чисто психологически этому священнослужителю удавалось совмещать свои прямые обязанности с содомским грехом. Гораздо интереснее два других вопроса.

Первый: ПОЧЕМУ ОН ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАЛ ТАК ДЕРЗКО, НАГЛО, ПОЧТИ ОТКРЫТО - не на какой-нибудь конспиративной квартире, как Скуратов, или в подпольной бане, как Ковалев, а прямо в монастырях - доверяя свои сердечные тайны случайным, непроверенным людям?

И второй: ПОЧЕМУ ВЫСШИЕ ИЕРАРХИ ПРАВОСЛАВНОЙ, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ - САМОЙ ОРТОДОКСАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, РЕШИЛИ ПОКАРАТЬ НЕ СОДОМИТА, А ТЕХ, КТО ПОПЫТАЛСЯ ВЫВЕСТИ ЕГО НА ЧИСТУЮ ВОДУ ?

Речь идет даже не о справедливости, а о церковном авторитете. ОЧЕВИДНО, ЧТО НЕАДЕКВАТНОЕ РЕШЕНИЕ СИНОДА ВЫЗОВЕТ НЕ ТОЛЬКО СКАНДАЛ, НО И МАССОВЫЙ ОТТОК ВЕРУЮЩИХ.

А в связи с этим - если рассуждать более меркантильно - значительные финансовые потери. Получается, православные авторитеты сознательно терпели неизбежные в этой ситуации убытки, лишь бы оставить епископа Никона на его посту? Выходит, решение это связано с некоей принципиальной позицией патриархии? Каковы же эти принципы, КАКОВЫ КРИТЕРИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ образца 99-го года?

Ключ к пониманию этих загадочных критериев можно найти в словах самого Никона.

В рапорте игумена Тихона, наместника Верхотурского Свято-Николаевского монастыря, говорится, что Никон требовал приводить к нему для сексуальных развлечений юношей (келейников).

Архиерей-содомит заявлял при этом: "В ДРУГИХ ЕПАРХИЯХ НАСТОЯТЕЛИ МОНАСТЫРЕЙ ЗАНИМАЮТСЯ ПОСТАВКОЙ МАЛЬЧИКОВ ПРАВЯЩИМ АРХИРЕЯМ ... и если на мое место придет другой Архиерей, то ОН ТЕБЯ, Тихон, ВЫГОНИТ ЗА ТО, ЧТО ТЫ НЕ БУДЕШЬ ПОСТАВЛЯТЬ ЕМУ МАЛЬЧИКОВ".

Это не было блефом, пустой угрозой. О том, что "голубой досуг" священнослужителей - явление если не повсеместное, то, по крайней мере, достаточно распространенное, есть не только устные свидетельства пострадавших, не только слухи и толки - но и вполне конкретные факты из криминальной хроники.

В Москве, например, не так давно проходил весьма примечательный судебный процесс, где в роли потерпевшего выступал иеромонах Амвросий из храма Всех Святых на Соколе. Судили двух юношей: Ивана Лукашко и Дениса Ковалева. Судили за нанесение тяжких телесных повреждений - Денис пырнул отца Амвросия кухонным ножом.

История банальная. Иеромонах познакомился с парнями на улице, пригласил их в офис церковного издательства, где он работал, напоил коньяком, помыл в душе и вместе с ними возлег. Парнишки попытались было оказать сопротивление, но дородный батюшка проявил настойчивость. Денису ничего не оставалось, как схватить нож...

И такие истории - сплошь и рядом. При расследовании убийства отца Александра Меня выяснилось, что примерно в то же время было убито еще несколько священников. В связи с этим следствие отрабатывало версию о маньяке-гомосексуалисте, сводившем счеты со своими партнерами.

