Авторство: Дулуман Е.

Украинский Богословский портал


10.12.2000 СМИ/Богословие

Группа отборных украинских богословов христианского вероисповедания в составе:
  • Юрий ЧОРНОМОРЕЦ, канд. филос. наук, шеф-редактор, uatheology@gmail.com
  • Тарас АНТОШЕВСЬКИЙ, историк, директор РИСУ, администратор "Богословского порталу" ukr@risu.org.ua
  • Анатолий БАБИНСКИЙ, магистр богословия
  • Андрей БАУМЕЙСТЕР, канд. филос. наук
  • Денис КОНДЮК, магистр богословия
  • Тарас ТИМО, магистр богословия и патристики
  • Александр ФИЛОНЕНКО, канд. филос. наук , доцент
  • Михаил ЧЕРЕНКОВ, д-р филос. наук
  •  Редакционная коллегия (на стадии формувания)
выступила с инициативой создания в сети Интернета Богословского портала. В разосланом по разным известным им адресам они о задачах предполагаемого портала пишут:
 
Актуальность Богословского портала 
В Украине печатаются богословские книги и журналы, защищаются диссертации и магистерские работы, происходят богословские дисуссии на форумах, конференциях и семинарах. Но формирование современного богословского дискуса в Уккраине остается незавершённым.
Кроме того, акредитация Высшей аттестационной комиссией специальности «богословие» требует от богословов Украины развития целостного академического дискурсу, которому были бы характерны такие существенные особенности:
  • академичность, развитие теологиии как науки;
  • открытость к диалогу, развитие теольгии как творчества христиан, способных до отвеетственных дискуссий;
  • толерантная презентация богословскихиінтерпретаций учен6ия християнских Церков без попыток  богословов выступать от имениі Церков або вместо Церков;
  • систематичность,то есть осмысление теологических проблем в их дейсвительной глубине, без попыток подменить  теологию как науку поверхнностными описаниями проблематики;
  • направленность на практическую жизнь християн в Укрине и мире в эпоху постмодернизмау, поиски  християнских богословских ответов на визовы современнсти
Существование целостного и современного богословского дискурса в Украине возможно прежде всего благодаря заинтересованности самих богословов. Такой дискурс – это своеобразное гражданское общество академических богослово, плод их активности, их дар собственным цервам и Украине.
Украина — страна с давней  христианской традицией, а христианство может сыграть особенную роль для всего украинского общества, опять и опять ставая «закваской» для всей культуры.
 
Сегодня христианская культура не может формироваться только народными обычаями и традициями. Для существования и развития христианской культуры  сегодня необходимы и катехизация, и проповедь социального учения Церковь, и систематическая рабрта церковных СМИ. Но для существования христианской культуры в современном мире таже необходимы ы присуутствие теологии в универсистетах, и участие богословов в интеллектуальном общественном дискурсе.
 
Украинским Церквам важно уже сегодня видеть плоды богословской активности верующих. Достижения отдельных богословов и институций необходимо актуализировать, они должны стать общим приобретением мысли Украины. Приобретением осознанным и оценённым.
Богословский портал ы есть наиболее эффективным способом актуаализации наличных достижений богослово Украины. Публикация статей и книг на Богословском портале разрешает расширить аудиториючитателей богословской литературы в десятки сотни раз. Богословский портал также может стать эффективным способом пропаганды богословской книги, способом раскрытия действительного значения каждой из работ.
Богословский портал также может стать эффективным средством пропаганды богослословской книги, способом раскрытия полдлинного каждого труда, который в печатном виде публикуется в Украине.
 
Богословский портал может сыграть решающую роль для ббудущего украинской богословской мысли. Традиционное развитие богословия обуславливается потребностями катехизации, полемики, академического преподавания.
 
Богословський портал також може стати ефективним засобом пропаганди богословської книжки, засобом розкриття справжнього значення кожної з праць, що виходять друком в Україні. Свидетельством достижения богословской культурой зрелости в той или другой стране ставали многотомные энциклопедии. Сегодня есть возможность для новой формы свидетельства о зрелости богословской культуры стран и Церквей.
 
