В чем опасность клерикализации страны, ее вооруженных защитников
05.04.2012 СМИ/Патриарх Кирилл
Введение в штаты воинских частей должностей помощников
командиров по работе с верующими военнослужащими – дело решенное. А
потому в статье
Понятие «путаник» универсально. Это человек, который плохо
разбирается в чем-нибудь, а потому сбивает с толку и себя, и других
людей. Путаниками могут быть политики, литераторы, ученые, представители
иных профессий. Но наибольшую досаду вызывают путаники от религии. Под
эгидой веры в сверхъестественные силы они нарушают главный принцип науки
– объективность подхода к пониманию законов бытия. Эту иллюзорность можно было бы отнести к феномену старческой
деградации, проявив к ней гуманную снисходительность, если бы сегодня
она не приобрела гипертрофированную форму нахрапистого наступления на
сознание народа российского. А это уже попахивает преступлением перед
социально-мировоззренческими интересами моих соотечественников,
поскольку препятствует их морально-культурному совершенствованию. Как
сын своей Отчизны и патриот России не желаю быть сторонним наблюдателем
того, как разгул мировоззренческого растления приобретает характер
псевдодуховной эпидемии. Одним из таких далеко не безвинных «путаников во Христе» выступает в
антураже солидных гражданских регалий постоянный автор газеты «ВПК»
Роман Илющенко. Его претенциозность не знает границ. В мировоззрении
этого офицера словно сфокусированы теологические «прелести», которые он
взахлеб навязывает нашему обществу. Апофеоз элементарной философской
безграмотности бакалавра религиоведения Илющенко – очередной
клерикальный опус «В поисках истины». В статье он обрушился с критикой
на сторонников атеистического мировоззрения. Сегодня в войсках апологетами церковного мракобесия, бичующими
«безбожный коммунистический режим», стали бывшие политработники, что
неудивительно. Почти 100 лет назад Ленин предупреждал: «Никто так не
извращает Маркса, как бывшие марксисты». Принадлежит к этой команде
критиканов и Роман Илющенко. Выпускник военно-политического училища ныне
стал «ловцом душ человеческих» посредством своей журналистской
деятельности. Во всех выступлениях в печати он пытается доказать, что
религия необходима Вооруженным Силам, так как в ней заключена глубокая
мудрость, апробированная опытом многих поколений. Объективности ради отмечу: в последнем материале господина Илющенко,
помещенном в еженедельнике «ВПК», справедливо указывается на примеры
воинствующего атеизма советской эпохи. Страшные преступления по
отношению к религии, Церкви и чувствам верующих действительно
совершались при сталинизме. Считая себя верным продолжателем дела
Ленина, Сталин не только воплощал в жизнь идеи ленинизма, но и усугубил
его левацкие ошибки. В жернова сталинской диктатуры угодила и Церковь. Имела место беспрецедентная вакханалия репрессий против религии,
царил преступно-хулиганствующий разгул тоталитарного режима под флагом
борьбы за социализм. Однако все это никак не походило на наступление
научного атеизма на мировоззренчески-бытовую архаику. Желая уличить меня в бездуховности, Роман Илющенко заявляет: «Что
может означать духовность в устах человека, отрицающего дух? Увы,
потрещать на досуге о духовности и греховности становится модным в кругу
не только внецерковных людей, но, как видим, и апологетов «самого
верного в мире учения». Очевидно, автор думает, что духовность тождественна религиозности. Но
духовность присуща всем культурным людям, в том числе и верующим.
Религиозность – только верующим. В представлении господина Илющенко
отрицание атеистами сверхъестественного исключает наличие у них
духовности. В соответствии с культурологическим понятием у духовной культуры или
духовности много составляющих. Помимо религии, сюда входят все области
наук о природе и обществе, литература, искусство, а также право, мораль,
правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык и т. д. Пытаясь загнать гвоздь в крышку гроба научного атеизма, подполковник
Илющенко прибегает к авторитету национального лидера: «Владимир Путин
недавно во всеуслышание заявил об открытии для себя удивительной
толерантности и веротерпимости Русской православной церкви к другим
верам. Почему же этого никак не хотят увидеть другие?». Синкретическое содержание различных священных текстов имеет массу
положительных норм и предписаний, что и подкупает верующих. Но весь этот
положительный материал есть чаяние самих людей, стремящихся
руководствоваться позитивными основами общечеловеческой морали. Оно
выражается и в акафистах, и в светских поэмах, и в политических
памфлетах. В религиозной сфере им придается характер «милости бога
(богов)», чем и накапливают себе должный авторитет священнослужители.
Задача же научного атеизма состоит в том, чтобы снять с морали покров
религиозной исключительности, представить ее как естественный продукт
общечеловеческой практики. Вы, господин Илющенко, поступаетесь и принципом интернационализма.
Разберитесь-ка в нетолерантной сущности любой религии. И ужаснетесь
своим шовинистическим принципам, когда балансируете между религиями,
вместо того чтобы порицать, к примеру, национализм каждой религиозной
конфессии. В том числе той, которую пропагандируете в Вооруженных Силах.