Еще один весьма характерный случай произошел в городке Каменск-Шахтинский Ростовской области. Там за соучастие в изнасиловании арестовали иеромонаха Владимира, настоятеля единственного в городе православного молитвенного дома. При обыске у святого отца обнаружили целый секс-шоп: видеокассеты с крутой порнухой, несколько искусственных половых членов и прочую отнюдь не церковную утварь. А, кроме того, отыскали наркотики - марихуану. Позже выяснилось, что за спиной у 32-летнего батюшки - 8 лет лагерей.

В истории с отцом Владимиром все более-менее ясно: многие люди меняют свою половую ориентацию в зонах, где их "опускают" ("петушат") за различные проступки. Но почему подобные же наклонности образуются у вполне цивилизованных людей, проповедующих христианские добродетели, помнящих, что за сексуальные извращения Всевышний уничтожил 5 городов? И почему церковное начальство постоянно опускает глаза на греховные наклонности православных пастырей - также, как и на их уголовное прошлое?

ХАРАКТЕРНО, ЧТО ГЕРОЯМИ БОЛЬШИНСТВА "ГОЛУБЫХ" СКАНДАЛОВ СТАНОВЯТСЯ МОНАШЕСТВУЮЩИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ.

С одной стороны, постриг дает шансы для более быстрого карьерного роста: в православии именно монахи стоят на самых высоких ступенях церковной иерархии. С другой стороны, жизнь в монастыре чем-то сродни жизни на "зоне". Дефицит женского пола компенсируется за счет "собственных ресурсов", в данном случае - силами юных послушников и семинаристов.

Так, вероятно, было испокон веков. Но именно сейчас конфликт между священниками нетрадиционной ориентации и священниками-"натуралами" достиг особый остроты и уже выплескивается в СМИ. Дело не в так называемой гласности. Но в том, что настоящих священников - не атеистов в рясах - все больше беспокоит одна страшная тенденция, которую они сами называют "голубым лобби".

Нетрадиционная ориентация батюшек все больше превращается в традиционную. Все больше "голубых" священнослужителей оказываются НА КЛЮЧЕВЫХ ПОСТАХ в региональных епархиях. И осведомленные люди замечают, что это происходит не по закону случайных чисел, но ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДУМАННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКОЙ.

Ничто не объединяет людей сильнее, чем соучастие в преступлении. КРУГОВАЯ ПОРУКА КЛЕРИКАЛОВ ТОЛЬКО КРЕПНЕТ ОТ ИХ ОБЩИХ ГОМОСЕКСУАЛЬНЫХ ТАЙН. Описанные в рапортах потерпевших священников и семинаристов "приставания" со стороны епископа являются в некотором смысле кадровым отбором. Понятно ведь, что небедный архиерей мог бы найти мальчиков и на стороне - рынок всевозможных сексуальных услуг в России достаточно сформирован. Но этому святому отцу было важно, чтобы в контакт с ним вступали СВОИ.

Предложение заняться любовью являлось своего рода "проверкой на вшивость", поиском сторонников и соратников. Не случайно ЗА СОГЛАСИЕ РАЗДЕЛИТЬ С НИМ ПОСТЕЛЬ ЕПИСКОП ОБЕЩАЛ ПОВЫШЕНИЕ ПО ЦЕРКОВНОЙ СЛУЖБЕ - и, в общем-то, ВЫПОЛНЯЛ свои обещания.

"Голубое лобби" создается по вертикальному принципу - от маленьких приходов до мощных епархий, от дьячков до архиепископов.

Свердловский бунт "ретроградов" по большому счету был жестом отчаяния. Отец Тихон и его единомышленники, похоже, не были удивлены реакцией патриархии - потому и не очень торопились сообщать о "шалостях" епископа Никона. ОНИ НЕ СОМНЕВАЛИСЬ, ЧТО ЕПИСКОП ИМЕЕТ ВЫСОКИХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ...

( еще раз напомним, что ЕПИСКОП - это высший священный сан Церкви, в его управлении находятся все общины и монастыри области. Все ЕПИСКОПЫ административно подчиняются ПАТРИАРХУ... КНИГА О ЦЕРКВИ, Москва, 1997 год, стр.10 - Ред.)