Богословские порталы – это современный способ демонстрации реального развития академической теологии в определённый исторический момент. Как и написание энциклопедицй, работа над богословским порталаом мобилизирует богословов, направляет их усилия на позитианве цели, разрешает Церквам и обществу ясно видеть пользу от богословской мысли.
 
Существование и поддержка Богослоского портала может стать действенным стимулом для качественно нового развития богословия в Украине. Богословский портал может быть и способом организации социального заказа на богословскую мысль, и показателем её развития, и фундаментом для его все борльших достижений. Богословский портал как новая форма институализации богословия должен быть во-истину академическим, открытым к диалогу, ответственным перед страной и Церквями.
Сегодня вокруг проекта Богословского портала объединились католики, греко-католики, протестанты. Сама возможность развития в Украине академического Богословского портала иаким коллективом свидетельствует о положительной атммосфере открытости и диалога, что приходит на смену отчуженности и противостояния. Существования такого соработничества является самым лучшим свидетельством – при условии успеха Богословского портала – возможности существования в Украине богословия как признанной государством академической специальности.
 
Цель и задача Богословского портала
 
Цель Богословского портала – спосоствовать становлению полноценного академического богословского дискусу в Укпамне, стимулирование його развития, а в дальнейшем – достижения украинской богословской мыслью зрелости и лидерских позиций в мировой богословской мысли.
Достижение заявленной цели возможно путём выполнения Богословским порталом таких задач:
  • содекйствие академическому богословскому орбразованию, её существованию и развитию;
  • помощь делу деятельности богословских академических институций, богословских объединений, украинских богословов;
  • помощь становлению богословия как академической дисциплины, присутствие которой в универсситетах возможна и необходима;
  • содействие постоянному качественному росту уровня богословско-научных исследований в Украине;
  • стимулирование формирования положительного лица украинской богословскооской богословской мысли сегодняшнего дня, прошлого и будущего;
  • помощь в усвоении украинской богословской мыслью самых лучших достижений разных христианских традиций;
  • содействие инкультурации в Украине богословского и социального учения Церковь;
  • помощь  формированию и развитию современной христианской культуры как основы для украинской общественной жизни;
  • содействие открытости и сотрудничеству между богословами и Церквами;
  • формирование умов для плодотворного диалога богословия и философии, богословия и гуманиристики;
  • содействие академическим, издательским, просветительским, общественным проектам и инициативам Церквей.
 
Теоретичнеское и  практическое значение  
Богословского портала 
 
Богословський портал объктивно необходим теологам Украини как ефективный спсоб организации богословского дискурсу и сотрудничеству богословов, богословских обществ, богословских факультетов и научно-исследовальских центров.
Богословский портал объективно необходим обществу как истиститут, который делает неотпровержимым фактом существование в Украине собственной высоко развитой богословской традиции, благодаря чему возможно становление богословия как призанной ВАК'окм специальности.
 
Богословский портал объективно необходим Церквам как новый и высокоэффективный способ творения современной христианской культуры в Украине.
Богословский портал объективно необходим всеми миру, ибо благодаря ему, возможно, возникнет в христианской теологии то, что станет «новым словом» как для Запада, так и для Востка.
 
Я, с 1953 года кандидат богословия Русской православной церкви Московской патриархии, с 1964 года кандитат философских наук и доцент, с 1975 года доктор философйских наук,  профессор Дулуман Евграф Каленьевич полностью, но не в целом, поддерживаю проект украинского Богословского портала и готов принять в его становлении и функционировании самое активное участие. Оговорка «не в целом» касается отдельных заявленных инициатbв, о которых будет сказано ниже. 
 
