Светская культура в противостоянии "свой - чужой"  


В Колыбель атеизма Гнездо атеизма Ниспослать депешу Следопыт по сайту

Глагольня речистая Несвятые мощи вече богохульского Нацарапать бересту с литературным глаголом


 
РУБРИКИ

Форум


Новости


Авторы


Разделы статей


Темы статей


Юмор


Материалы РГО


Поговорим о боге


Книги


Дулуман


Курс лекций по философии


Ссылки

ОТЗЫВЫ

Обсуждаемые статьи


Свежие комментарии

Непознанное
Яндекс.Метрика
Авторство: Иванеев С.

Светская культура в противостоянии "свой - чужой"


05.06.2021 Статьи/Общество

26 марта в актовом зале Академии ФСИН России подвели итоги X Международной Недели творчества «Виват, курсанты!». Она была яркой и насыщенной, интересной и эмоциональной, позволила усилить интерес курсантов, слушателей и студентов к научной деятельности, качественно повысить уровень профессиональной подготовки будущих специалистов органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, вдохновить их на новые творческие подвиги и победы.

1617700951109

Неделя творчества завершилась Международной научно-теоретической конференцией адъюнктов, аспирантов, соискателей, курсантов и студентов «Человек: преступление и наказание», где автору удалось выступить с кратким докладом на тему: «Светская культура как средство развития межнационального согласия осужденных в исправительном учреждении». Данный доклад был обусловлен тем, что в последнее время мы наблюдаем как ФСИН берет на себя обязанности содействовать строительству православных храмов, часовен, выделяет помещения под молитвенные комнаты, исходя из имеющихся возможностей в учреждениях УИС, оказывает поддержку в распространении газет, журналов, книг духовно-нравственного и патриотического содержания, религиозной литературы и предметов религиозного назначения в учреждениях УИС. ФСИН оказывает содействие в организации развития религиозного образования для лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу, способствует реализации их прав на свободу совести и вероисповедания, при участии священнослужителей РПЦ МП.

1617700951134

За последние двадцать лет появились тысячи статей, проведены сотни конференций и семинаров, защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, ставящие целью доказать, что религия, и ислам в особенности, есть совокупность высоких общечеловеческих идеалов, моральных принципов и норм. Все подобные публикации множества маститых авторов полны беспардонного расцвечивания религии самыми привлекательными красками.

храм фсин20

на фото: строительство храма на территории Академии ФСИН РФ

Среди недавних появившихся публикаций на заданную тему выделяется статья «Роль Русской православной церкви в становлении традиций российского воинства» («Военно-юридический журнал», № 3, 2015). В ней заместитель начальника Самарского юридического института ФСИН России по научной работе, доктор педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы Е.А. Тимофеева навязывает точку зрения о благотворном воздействии русского духовенства в деле духовно-нравственного воспитания военнослужащих.

В статье Е.А. Тимофеева выступает, к сожалению, в качестве пропагандиста религии в армии и странным образом «не заметила» главного: введение института военного духовенства РПЦ МП под видом должностных лиц МО РФ противоречит конституционному принципу равенства всех религий перед законом (ст. 14 Конституции РФ). Скончавшийся ранее авторитетный конституционалист, академик и член президиума РАН О.Е. Кутафин отмечал в своей монографии «Российский конституционализм», что «возрастающее влияние церкви в нашей стране чувствуется везде - и в системе образования, и в вооруженных силах, и в пенитенциарной системе».

Вывод в своей работе О.Е. Кутафин делает абсолютно правильный: «Надо сказать, что сегодня православие в нашей стране зачастую воспринимается всего лишь как замена прежней коммунистической идеологии. Оно пытается занять пустующую нишу борьбы за справедливость в умах людей, что едва ли служит делу обеспечения идеологического разнообразия в нашей стране».

Вызывают удивление иллюзии научного работника ФСИН России Е.А. Тимофеевой в ее статье с помощью молитв навести порядок в казарме. Это чем-то напомнило высказывание покойного предстоятеля РПЦ Алексия II: «Чем больше у нас будет храмов, тем меньше понадобится тюрем». Зададим вопрос представителю пенитенциарной системы: почему же религия за все эпохи своего господства не искоренила преступность даже в среде своих адептов? Скажите, что тюрем было бы еще больше, если бы церквей было меньше?

Неправда. Нет такой связи между этими «заведениями». Преступность умеряется не молитвами, а социальными условиями, достойными человека. И если церковь в какой-то мере оказывает благотворное влияние на моральное состояние людей, то, в общем, это не оказывает решающего влияния на состояние преступности. Даже при самых жестоких режимах господства церкви преступность, как асоциальное явление, не искоренилась.

В современной России сегодня культивируется индивидуализм, что способствует появлению социального отчуждения личности, дегуманизации, падению общего культурного уровня наших современников, появлению социальных конфликтов и противоречий. Значительная часть современного общества, особенно молодежи, сформировалась «стихийно», на основе существующих средств массовой коммуникации, социального мифотворчества, артефактов массовой культуры. Эти люди живут в обществе, но не понимают смысла социальности как основы своей личностной творческой и продуктивной самореализации. Они ориентированы на себя и являются носителями массовой потребительской идеологии, которая далека от реальной культуры и человеческих ценностей.

 Ни в коей мере, не подвергая сомнению ценности религиозной культуры, необходимо подчеркнуть, что для самого выживания нашей страны в современном мире, для реализации ее культурно-человеческого, научного и другого потенциала, ценности и значимость светского образования, основанного на научной картине мира, на достижениях российской, западноевропейской и других цивилизаций оказываются первостепенными.

