Авторство: Кредо.ru
Посмотреть и оставить отзывы (30)
Кредиты и религия Ученые придумывают способы утилизации усопших людей Террамация Аркадизмы РПЦ получит от государства 27 млн на поддержку Донбасса
Церковь и вор в законе
В прессе пишут, что московский "патриарший" проект "Храмы шаговой доступности"
забуксовал. Говорят, "новая метла метет по-новому", и лужковское согласие на возведение
200 типовых храмов РПЦ МП в "спальных" районах Москвы не подтверждается новым
руководством города. Во всяком случае, торжественная закладка первого храма серии,
намеченная при праздничном стечении народа в День народного единства 4 ноября
в Северо-Восточном административном округе Москвы, на пересечении улиц Малахитовой
и Бажова, так и не состоялась…
Возможно, это маленькая месть властей за активную поддержку православными прошлого
мэра. Возможно, эстетические вкусы нового мэра не удовлетворились типовыми храмами-хрущобами.
Вот, например, кампания по сносу тысяч московских ларьков стала первым серьезным
предприятием нового градоначальника. Не символ ли это?
А возможно, дело проще, и на время кадровой неразберихи, перетасовки подрядов,
элементарно не успели договориться с новыми фаворитами строительного рынка. Да,
в конце концов, мало ли что…
Всего этого мы не знаем и знать не можем. Наш традиционный византийский способ
политической аналитики - гадать о реальности по расположению членов Политбюро
на трибуне Мавзолея, остающийся единственно актуальным и сегодня, - оставляет
нам единственный шанс: мыслить не на уровне фактов, а на уровне символов.
Что ж, тем лучше. Любая новость становится поводом для обобщений. Любой сюжет
– срезом реальности в целом. Незавершенная (так и не начавшаяся?) история с сетевыми
храмами-быстростроями - притом еще и весьма показательным. В ней, как в зеркале,
отразились черты всех наших былых византий - от империи Николая II до сталинского
СССР и олигархического капитализма 90-х.
Конечно, ничего плохого в том, что в каждом микрорайоне Москвы появится свой
храм, – нет. Но очередная бюрократическая смесь традиции и прогресса времен нано-духовности
вводит нас в довольно странный ряд ассоциаций. Вместо уникального лица каждой
общины-семьи - очередная бетонная коробка, вместо живой веры - сеть духовных супермаркетов,
вместо родного дома-храма - хрущобы-"кирилловки" (как, возможно, окрестят новые
культовые строения, будь они все же возведены, в народе). Храмы для бедных, первые
ласточки очередного "крещения Руси", очередного "социализма с человеческим лицом"
под чутким руководством Партии и Правительства. Хороший повод вспомнить о том,
как начиналось наше нынешнее Большое Воцерковление.
В "лихие" 90-е новая власть во главе с революционной партией олигархов, экспроприируя
ценности Советского Союза, как всегда, по своему образу и подобию творила и Церковь.
На духовных небесах в то же время, принимая беспошлинную благодать, щедро посылаемую
властью, и столь же щедро окормляя народ алкоголем и табаком, а чиновников и бизнесменов
– "шестисотыми" Мерседесами под видом карет "скорой помощи", церковные князья
чудесным образом преображались из партийной советской номенклатуры в олигархов-миллиардеров.
А в нижних иерархиях духовного космоса творился иной сюжет. Там обагренный кровью
врага бандит-романтик стучался в ближайший храм, отдавал десятину от своего тяжкого
кровавого ремесла, и мудрый батюшка разрешал его от всех темных дел, и умиротворенный,
тот шел на очередное трудное дело. Все были исполнены мира и радости. Церковь
духовно богатела, меценаты пилили гири, а романтики ножа и топора получали необходимую
духовную анестезию.
Но "лихие" 90-е подошли к концу. Наступили благословенные 00-е. При новой власти
беспорядочный грабеж был жестко структурирован, вписан во властную вертикаль и
во-государствлен. Жить стало понятнее, лучше и веселее. Бессмысленные перестрелки
прекратились, мятущиеся волны денежных потоков успокоились и вошли в свои русла.
Вместе с тем, как романтическая фаза революции с ее беспорядочной пальбой перетекла
в строгую бюрократическую, новое бытие обретала и Церковь. Вор в законе, вошедший
в зенит власти, почувствовал необходимость в идеологии - непреодолимое желание
натянуть на свое широкое тело золотые сакральные ризы.
Став чиновником, бывший бандит не забыл своей романтической юности. Так же, как
и раньше, он нес свою десятину с напиленного в Церковь, как и раньше - получал
необходимую анестезию-опиум. И в этом отнюдь не было цинизма, одна лишь голая
и подлинная духовность. Ведь будь ты даже градоначальником и укради свой, данный
тебе от Бога миллиард, наедине с собой, ночью в постели, ты все равно знал, что
на самом деле ты никакой не градоначальник, а самый банальный вор. Проворочавшись
всю бессонную ночь, наутро ты шел измученный в Главный Храм своего града, где
Верховный Первосвященник оказывал тебе первую духовную помощь, катехизировал и
направлял на верную духовную стезю…
Домой наш градоначальник возвращался просветленным и окрыленным. Теперь он хорошо
знал, что если на десятину с награбленного построить в своем городе Большой Храм
Первосвященнику и сто маленьких церквей народу, он будет чувствовать себя уже
не банальным вором, а соработником Бога, проводником Божией благодати, благодетелем
страны и народа, духовным строителем Святой Руси. В эту ночь он засыпал спокойно
как младенец, а воровать отныне начинал как-то особенно вдохновенно.
Теперь он знал, что на каждый церковный праздник Первосвященник будет обливать
его с головы до ног святой водой, монахи окрестных монастырей будут возносить
за него вечную молитву, а после смерти его имя внесут в святцы, и вскоре очередная
икона Благодетеля Народа украсит Главную Доску Почета страны в красном ряду других
ее святых князей. Ведь и наш градоначальник был человек, и он тоже жаждал бессмертия…
Возможно, уже очень скоро в небеса нашей необъятной Родины взметнутся тысячи
новых величественных соборов-небоскребов, в которых тысячи священников в золотых
ризах вознесут хвалу своим великим Вождям, а миллионы рядовых строителей Святой
Советской Социалистической Руси потекут под омофором любимой Партии на новые невиданные
еще нано-стройки ХХI века…
А может, ничего этого и не будет: ни Города-Сада, ни типовых храмов, ни тысячи
курьеров… Ничего… А, как и прежде, будет стоять на берегу моря ветхая землянка,
на ее пороге сидеть старуха, а пред нею - разбитое корыто…
Владимир Можегов
Источник: Портал-Credo.Ru от 15 ноября 2010, 18:00
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3934