Даже одноразово беглого просмотра цели и задач, которые ставят перед собой инициаторы создания Богословского портала, невооружённым глазом видно, что его авторы берутся решать их с задорным энтузиазом неопытных мальчишек. Создаётся впечатление, что Богословский портал всерьёз намеревается свести к общему знаменателю ни с кем другим непримиримое богословское разнообразие, в плену которого находится каждое христианское вероисповедание («Церкви» - пишут инициаторы). Уже 90 лет существует и активно действует экуменические движение христианских церквей, которое ставит перед собой такие же задачи. К работе в экуменических всемирных и  региональных конференциях, конгрессах, совещаниях и семинарах привлекаются, кроме ведущих церковных иерархов, лучшие из лучших богословов всех христианских конфессий.А результат?.. А никакой, никакисенький! Под ауспицией авторитнейших из авторитетных глав церквей, лучших  из лучших богословов каждой конфесии до сих пор не договорились даже о том, чтобы вместе помолится, или вместе прочитать рекомендованную всем верующим самим евангельским Иисусом Христом молитву «Отче наш».
 
Могу безошибочно предсказать. Если представители уже наличные среди инициаторов создания Богословского портала представители католических и протестантских церквей Украины станут толерантно излагать свои взгляды на те или иные богословские проблемы с точки зрения своей церкви, - их авторы через пару месяцев розругаются между собой и в сердцах разойдуться. Если же выступающие на Портале богословы начнут выступать так, чтобы своим конфессиональным  мировоззрением не задеть мировоззрение инаковерующего христианина… То как они, богословы разных христианских конфессий,  найдут между собой то общее, что есть у всех? Общего у них окажется столь мало, что говорить им между собой не только не интересно, а просто – не о чём. Например. В Библии собственноручно самим Богом на горе Синай написано дарованные через Моисея для всех верующих 10 заповедей. Но их современное богословское прочтение у католиков - одно, у православных – другое, а у Адвентистов – третье. Уверен, что Богословский портал не примирит  католиков, православных и адвентиство в прочтении написаннный власноручно  самим библейским Богом заповедей.
 
В двухтысячелетней истории христианства не было ни одного случая, когда бы  отличные друг от друга по конфессиональным признакам церкви объединялись. Поглощение сильной христианской церкви слабой церкви – было. Такое, например, произошло в конце 16 столетия. Тогда католическая церковь проглотила часть украинской православной церкви под названием униаты/греко-католики. Сильная церковь уничтожала враждебную ей слабую христианскую конфессию – и такое было. Христианская церковь напротяжении  4 – 8 столетия уничтожила арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство,  иконобрство и другие ереси. Католическая церковь на своей «канонической терриротии» до последнего верующего уничтожила альбигойцев, кафров, павликиан, вальденсов, янсенитов и десятки других. Физически уничтожила до ноги. Православная церковь уничтожила ертиков жидовствующих, стигольников, во имя «новых» церковных православных обрядов в конце 17-начало 18 столетия уничтожила или изгнала из страны половину населения царской России. На Украине во время востания Богдана Хмельницкого православными козаками были уничтожены антитринитарии, социанея. ариане… Межнациональная война за правильную веру православных и униатов, когда по словам зарубежных современников «Русь успешно убивала Русь», едва-едва не была уничтожена украинская нация.
 
Конечно, объеднение христианских богословов, а через них и христианских церквей – это те благие намерения, которые всегда хвалит сам Бог (І кор., 4:5). (В церковно-славянской Библии красиво написано: «Добрые намерения и Бог целует»). Но  двухтысячелетняя история христинаства свидетельствует, что на поисках общего сближение верующих разных Церквей/конфесий не бывает. Но были объединения на почве общей вражды, например, различных течений протестантов на почве вражды к папству; Англии и России против Наполеона; капиталистов и коммунистов против фашизма. В этом году появились солидные сторонники объединения всех христианских конфессий или даже всех религии на почве общей вражды к кому-то или чему-то. Так, папа Бенедикт XVI призывал объединится всем верующим христианам на блоьбу с секуляризмом, а экс-премьер Великобритании Тони Блэр призывал объединится все религии в борьбе против свободомыслия и атеизма. Правда, руководители всех религии и конфессий и без призывов папы или самого Тони Блэра ведут одновременную отчаянную борьбу против секуляризма и свободомыслия/атеизма. Но Бенедикт XVI и экс-премьер предлагают сделать два шага вперёд в этом отношении: первый шаг – организовать согласованные мероприятия в борьбе против, а второй – в ходе этой борьбы отложить в сторону,  забыть мировоззренческие противоречий между всеми церквами/конфессиями. Если эти два шага проделает украинский Богословский портал, то, по моему мнению, успех в задуманному ему гарантирован.  Но… Но в конечном итоге гарантировано и поражение.
 