Прочитайте молитвенное завещание одного из столпов Православной церкви
праведника Иоанна Кронштадтского и поймете, что нет мира под оливами
всех религий, поскольку всякая религия не толерантна: «Господи –
всемогущий, всеблагий, премудрый Царь царств земных! Да не поколеблют
державы Российской инородцы, и иноверные, и инославные!.. Ты насади в
ней веру истинную, животворную! Да будет она царствующею и
господствующею в России. А не уравненною с иноверными исповеданиями и
неверными... Истина не может быть сравнена с ложью и правда веры с
неправыми исповеданиями. Истина Господня пребывает вовек». Где же здесь пресловутая «толерантность и веротерпимость»?! Признавая истиной только веру в «своего бога», любая религия считает
остальные вероисповедания в лучшем случае ошибочными. А то и прямо
враждебными, а потому не чурается открытых призывов уничтожать неверных.
Достаточно вспомнить о джихаде. Или известные в истории России
еврейские погромы, антисемитизм, гонения на еретиков и старообрядцев, их
четвертование и сожжение. Современное шельмование и преследование на
бытовом и законодательном уровне по инициативе РПЦ так называемых
иноверцев и сектантов. Вся эта межрелигиозная вражда является
существенным негативным фактором, мешающим сближению этнонациональных
общностей, а подчас и развитию межгосударственных отношений. По-моему, господин Илющенко, вы сбились с дороги. На дворе ведь уже не XIII,
а XXI век! Не стоит обольщаться богословской пропагандой, наделяющей какую-то
религию всевозможными превосходными эпитетами. Религия – это не этика
или гражданская добродетель. Она наделена иными сущностью и функциями,
которые тысячелетиями определяли ее идеологичность. Попытка возродить
разные религии в многоконфессиональном обществе – путь к
«идеологическому Чернобылю». Что же делать? Как исправить глубокую вину религии перед
человечеством за ее неистинность? В крайне лапидарной форме ответ может
выглядеть так. Во-первых, если религия есть порождение «негодного общества» (Маркс),
необходимо изменять социальную структуру. Так, чтобы она не
воспроизводила условия для существования религиозных чувств и взглядов
на мир. Эти условия давно определены лучшими умами человечества и четко
отлиты в положениях марксистской теории. Социальная структура должна
базироваться на принципах равенства. То есть без эксплуатации человека
человеком, без разделения людей на «верхи» и «низы». Прочие социальные
кульбиты наподобие порождения российской олигархии способны лишь
оживлять религию, порождая ее многообразные формы и интерпретации. Во-вторых, любое просвещение вне его научно-мировоззренческих
оснований поверхностно. Вся просвещенческая система должна с научных
позиций объяснять историю происхождения, эволюцию и
мистико-фантастическую сущность любой религии, несовместимой с
объективной истиной. Всякий панегирик по адресу любой религии,
кокетничанье с ней или попытки представления ее «якорем спасения» от
моральной деградации есть примитивные уловки, способ сохранить
религиозный анахронизм. Это, к сожалению, либо не понято, либо
тенденциозно интерпретировано российскими правительственными кругами,
санкционирующими пропаганду «религиозных ценностей», вводящими в
просвещенческую систему изучение курса «Основы религиозной культуры и
светской этики». Такой ориентации, продиктованной РПЦ, необходимо срочно сказать: «Нет!». Как учит диалектика, тенденции бывают тупиковые и прогрессивные. Тенденция понуждения населения России к воцерковлению, выраженная в
клерикализации, извините, не просто тупиковая. Она еще и безответственна
по следующим причинам. Прежде всего потому, что теологизация массового
сознания населения любой религией есть акция возрождения
мировоззренческого уровня средневековых представлений об объективных
законах бытия. В качестве подтверждения своей теоретической позиции
настоятельно советую читать научную литературу тем, кто остановился на
писаниях Библии. Любая попытка теологизации Российской армии и флота
является следствием близорукого понимания проблем воспитания личного
состава. Оно же должно базироваться на основе не рабского богопочитания,
а сознательного исполнения своего гражданского долга. Вторжение православия и святейшего патриарха Кирилла (Гундяева) в
дела ратные, тем более их поддержка правительственными кругами,
оскорбляет гражданские и религиозные чувства неправославного населения
РФ, усугубляя и без того тревожную межнациональную ситуацию в стране. Потуги сколотить некие «блоки», создать союзы силовых структур с
православием – признак слабости государственной системы, чем немедленно
воспользовалась Церковь, представляя себя едва ли не главным
воспитателем морали народа и спасителем самой великой России. Опуская критику элементарной философской безграмотности последнего
опуса Романа Илющенко, остановлюсь лишь на юридической стороне его
ляпов. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 федерального закона «О свободе
совести и о религиозных объединениях» «…должностные лица органов
государственной власти, других государственных органов и органов
местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать
свое служебное положение для формирования того или иного отношения к
религии». Вопреки действующей норме закона подполковник Илющенко все
свое служебное рвение направил на клерикализацию Российской армии,
используя для этого свои должностные обязанности.Вчерашние политработники
Одно другому не тождественно
Где же «толерантность и веротерпимость»?
Теперь извечный вопрос
Закону вопреки
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3888