Авторство: Илья Владимирович

Наказание трупа


18.10.2011 Церковные разборки/Осторожно! Попы!

Как мы чтим традиции! Мы готовы им следовать, оберегать их от забвения и даже защищать. И вовсе не беда, если традиция многовековая и в защите не нуждается. Мы всё равно её защитим. Нам виднее.
Взять, например, православие. Двухтысячелетняя религиозная и историко-культурная традиция. И при этом наша. Ну как её не защитить? Не от кого? Не беда. Были бы защитники, а от кого защищать – найдём!
А защитники есть. Причём в избытке. И все готовы к борьбе. И не говорите, что не с кем.
Вот, к примеру, в Новосибирске. Местный архиепископ Тихон (Емельянов) уж полтора десятка лет борется за православие. С кем? С духовенством.
А с кем ещё прикажете бороться? Духовенство всегда под рукой, в силу своего положения оно безответно и никогда не даст отпор. Ну и что, что духовенство никак не угрожает православию. Ему никто серьёзно не угрожает, так что, из-за этого прекратить борьбу? Ни в коем случае!
 
Не так давно новосибирский архиерей показал пример того, что бить своих можно даже в условиях непрекращающегося оттока кадров.
Казалось бы, священники уезжают из епархии один за другим, с кем же теперь воевать? С покойниками!
И не нужно удивляться. В истории есть примеры. Например, в средневековье покойников даже судили. В Риме, в конце IX века, был даже созван так называемый «Трупный синод», на котором судили умершего за девять месяцев до этого папу Формоза. Труп понтифика предусмотрительно выкопали, облачили в папские одежды, усадили на скамью подсудимых и провели настоящий судебный процесс. С допросом обвиняемого, выступлением обвинителя и вынесением приговора. Закончилась история глумлением над трупом и попыткой утопить многострадальные останки Формоза в Тибре.
Кто бы мог подумать, что судивший Формоза папа Стефан VI, через одиннадцать с лишним столетий найдёт продолжателя своего дела в лице Новосибирского архиепископа Тихона?
Нет-нет. Новосибирский архиерей не откапывал никого из своих предшественников и не устраивал над ними суда. Он остался верен себе – воевать с приходским духовенством проще и безопаснее.
В начале весны владыка Тихон (Умульянов) вознамерился отправить на служение в деревню пожилого священника Владимира Левченко, многие годы прослужившего в  Новосибирске. И всё бы ничего, но на руках у батюшки была тяжело больная супруга, о которой он заботился в одиночку. Волей-неволей, а от архиерейского назначения пришлось отказаться.
Нарушение, не абы какое, особенно если учитывать ситуацию, в которой оказался отец Владимир. Но «борьба за православие» требует жертв. Впавшему в немилость священнику было запрещено священнодействовать.
 
Стоит ли удивляться тому, что, оставшись без средств к существованию, с парализованной женой на руках, лишённый возможности заниматься тем, чему посвятил всю жизнь, отец Владимир вскоре скончался…
И вот тут, весь церковный Новосибирск получил уникальную возможность соприкоснуться со стариной и ощутить дух древности. Дух «Трупного синода», витавший одиннадцать веков назад в Латтеранском дворце.
То ли архиепископ был возмущён очередным своеволием опального клирика (умер-то без архиерейского позволения), то ли вдохновился примером папы Стефана, но так, или иначе, похоронить усопшего по-священнически он не позволил.
Евангелие, которое по правилам должно читаться над умершим священником, отдельные смелые батюшки читали над телом отца Владимира тайком. Облачить покойного в священнические одежды не разрешили. И в конце концов, в нарушение всех правил, но в угоду архиерею, отпели усопшего как мирянина…
 
Конечно, можно возмутиться нарушением церковных правил, в соответствии с которыми священник, умерший в состоянии запрещения, должен быть похоронен по-священнически – ведь, несмотря на запрет, он всё же остаётся священником.
Можно попенять на архиерейский произвол, делающий подобные безобразия возможными.
Но мне кажется, что это лишь следствия. Причина глубже. Причина в сердце человека, который не стыдится враждовать с ближним, даже перед лицом смерти, способной мирить самых заклятых врагов. Причина в системе, которая взращивает именно таких людей и даёт им не только власть над душами и судьбами сотен людей, но и создаёт условия, в которых эти люди без зазрения совести культивируют в себе пороки, не будучи сдерживаемы ничем. Причина в сознании, позволяющем с лёгкостью совмещать наружность верующего с нутром негодяя.

Посмотреть и оставить отзывы (60)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Снова пьяные священники за рулем
  • Педофилический скандал во Франции обнажил главную проблему христианства
  • РПЦ не советует православным девушкам выходить замуж за неверующих мужчин
  • ЯжеМать против ЯжеБога
  • Жители больших городов борются против строительства церквей

    Пришествий на страницу: 2095