Авторство: Рослов Владимир

Конституция - светская, символы - религиозные


19.04.2015 Статьи/Конституция и религии

У каждого государства есть своя официальная символика, традиционно выражающаяся триединством флага, герба и гимна. Понятно, что учреждение каждого символа совершается не случайно, а с глубоко продуманной целью выразить в условном и лаконичном виде главные принципы политического и общественного устройства государства. Смыслы государственной символики должны соответствовать основному закону государства, каковым для большинства стран является конституция. У всех народов Европы во все времена символика служила знаковым отражением свойственного каждому из них миропонимания, в рамках которого только и могла существовать конкретная национально-государственная идея. Посмотрим в углублённом порядке, как флаг, герб и гимн Российской Федерации соотносятся с её Конституцией, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории государства.

Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует первоначально обратиться к статье 14 Конституции, согласно которой Российская Федерация провозглашена светским государством. В соответствии с этим «Религиозные объединения отделены от государства». Из этого вытекает, что никакая религиозная символика не может служить в качестве государственных символов. Что же мы имеем на самом деле? Исследуем по отдельности содержание каждого государственного символа России.

Начнём с флага. Цветовая палитра российского государственного флага чаще всего толкуется так: красный цвет - это державность, синий – Богородица, под покровом которой находится Русь, и белый - независимость и свобода. Единство цветовых полос, располагающихся в строгом порядке, указывает на нерушимую связь Русской Православной церкви, власти монарха и народа. Логично соотносясь с ушедшим в историю лозунгом «За Веру, Царя, и Отечество!», эти символы вступают в неразрешимый смысловой конфликт с действующей сегодня Конституцией Российской Федерации.
 

В гербе Российской Федерации, во многом копирующем символ наследственной самодержавной власти, в ещё большей степени, чем во флаге, проявляется очевидное несоответствие конституционному республиканскому строю, законодательно провозглашающему равенство мировых религий. Так же, как и флаг, герб России построен с учётом православной религиозной тематики. Любой несведущий, но достаточно внимательный человек обращает внимание на то, что все три короны двуглавого орла снабжены изображениями крестов, бесспорных символов христианства. Да и в целом герб как в геральдических знаках достоинства над головами, так и в инсигниях власти в лапах царственной птицы передаёт характер державы, как Вселенной Иисуса Христа, истинную веру в которого ниспослано хранить Помазаннику Божию.

Теократическое содержание флага и герба России напрямую подтверждается словами российского гимна:

 Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

В мире сегодня существуют различные по своему политическому устройству государства. Есть республики, есть монархии, есть и теократии. Что хуже, что лучше – не тема данного рассуждения. Каждому государственно-политическому образованию соответствует своя символика. Не может монархическое государство обозначаться республиканскими символами, а республиканское – монархическими. Аналогично светское государство не может обозначаться религиозной символикой, так же, как государство, предпочитающее использовать религиозные символы, не может именоваться светским государством. Теократическая составляющая российской государственной символики очевидна и вступает в противоречие с Конституцией России, провозглашающей светский характер государства. Обнаруживаемый когнитивный диссонанс подлежит устранению. Конституция и государственные символы нуждаются в приведении к общему знаменателю. Не пора ли нам об этом задуматься?

Владимир Рослов


Посмотреть и оставить отзывы (24)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Расскажи-ка, дядя, про Конституцию,…
  • К проблеме упоминания бога в конституции
  • Конституция и бог
  • Губернатор Питера "слил" Исаакиевский собор
  • Случай на конференции (быль)

    Пришествий на страницу: 2927