При этом нельзя не согласиться с точкой зрения С.С. Оганесяна, Л.П. Лобачевой, что: «нейтрализация, а, тем более, искоренение социально-экономических причин, порождающих экстремизм и терроризм, вряд ли можно отнести к компетенции силовых структур, включая уголовно-исполнительную систему. Поскольку они лежат в основах государственного и социально-экономического устройства стран, и поэтому полностью находятся в сфере деятельности высших должностных лиц государства»[1].

1617700951082

 

Весьма любопытным для нас, представителей свободомыслия, является исследование, проведенное в 2018 г. сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России и изучившее причины и условия возникновения неофитства среди осужденных к лишению свободы[2], где ими по результатам проведенного исследования были выработаны рекомендации по профилактике этнопреступности в ИУ:

 - изолированное содержание лиц, осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность в целях максимально возможного ограничения их контакта с иными осужденными и блокировки их вербовочной деятельности;

- строгий контроль поступления религиозной книжной и аудиовизуальной продукции в места лишения свободы, с точки зрения их экстремистской направленности;

- формирование у лиц, содержащихся в местах лишения свободы, терпимого отношения ко всем иным убеждениям и вероисповеданиям, основанного на мировоззренческих и этических позициях традиционных конфессий.

- подготовка специальных кадров из числа сотрудников соответствующих служб УИС для профилактики и противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы по специально разработанным для этих целей образовательным программам.

Необходимо признать, что ни в одной из вышеперечисленной рекомендации не представлена многофункциональность содержания именно светской культуры, направленной не на выяснение связи с культурой религиозной, а на собственное развитие: светская культура оказывается источником расширения многообразного опыта человеческого творчества, она ориентирует человека на освоение посюсторонней реальности. Она – антропоцентрична и гуманистична. Поэтому мировоззрение основано на научной картине мира. 

Всякая же религия не толерантна по своей доктринальной и эмоциональной сути. Религия признает истинной веру только в «своего бога», а саму систему его культа единственно «правильной», выводя критерии истинности веры за пределы естественного порядка вещей. Религия с неумолимой для нее неизбежностью признает остальные в лучшем случае ошибочными, неполноценными, а то и прямо враждебными вплоть, что в ряде случаев ведет к открытым призывам уничтожать иноверцев, как, например, это следует из принципа джихада.

1617700951073

 

К сожалению, ФСИН России повторяет те же ошибки, что и Министерство обороны Российской Федерации, когда духовно-нравственное образование и просвещение осужденных основывает только на религиозной морали. Кстати, одним из положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года являлась необходимость укрепления влияния церкви в местах лишения свободы, где обратиться в сторону церкви необходимо было рекомендовано и уголовно-исполнительной политике, чтобы в дальнейшем стать основой преобразований в системе управления процессами исполнения наказаний. О важной роли церкви и религиозных организаций в процессе перевоспитания осужденных и в работе уголовно-исполнительной системы (УИС) в целом, а также о ее все увеличивающемся влиянии говорил ранее в своем докладе и директор ФСИН России.

Неудивительно, что на территории Академии ФСИН (г. Рязань) мы наблюдаем строительство православного храма, что, безусловно, в будущем обязательно создаст предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы среди сотрудников ФСИН России, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей статью 13 Основного закона Российской Федерации.

Таким образом, представляется целесообразным во ФСИН России пересмотреть складывающуюся практику и ее законодательное регулирование с учетом современных реалий, интересов противодействия межнациональным и межконфессиональным конфликтам в целях формирования реальных условий признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

[1] С.С. Оганесян, Л.П. Лобачева. К вопросу о состоянии психологического исследования проблем экстремизма и терроризма. Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России (научно-практическое ежеквартальное издание). Выпуск 3. – М.: ФКУ НИИ ФСИН России, ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. – 201 с.

[2] О причинах и условиях неофитства среди осужденных к лишению свободы: аналитический материал с предложениями / С.С. Оганесян, О.Г. Годованец, Д.Е. Дикопольцев, П.Н. Казберов, Л.А. Нилова, Э.Ф. Нарусланов; ФКУ НИИ ФСИН России. – Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018.

Иванеев Сергей Васильевич, подполковник юстиции запаса, к.ю.н., президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»

источник

Фотографии предоставлены С.В.Иванеевым.


Посмотреть и оставить отзывы (194)


Последние публикации на сопряженные темы

  • В армии отмечаются случаи неповиновения на религиозной почве
  • Почти идеальная история одной церкви
  • С тобой друзья
  • Наука угождать
  • Отклик на открытое письмо С.В.Иванеева секретарю Совета Безопасности РФ Н.П.Патрушеву

    Пришествий на страницу: 57751

  • 
    ПРОЕКТЫ

    Рождественские новогодние чтения


    !!Атеизм детям!!


    Атеистические рисунки


    Поддержи свою веру!


    Библейская правда


    Страница Иисуса


    Танцующий Иисус


    Анекдоты


    Карты конфессий


    Манифест атеизма


    Святые отцы


    Faq по атеизму

    Faq по СССР


    Новый русский атеизм


    Делитесь и размножайте:




    
    Исток атеизма Форум
    Рубрики
    Темы
    Авторы
    Новости
    Новый русский атеизм
    Материалы РГО
    Поговорим о боге
    Дулуман
    Книги
    Галерея
    Юмор
    Анекдоты
    Страница Иисуса
    Танцующий Иисус
    Рейтинг@Mail.ru
    
    Copyright©1998-2021 Атеистический сайт. Материалы разрешены к свободному копированию, тиражированию, чтению вслух, пересказыванию и распространению любыми способами.