Авторство: Цоглин Аркадий

Еврейская старина по Второзаконнику


03.08.2022 Статьи/История

В период пребывания иудеев в Вавилонском изгнании (6  век до н.э.) их духовные лидеры и учителя пытались осмыслить события прошлого, чтобы наметить пути преодоления политического и морального упадка своего народа. Они предприняли переоценку истории долгого периода между вторжением еврейских племён в Ханаан и изгнанием народа в Вавилонский плен. Поводом к такой работе, вероятно, послужило освобождение вавилонскими властями из тюремного заключения иудейского царя Иехонии в 561 году до н.э. Появилась перспектива восстановления в будущем царской династии и возрождения Иудеи как независимого государства.

Написанный неизвестным автором того времени исторический труд не сохранился в целом виде, но его былое существование отразилось в виде фрагментов разных частей ТАНАХа. Сам же автор исторического исследования получил  у современных учёных условное наименование Второзаконника, так как обнаружил тесную связь с книгой Второзакония, описывающей времена пророка Моисея (Моше). Считают, что следы утраченного сочинения содержатся в Книге Судей Израилевых, третьей и четвёртой книгах Царств. Даже традиционное разделение этой части Библии на главы приписывают этому автору.

Второзаконник стремился в своём труде укрепить религиозную традицию, ослабевшую в годы изгнания в среде пленных иудеев, напомнить своему народу о древнем Завете, заключённом его предками с богом Яхве. Для него самое важное – повиновение воле Яхве, высшей силы, управлявшей всем ходом истории. По его убеждению, отступничество народа от установлений божества стало причиной тяжких бедствий, приведших к вавилонскому завоеванию Иудеи. Особенно возмущает историка впадение его соплеменников в ханаанейскую ересь. т.е. заимствование обрядов и культов покоренных в далёком прошлом жителей страны Ханаан, на землях которой возникло еврейское государство (Суд.2.11-23).

Второзаконник создал представление о великой победе Иисуса Навина, как событии, приведшем к созданию царства евреев в Ханаане. Он же рассказал о деяниях Судей, сделав их национальными героями. Считается, что он также возвысил роль пророка Самуила как предшественника царей иудейских. Второзаконник с большим уважением описывает заслуги дома Давида и важную роль Иерусалима как города, избранного Яхве. Но при этом напоминает, что и царям совершённые грехи не будут прощены. Поэтому он отмечает с сожалением греховные дела царей Давида и Соломона, связанные с религиозным культом, их снисходительным отношением к языческим обрядам других народов.

Второзаконник очень осуждал раскол царства на Иудею (юг) и Израиль (север). Причём особенно критически настроен к последнему. Он отрицал заслуги израильских царей Амврия, Ахава и Иероваама, утверждая, что они постоянно нарушали волю Яхве. Недопустимо, по его мнению, стремление к сотрудничеству евреев с ханаанеями. Эти израильские цари не признавали Иерусалим центром еврейской религии, что также вызывало негодование Второзаконника. Впрочем, и правители южного царства подвергались им критике за ту же практику уступок ханаанеям. Второзаконник описал как наказание Яхве страшную участь иудейского царя Седекии, на глазах которого враги убили его детей, а затем ослепили его самого. С большим уважением историк описывал пророков, особенно Исайю, верно служившим богу. Он часто употребляет фразу: «И говорил Господь через слуг своих Пророков». Мифы о Елисее и Илии рассказаны автором с восхищением их богоугодными делами. Он подчёркивал, что обещания и пророчества этих лучших людей народа всегда сбывались. Второзаконник утверждал, что  невнимание народа к пророкам стало причиной бедствий еврейского государства. Возможно, он сам принадлежал к этой социальной группе. Все страдания Рассеяния народа он обосновывает отступничеством народа от воли Яхве, переданной пророками. Но он также был уверен в будущем возрождении народа под властью дома Давида, если восстановится союз евреев с Яхве в виде точного соблюдения Его заповедей.

Таким образом, этот анонимный автор в значительной степени сформировал идеологию Ветхого Завета, а через него повлиял на дальнейшую историю еврейской религиозной мысли, в том числе на литературу талмудического периода. Так, мировоззрение одного человека, выдаваемое за волю Бога его последователями, стало фактором исторического развития всего еврейского народа вплоть до эпохи Просвещения, когда началась ассимиляция евреев.

Аркадий Цоглин


Посмотреть и оставить отзывы (0)


Последние публикации на сопряженные темы

  • С заутрени на парашу
  • История по  Священнику
  • Были ли церковные гонения в СССР?
  • Гибель империи: Российский урок и наглая ложь архимандрита Тихона (Шевкунова)
  • Порочность христианства

    Пришествий на страницу: 1477