Изображение русского духовенства в творчестве Перова
Крестный
ход в изображении Василия Перова
В 1861 году известный русский художник Василий Перов написал
картину «Сельский крестный ход на Пасхе». На холсте запечатлена типичная
сцена главного православного праздника в
деревне, знакомая большинству зрителей того времени. Группа крестьян, мужчин и
женщин, в согласии с установленным порядком крестного хода движется по сельской
улице с иконами, хоругвями и крестами. На некоторых лицах видны признаки
религиозного воодушевления. Но сразу же бросается в глаза общая черта их
состояния – участники крестного хода пьяны. Сильно нетрезв до степени
невменяемости и священник, стоящий на крыльце дома с крестом в опущенной руке,
и вся группа персонажей, окружающих его. Двое из них уже лежат, третьего с
трудом удерживает от падения молодая крестьянка. В центре картины стоит
крестьянка с иконой в руках и небрежно одетая (один чулок спущен). На ее лице
смешанное выражение экстаза и пьяного оцепенения. Идущий рядом пожилой человек
с иконой низко опустил голову, одурманенную хмелем. Слева видны темные фигуры
участников процессии, один из которых читает какую-то книгу. Все они бедно
одеты, и никто не выражает радости по поводу Пасхи. Заметно отчуждение этих
людей друг от друга - они смотрят в разные стороны. Над избой стоит голое дерево без листьев, а
небо затянуто тучами, сквозь которые еле виден солнечный свет, что усиливает
общее настроение унылости, исходящее от крестного хода. Художник выразил в своей картине резко отрицательное
отношение к традиции крестного хода и, пожалуй, к религии вообще, подчеркивая
низкий культурный уровень верующих. В середине и во второй половине 19 века
творчество Василия Перова было популярно в России, и во многом благодаря атеистической
и реалистической тенденциям в описании общественных нравов. Картина «Сельский
крестный ход на Пасхе» хранится в Государственной Третьяковской галерее,
напоминая нашим современникам о темных страницах истории страны. Об этом необходимо говорить в
условиях искусственного возвращения в общественную жизнь церковных порядков и
обычаев в последние годы, санкционированного чиновниками и принимающего явно
нецивилизованные формы. Необдуманная идеализация религии в средствах массовой
информации и образовании может привести нас в духовный тупик. В церковно-монастырской среде, очевидно, господствуют те же
нравы, что и во всем российском обществе. Людей связывают феодальные отношения
господства и подчинения. Значимость каждого человека определяется его
положением в социальной иерархии. Эта мысль и составляет содержание картины
Перова. Аркадий Цоглин
На фото: картина «Крестный ход на Пасхе»
На фото: картина В.Перова «Трапеза в
монастыре»
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 6690