Актуальные проблемы реализации свободы совести в Вооруженных Силах Российской Федерации
22.05.2013 Информация к размышлению/Конституция и религии
Совершенно естественно, что мы все любим нашу Родину и хотим видеть ее благополучной
и, в том числе, сильной и защищенной. У нас, военнослужащих, другой Родины нет.
Поэтому, когда политики с помощью клерикалов под предлогом «реформ» пытаются превратить
армию, стоящую на ее защите, в духовно-мировоззренческое «средневековое болото»,
мы отдаем себе отчет в том, что происходит и чем это чревато. В последние годы об опасениях такого рода много говорилось и писалось в СМИ,
поэтому нет необходимости повторяться. Сегодня беда пришла, и требуется уже диагностировать
заболевание российской армии. То, что мне ранее неоднократно приходилось определять это «заболевание» клерикализацией[ii] , неизменно вызывало нескрываемое негодование, как со стороны представителей
религиозных структур, так и сотрудничающих с ними генералов. При этом, интересно,
что весь набор аргументов тех и других сводится к тому, что наш «народ-богоносец
нуждается в пастырях», что «русский – значит православный» и т.п.. Очевидно, что
подобного рода кликушеством, основанным на хорошо известных мифах, такие «аргументы»
и исчерпываются. В то время, как свидетельства истории России не оставляют от
них ничего, кроме пустых слов. Как известно, в Послании Федеральному собранию РФ Президента России Путина В.В.
от 12 декабря 2012 года озвучена следующая целевая установка: «Мы должны… укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому
определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной
политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования
нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Нравственными, гармоничными людьми, ответственными гражданами России в первую
очередь, безусловно, должны быть военнослужащие, весь без исключения командный
и рядовой состав Вооружённых сил РФ – армии и флота. Задача формирования нравственных
и гармоничных людей – ответственных граждан, из которых и может состоять цивилизованное
гражданское общество, не нова и является практической работой в большинстве государств
современного мира. Для этого в них постоянно работает система гражданского образования,
отсутствующая, к сожалению, в нашей стране, что делает реализацию вышеприведённой
целевой установки Послания Президента РФ практически невыполнимой. Поэтому, повышение уровня сознания военнослужащих посредством обучения современным
гражданским знаниям, изменение парадигмы общественного развития – с превалирования
насаждения «страха Божьего, страха как нравственной категории»[iii] и наказания граждан на более действенную: их воспитание, обучение и просвещение,
является главной задачей военно-политического руководства страны. Одной из опасностей рискованного эксперимента по внедрению различных религиозных
культов в Вооруженные силы является то, что клерикализация армии и флота нарушает
основополагающие принципы самой концепции воспитания военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации. Согласно этим принципам требуется установить в информационно-воспитательной
работе, в какой степени удается формировать у обучаемых научное мировоззрение,
убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения (приложение № 3
к приказу министра обороны РФ 2004 года № 70). Воины армии XXI века как сознательные личности должны формировать свое мировоззрение,
опираясь на научные представления и факты. Это предполагает освобождение сознания
военнослужащих, от каких бы то ни было иллюзий о боге, пророках, святых, об аде
и рае, предполагает их освобождение от комплексов и предубеждений в отношении
разного рода «иноверцев и иноплеменников» и т. д. Об этом достаточно подробно и много пишется на страницах печати. В результате реформ Вооружённые Силы были разделены на стратегические силы, управляемые
по старинке, т.е. полностью централизованные, и тактические силы, допускающие
возможность максимальной самостоятельности в их применении. Однако на сегодняшний
день тактические силы полностью исключают возможность в создании группировок войск
на угрожаемых операционных направлениях в целях отражения агрессии противника.