 

Увы, предсказуема была и реакция Священного Синода. Не то чтобы члены этого высокого собрания имеют пресловутую ориентацию. Просто НЫНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ ПРАВОСЛАВНУЮ ЭЛИТУ ВПОЛНЕ УСТРАИВАЕТ - и с точки зрения управляемости церковными кадрами, и с точки зрения стабильности и преемственности власти.

И с точки зрения совместного бизнеса. Общеизвестно, что Русская Православная Церковь сегодня - это мощная финансово-промышленная империя. Фактически каждый приход - это коммерческое предприятие, оперирующее в основном черным налом. Наряду с мелкими фирмами есть и солидные концерны-крупняки. Такие, как предприятие "Софрино", в пору расцвета таможенных льгот ставшее одним из крупнейших в России импортеров табака, а также вина из Европы. Кроме того, Русская Православная Церковь является главным соучредителем РАО "МЭС", в середине 90-х возглавившего список крупнейших нефтяных спецэкспортеров.

Кроме того, под контролем Русской Православной Церкви до не давнего времени действовало АОЗТ "Артгемма" - предприятие, созданное для огранки алмазов, но на манер "Голден АДА" предпочитавшее отправлять необработанные камешки, поступавшие из кладовых Гохрана, за рубеж - в основном, в Бельгию. (Кстати, по некоторым сведениям, "Артгемме" якобы покровительствовал зам руководителя Гохрана Александр Абрамов, ТЯГОТЕВШИЙ К ОБЩЕНИЮ С "ГОЛУБЫМИ" КЛИРИКАМИ, которых он не раз одарял сокровищами Гохрана).

Очевидно, что значительная часть "церковных" финансовых потоков протекает через ту область нашей экономики, которую принято называть "теневой". Бизнес этот связан с большими рисками, с повышенными требованиями к хранению коммерческих тайн, строится больше не на бумажных, а на устных договоренностях. Интимная и одновременно греховная связь партнеров по бизнесу - лучший залог надежности и стабильности предприятия.

Кстати, упомянутый герой "голубого" скандала отец Амвросий крестил и проповедовал не где-нибудь, а во Всехсвятской церкви, которая с застойных времен была второй в Москве по доходам после кафедрального собора. А покровитель отца Амвросия, настоятель Всехсвятской церкви епископ Бронницкий Тихон возглавляет к тому же церковное издательство и является, если можно так выразиться, одним из топ-менеджеров православной финансовой империи.

...Автор этих строк имел долгий и откровенный разговор с отцом Фомой - одним из тех священнослужителей Свердловской области, которые осмелились перейти в открытую оппозицию к "голубому" епископу. Меня интересовал тот вопрос, который прозвучал в начале этих заметок: как чисто психологически сочетаются в умах православных иерархов священнодействие и сексуальные извращения?

Являются ли эти люди в рясах убежденными атеистами - в лучших традициях советских времен, когда церковная карьера зависела от согласия сотрудничать с КГБ? Или они все же мнят себя верующими, однако провели негласную ревизию христианских канонов, отменили для себя многие запреты и с недавних пор не считают гомосексуализм грехом?

Так поступили, например, некоторые из протестантов. Впрочем, и русские традиции богаты различными еретическими течениями, связанные с сексуальным ревизионизмом православия - вспомним хотя бы хлыстовство. Так может, это не атеизм, а новая ересь?

Отец Фома сказал, что не знает ответа на эти вопросы. Но помнит, что именно такого рода ВЫРОЖДЕНЧЕСКИЕ тенденции в церкви описаны в Апокалипсисе. Те же слова я слышал и от других священников. Похоже, "голубые" скандалы подхлестывают в религиозной среде апокалиптические настроения не в меньшей степени, чем война на Балканах.