Впрочем, если задум инициаторов Богословского портала хоть на сколько-то процентов осуществится, то, опять по моему лично глубокому убеждению, это пойдёт на пользу и всем религиозным конфессиям и умиротворению национального  и религиозных конфликтов в Украине. И дай Бог, чтобы украинская мысль, благодаря будущему Богословскому порталу, родила богословие мирового уровня. Но поскольку Бога нет, постольку результат зависит от сугубо мирских небожественных условия. А поэтому нужно постараться своими силами «оживить» сам Богословский портал.
 
Сейчас в Украине есть несколько десятков богословских и небогословских сайтов, каждый
из которых имеет субъективное намерение быть Порталом  религиеведческих проблем. Ни один из этих порталов не может похвалится тем, что каждую его свежую публикацию прочитывает хотя бы сотня  посетителей за первые сутки. В последующие сутки количество чтений каждой публикации неуклонно падает. В этих уссловиях я дерзну дать несколько советов.
 
Прежде всего, в число в определенной мере заитнтересованных участвующих в работе Богословского портала необходимо привлечь представителей по возмжности более широкого круга официально и неофициально действующих в Украине конфессий.
Если инициаторы в самом деле намеривается придать Богословскому научный или хотя бы наукообразный вид, то к его участию нужно привлечь светских  – толерантных к религии вообще и в тоже время конфессионально незаангажированных – религиеведов. Таких я вижу, например, в Отделении религиоведения Института философиии АН Украины, в первую очередь руководителя отделения профессора Колоднего А.Н.;  доктора философских наук Яроцкого П.Л. - крупнейшего знатока богословия католичества, иеговизма и протестантизма; доктора философских наук Филиппович Л.А. Я и сам, будучи кандидатом богословия и доктором философских наук согласен принять участие в работе Богословского потрала на позициях толерантного к религиозным убеждениям верующих и конфессионально нежангажованного религиоведа и философа.
 
В процессе осуществления задуманного инициаторами Богословского портала неплохо было бы присмотрется к действующим сейчас церковно-богословских, пробогословских и светских сайтов и порталов. При этом, по моему мнению, нельзя пройти мимо Портала-Credo.Ru (Портала-Кредо.Ру). Он дает актуальнейшую, конфессионально незаангажированную информацию о происходящих процессах в христианстве, других религиях, проблемах свободы совести и религиоведения. Этот Портал интересно и полезно читать(и читается) верующими и неверующими, представителями всех, прежде всего, христианских, конфессий.Публикации этого портала находят живеший отклик в общественной жизни всех стан на территории бывшго Советского Союза.
 
Правда, инициаторы украинского Богословского портала ставят себе задачу развития традиционной и новой христинаской богословской мысли. А таккая мысль может развиваться только в условиях пропаганды этого богословвия и дискуссий вокруг него. А поэтому на Богословсском портале желательны не только дискуссии между христианскими конфессиями , но и с нехристианской и безрелигиозной мыслью. Хватит ли украинскому Богословскому порталу смелости и силенки на такое? Если хватит, то я одним из первых рынусь на площади Богословского портала с научным религиоведческим анализом и критикой разнообразных богословских соображений. Впрочем мой сайт  www.sotref.com уже сейчас готов предоставить место для пробных упражнений в развитии ими традиционных и новых богословских мыслей.
10 декабря 2010 года

Посмотреть и оставить отзывы (8)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Отрицательная теология - апофатический слив бога
  • Сравним достоинства Бога и Сатаны

    Пришествий на страницу: 3355