А если коснуться запасов вооружения и военной техники и других материальных средств,
то явно просматривается утрата и мобилизационной готовности страны. Исходя из этого, все содержание учебного процесса военных академий уже сейчас
должно быть направлено на формирование у офицеров более цельных взглядов на сложный
характер военных, прежде всего боевых действий будущего и глубокое изучение ими
наиболее перспективных форм и способов вооруженной борьбы. Только при таком подходе можно обеспечить успешное решение важнейшей задачи военного
образования - дать базовую подготовку и сформировать современное мировоззрение
военного руководителя, способного рассматривать войну, операцию (бой) или сражение
в целом, т.е. как систему и создавать новое, а затем четко управлять войсками
в самой сложной, быстро меняющейся обстановке. Но вместо этого Министерство обороны РФ вовремя проведения учебно-тренировочного
сбора по воздушно-десантной подготовке с военными священниками в Рязанском училище
ВДВ имени генерала армии В.Ф.Маргелова осуществляет прыжки с парашютом священников
ВДВ, которые состоят на должностях помощников командиров по работе с верующими
военнослужащими «для поднятия боевого духа бойцов». Апофеозом абсурда и скудоумия явилось десантирование из самолета Ил-76 на парашютной
платформе сборно-разборных конструкций полкового мобильного храма, который священнослужители
собрали на площадке приземления[iv] . Десантирование храма осуществилось при помощи стандартной парашютной платформы
«П-7», используемой для десантирования военной техники и грузов и включало модуль
жизнеобеспечения храма, помимо дизель-генератора мощностью 6 кВт также холодильник,
кондиционер, мультимедийный блок - видеопроектор, звукоусилительную аппаратуру
и другие аксессуары. А ведь финансирование из бюджета подобных «учений» является нарушением 14-й статьи
Конституции РФ и нарушением прав налогоплательщиков, в том числе военных пенсионеров. Тем более Воздушно-десантные войска (ВДВ) - род войск, предназначенный для боевых
действий в тылу противника, где надо не молиться, погрузившись в религиозные иллюзии
и встав на колени в рабскую позу, а выполнять поставленную боевую задачу. Да, сегодня, правда, из лекций богословов и духовенства выведено понятие «раб»
в его социальном смысле, зато заменено понятием «раб божий». Что же изменилось в сущности морального содержания раба? Единственное то, что в условиях отсутствия рабовладельческих отношений нет и
рабов как «говорящего орудия» (Аристотель), зато сохранен смысл рабской зависимости
верующего от идеи божества. Понятно, что, в силу догматической сущности религиозного
сознания, верующие военнослужащие не вникают в подобные «перевертыши» религиозной
морали и, забыв о своем достоинстве человека, продолжают оставаться рабами по
духу: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте
сердца вашего, как Христу…» - (Ефесянам 6:5-8). Все это происходит, несмотря на то, что светский характер государства - одна
из важнейших основ конституционного строя РФ. Важнейшие личные права человека и гражданина на свободу совести, вероисповедания
логически вытекают из положений ст. 14 Конституции РФ о том, что никакая религия
не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные
объединения отделены от государства и равны перед законом. В соответствии с Конституцией РФ каждый человек может мыслить и поступать в соответствии
со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки
с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение
своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно
из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований. Федеральный закон от 26.09.97 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения
человека к религии. Равенство всех перед законом и судом независимо от отношения
к религии и иных обстоятельств закреплено ст. 19 Конституции РФ. По закону никто
не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может подвергаться принуждению
при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания
религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и
церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность
каждого человека и гражданина в Российской Федерации доводить до всеобщего сведения
смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение
к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в
соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения
печатной продукции. По мнению сопредседателя Института свободы совести С.А. Бурьянова, «имеющие место
в современной России системные нарушения конституционных принципов свободы совести
и светскости государства, а также политическая коррупция в отношениях государства
и религиозных объединений делают невозможными свободные, честные и легитимные
выборы»[v] . Наряду с конкретными фактами нарушений свободы совести С.А. Бурьянов назвал их
причины: неадекватность научной разработанности проблематики, слабое качество
законодательства, антиконституционные тенденции законотворчества, проблемы на
уровне судебной и следственной практики, репрессивную политику федеральной и местных
властей; ксенофобию и ангажированность некоторых политических деятелей, общественных
и религиозных организаций, СМИ. Вместе с тем, сегодня по политическим и идеологическим причинам нельзя сбрасывать
со счетов и актуальность религии в наши дни. При этом ее как культурный феномен,
переживающий сегодня кризис, важно и не игнорировать, и не переоценивать. Многовековой
опыт религиозного манипулирования людьми - явление не менее объективное, чем религиозная
идеология. Поэтому интенсивное проникновение РПЦ во многие государственные структуры,
включая армию и правоохранительные органы, при поддержке высших чиновников нельзя
считать явлением эпизодическим. Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной
и многоконфессиональной стране представляется недальновидной. Это создает предпосылки
для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы,
способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной
розни, нарушающей статью 13 Основного закона Российской Федерации. Таким образом, представляется целесообразным пересмотреть складывающуюся практику
и ее законодательное регулирование с учетом современных реалий, интересов противодействия
межнациональным и межконфессиональным конфликтам в целях формирования реальных
условий признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина согласно
общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
РФ[1] . Сергей Иванеев [i] См.: Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил. М., 1997. С. 21-28. [ii] http://vpk-news.ru/authors/1367 [iii] См.: Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Военной академии Генерального
штаба Вооруженных сил РФ // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1501407.html [iv] http://www.youtube.com/watch?v=cjA3Uop1HPU [v] http://www.portal-credo.ru/site/?act=press&type=list&press_id=939 [1] Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности.
М., 2007.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3916