Авторство: Рослов Владимир

К проблеме упоминания бога в конституции


20.04.2020 Статьи/Конституция и религии

       В России по воле Президента проходит активная подготовка к внесению изменений в основной закон государства. И хотя, по учению Иисуса Христа, учреждённая им Церковь «не от мира сего», но и она активно включилась в этот процесс. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал православных верующих молиться за то, чтобы в тексте обновлённой Российской Конституции нашлось место для упоминания о Боге. Патриарху согласно вторит и Верховный муфтий страны Талгат Таджуддин. Как и следовало ожидать, данная инициатива вызвала интерес не только со стороны граждан, исповедующих православие и ислам, но и других групп населения.
       Между тем, текст действующей Конституции Российской Федерации, несмотря на то, что в нём не содержится слова «Бог» или «боги», предоставляет гражданам все права пользоваться ими в соответствии с их мировоззренческими и религиозными взглядами. Статья 28 ясно гласит, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». От добра добра не ищут. Какие ещё нужны слова?
      Большинство религий, так или иначе, связаны с понятием «бога». И если, согласно Конституции, гражданам предоставляется право исповедовать любую религию, то, как следствие, они обладают также правом называть имена богов, принятых в этих религиях. Представления о Боге (богах) в разных религиях существенно разнятся. Даже в пределах одной конфессии, но разных её ветвей (направлений), эти различия настолько велики, что не могут найти общего согласия. Так, если в иудаизме и христианстве понятие «бога» носит преобладающе антропоморфный (личностный) характер, то в деизме бог есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в его развитие. В пантеизме же принято отождествление бога и природы, сливающее их воедино и усматривающее проявление бога во всех вещах и явлениях. Ещё более несходств обнаруживается при сравнении таких религий как индуизм, буддизм, различные языческие верования, которые также имеют право на своё существование, согласно имеющейся Конституции. Своих представлений о боге придерживаются и атеисты, существование которых, как есть надежда, никто пока отменять не собирается. Включение слова «Бог» в текст Конституции повлечёт за собой необходимость понятийно растолковать это слово, которое было бы понятно каждому человеку. К сожалению, общепонятной и всех удовлетворяющей формулировкой понятия «Бог» человечество сегодня не располагает. Как бы ни сформулировать, общего согласия не достичь. Включение в текст одной из формулировок неминуемо вызовет протест той или иной части населения.
    Добавочное включение в текст Конституции слова «Бог» потребует отказа от существующей в ней Статьи 28 и создаст предпосылки для введения государственной монополии на взгляды граждан и деления религий на угодные и неугодные. Существует серьёзная угроза соблюдению гарантий свободы совести и индивидуального выбора гражданами мировоззренческих позиций, что, в свою очередь, может привести к отказу от незыблемости демократических основ существования России, провозглашённых действующей Конституцией. В демократическом обществе ни одна из религий не получает конституционных преимуществ. Каждому даётся право верить, во что он верит, и не верить, во что он не верит

Владимир Рослов


Посмотреть и оставить отзывы (11)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Расскажи-ка, дядя, про Конституцию,…
  • Конституция и бог
  • Губернатор Питера "слил" Исаакиевский собор
  • Случай на конференции (быль)
  • Дело Виктора Краснова: не допустить обвинительного прецедента!

    Пришествий на страницу: 3269